|
ПРОКРАСТИНАЦИЯ. Внутренняя защита от внутренних защитАвтор статьи: Кускова Екатерина Сергеевна
Прокрастинация (от лат. pro - вместо впереди crastinus – завтрашний) – склонность откладывать дела на самый последний момент. Не делаю, но и не отдыхаю Доктор, что со мной? Лень? Нет, не лень. Внимание! Прокрастинация и лень - понятия разной природы. Условно лень можно отнести к отсутствию или недостатку мотивации, исходя из базового стремления психики к экономии энергии организма. Прокрастинация же - всегда внутренний конфликт. Прокрастинаторы боятся, сопротивляются и винятся одновременно. При этом чувство вины прокрастинатором осознается, а страх вытесняется в бессознательное. В чем корень зла? Давайте разбираться.
В психике нет "плохих" механизмов. Все, что с нами происходит, включая пресловутые комплексы, прокрастинацию, психические расстройства и даже галлюцинации, когда-то было необходимо для того чтобы выжить. Это может вызвать удивление, но является научно доказанным фактом. Затем механизмы защиты закрепляются (на всякий случай) и остаются с нами в течение жизни. Спустя время, ситуация изменилась, и теперь когда-то защитный механизм скорее мешает, нежели помогает, он устарел. Но продолжает работать, что называется "на автомате". Так и прокрастинация в какой-то момент была призвана защитить нашу внутрипсихическую структуру от серьезной травматизации. Приведем несколько примеров того, как она может формироваться.
Довольно распространенный тип формирования прокрастинации, когда в родительской семье ребенку давали непосильные, для его возраста и уровня развития, задачи. Естественно ребенок или не может выполнить задание или выполняет его некачественно. Я, к примеру, в 5 лет не могла качественно пропылесосить квартиру с помощью пылесоса "Тайфун". Мне, как минимум, не хватало физической силы. А учитывая перенасыщение советской «хрущевки» вещами, коврами, мебелью и прочим... И вот, ребенок не справился или справился плохо. Раздраженные родители критикуют чадо и демонстративно переделывают некачественную работу. "Отойди, сама сделаю!!, "Ничего не можешь нормально...". Бывает, что ребенок просто бросает начатое, понимая, что не в силах справиться и теряет интерес. Тогда критика звучит так: "Ничего не можешь довести до конца!" и с тем же итогом, родители сделали сами. Ребенок испытывает сильный стресс, чувствует, что его отвергают самые важные люди – родители. Детская психика делает вывод: "слишком сложные дела лучше не начинать. Это опасно". Все это сопровождается чувством вины за то, что расстроил и разочаровал маму или папу. Далее содержание события может вытесняться, но срабатывает эмоциональная память. Мы можем забыть, что за ситуация была в детстве, но эмоции, испытанные в тот момент жестко сцепливаются с ней. Ситуации повторяются, и у психики формируется потребность защититься. Вырабатывается механизм прокрастинации: " Дела слишком сложны, я могу не справиться, поэтому лучше не начинать". На уровне логики это не осознается и сопровождается чувством вины.
Противоположностью первому варианту выступает формирование человека с "синдромом отличника". Такому ребенку дают посильные задачи, но требуют идеального их выполнения. "Или делай идеально или не делай вообще!" От такого ребенка родители требуют только отличных оценок. За четверки в школе может последовать тяжелое, в эмоциональном, а иногда физическом плане, наказание. И снова чувство отверженности и чувство вины. Ребенок учится быть очень осторожным в принятии решений. Он точно знает, чтобы его любили и принимали, нужно быть первым, лучшим, идеальным. Если не уверен, что получится, лучше не делать. У таких детей с раннего возраста формируется очень жесткий внутренний критик, который перенимает голос родителей, а затем сурово наказывает при всякой оплошности или минимальном снижении качества любого результата.
Представьте семью, в которой авторитарные, но в то же время опекающие родители, которые очень четко и жестко управляют семейной лодкой. Они точно знают, что, кому и когда можно делать, а что нельзя, не забывая при этом шлепнуть по рукам чадо, чтобы не лезло куда не следует. Детям в таких семьях запрещено проявлять какую-либо инициативу, вплоть до мыться посуды. "Не подходи! Сейчас возьмешь не ту губку, всё испортишь, сломаешь, забрызгаешь!". Куда поступать, что покупать, как отмечать праздники, что читать, с кем дружить, впоследствии, где и кем работать – всегда лучше знают старшие. За ними последнее и единственное слово. В случае нарушения жестко установленных правил, ребенок испытывает все тот же стресс отвержения и чувство вины, что залез не в свое дело. И вот человек вырос, у него есть работа, семья, взрослые задачи, которые прокрастинируются из подсознательной установки "Я слишком мал, недостаточно компетентен, умен, опытен чтобы принимать решения и выполнять серьезные задачи".
Всё это мне не нужно! Еще один вариант вырастить прокрастинатора, воспитывать очень "правильного" ребенка. Такой ребенок растет в «тепличных условиях», окружен опекой и заботой. При этом основное требование к нему – соблюдать правила социально желательного поведения, чтобы радовать маму и папу. В том случае, если ребенок растет довольно мягким, ранимым и нежным в теплой домашней обстановке, мягко направляется в нужные родителям стороны, хорошо себя ведет, есть риск формирования человека, который не очень хорошо знает себя и свои настоящие потребности. Такие семьи часто избегают подросткового бунта из-за несвершившейся сепарации. И, казалось бы, все довольны, человек вырос, создал семью, работает, все как у всех, но... Игнорирование собственных потребностей и границ, невозможность годами обнаруживать себя и свои истинные желания, накапливает "ошибки" и перерастает в подспудное сопротивление всем этим заниматься. Такой человек прокрастинирует потому, что подсознательно не хочет заниматься делами и работой, которые он особо не выбирал. В то же время он винится, что откладывает и подводит других, и боится себе во всем этом признаться. Вообще обнаружение такого рода прокрастинации бывает довольно болезненным, приводя к кризису "Похоже, я про..пустил собственную жизнь".
Когда ребенок формировался, самое важное для него – любовь и принятие родителей. Ведь недовольные родители – отвергающие родители. А для ребенка нет ничего травматичнее, чем родительское отвержение. На уровне инстинкта самосохранения родительское отвержение угрожает смертью. Поэтому все наши "кривые" механизмы адаптации родом из детства, и были созданы лишь с одной адаптационной целью - чтобы нас любили и принимали. Если прокрастинация – это про вас, попробовать разобраться в ее причинах. Обратиться к себе самостоятельно или с помощью специалиста. Здесь описаны не все варианты формирования прокрастинации, но приведены наиболее яркие примеры. 1. Признать, что прокрастинация есть. Да, это внутренняя защита. И пока она нужна. 2. Постараться, самостоятельно или с помощью специалиста, встретиться с глубоко спрятанными чувствами, которые сопровождают прокрастинацию. Задать вопросы: «чему я сопротивляюсь?», «чего я боюсь?», «как я винюсь?», «как я могу поддержать себя?». 3. Делегировать маленькие дела, браться за большие и дробить их. Тогда задача перестанет казаться настолько непосильной и механизм прокрастинации может ослабляться.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|