ПРОКРАСТИНАЦИЯ. Внутренняя защита от внутренних защит

Прокрастинация (от лат. pro - вместо впереди crastinus – завтрашний) – склонность откладывать дела на самый последний момент.

Не делаю, но и не отдыхаю

Доктор, что со мной? Лень? Нет, не лень.

Внимание! Прокрастинация и лень  - понятия разной природы. Условно лень можно отнести к отсутствию или недостатку мотивации, исходя из базового стремления  психики к экономии энергии организма.

Прокрастинация же - всегда внутренний конфликт. Прокрастинаторы боятся, сопротивляются и винятся одновременно. При этом чувство вины прокрастинатором осознается, а страх вытесняется в бессознательное.

В чем корень зла? Давайте разбираться.


Откуда она взялась?

В психике нет "плохих" механизмов. Все, что с нами происходит, включая пресловутые комплексы, прокрастинацию, психические расстройства и даже галлюцинации, когда-то было необходимо для того чтобы выжить. Это может вызвать удивление, но является научно доказанным фактом. Затем механизмы защиты закрепляются (на всякий случай) и остаются с нами в течение жизни. Спустя время, ситуация изменилась, и теперь когда-то защитный механизм скорее мешает, нежели помогает, он устарел. Но продолжает работать, что называется "на автомате".

Так и прокрастинация в какой-то момент была призвана защитить нашу внутрипсихическую структуру от серьезной травматизации. Приведем несколько примеров того, как она может формироваться.


Ты ничего не можешь!

Довольно распространенный тип формирования прокрастинации, когда в родительской семье ребенку давали непосильные, для его возраста и уровня развития, задачи. Естественно ребенок или не может выполнить задание или выполняет его некачественно. Я, к примеру, в 5 лет не могла качественно пропылесосить квартиру с помощью пылесоса "Тайфун". Мне, как минимум, не хватало физической силы. А учитывая перенасыщение советской «хрущевки» вещами, коврами, мебелью и прочим... 

И вот, ребенок не справился или справился плохо. Раздраженные родители критикуют чадо и демонстративно переделывают некачественную работу. "Отойди, сама сделаю!!, "Ничего не можешь нормально...".

Бывает, что ребенок просто бросает начатое, понимая, что не в силах справиться и теряет интерес. Тогда критика звучит так: "Ничего не можешь довести до конца!" и с тем же итогом, родители сделали сами.

Ребенок испытывает сильный стресс, чувствует, что его отвергают самые важные люди – родители. Детская психика делает вывод: "слишком сложные дела лучше не начинать. Это опасно". Все это сопровождается чувством вины за то, что расстроил и разочаровал маму или папу.

Далее содержание события может вытесняться, но срабатывает эмоциональная память. Мы можем забыть, что за ситуация была в детстве, но эмоции, испытанные в тот момент жестко сцепливаются с ней. Ситуации повторяются, и у психики формируется потребность защититься. Вырабатывается механизм прокрастинации: " Дела слишком сложны, я могу не справиться, поэтому лучше не начинать". На уровне логики это не осознается и сопровождается чувством вины. 


Идеально или никак!

Противоположностью первому варианту выступает формирование человека с "синдромом отличника". Такому ребенку дают посильные задачи, но требуют идеального их выполнения. "Или делай идеально или не делай вообще!" От такого ребенка родители требуют только отличных оценок. За четверки в школе может последовать тяжелое, в эмоциональном, а иногда физическом плане, наказание. И снова чувство отверженности и чувство вины. Ребенок учится быть очень осторожным в принятии решений. Он точно знает, чтобы его любили и принимали, нужно быть первым, лучшим, идеальным. Если не уверен, что получится, лучше не делать. У таких детей с раннего возраста формируется очень жесткий внутренний критик, который перенимает голос родителей, а затем сурово наказывает при всякой оплошности или минимальном снижении качества любого результата. 
Взрослые прокрастинаторы такого типа также не вполне осознают причину своего страха и вины. Бывает, что казало бы, задача вполне выполнимая и ее можно сделать идеально. Почему они откладывают? В силу того, что уходит невероятное количество энергии. Прокрастинаторы-отличники банально устают. Устают от поддержания внутреннего критика, устают от него отбиваться, устают затрачивать сверхусилия на задачи, которые того не стоят.


Это не моё дело!

Представьте семью, в которой авторитарные, но в то же время опекающие родители, которые очень четко и жестко управляют семейной лодкой. Они точно знают, что, кому и когда можно делать, а что нельзя, не забывая при этом шлепнуть по рукам чадо, чтобы не лезло куда не следует.

Детям в таких семьях запрещено проявлять какую-либо инициативу, вплоть до мыться посуды. "Не подходи! Сейчас возьмешь не ту губку, всё испортишь, сломаешь, забрызгаешь!". Куда поступать, что покупать, как отмечать праздники, что читать, с кем дружить, впоследствии, где и кем работать – всегда лучше знают старшие. За ними последнее и единственное слово. В случае нарушения жестко установленных правил, ребенок испытывает все тот же стресс отвержения и чувство вины, что залез не в свое дело. 
С одной стороны ребенок огражден от ошибок, живет в стерильной чистоте, учится в хорошем ВУЗе. С другой, он растет с четкой позицией: "Это не моё дело". Все сложные задачи, дела и решения "не для меня. Есть более компетентные люди".

И вот человек вырос, у него есть работа, семья, взрослые задачи, которые прокрастинируются из подсознательной установки "Я слишком мал, недостаточно компетентен, умен, опытен чтобы принимать решения и выполнять серьезные задачи".
Чувство вины, в данном случае, сопровождается страхом ошибки, которая повлечет за собой фатальные последствия.

 

Всё это мне не нужно!

Еще один вариант вырастить прокрастинатора, воспитывать очень "правильного" ребенка. Такой ребенок растет в «тепличных условиях», окружен опекой и заботой. При этом основное требование к нему – соблюдать правила социально желательного поведения, чтобы радовать маму и папу.

В том случае, если ребенок растет довольно мягким, ранимым и нежным в теплой домашней обстановке, мягко направляется в нужные родителям стороны, хорошо себя ведет, есть риск формирования человека, который не очень хорошо знает себя и свои настоящие потребности. Такие семьи часто избегают подросткового бунта из-за несвершившейся сепарации. И, казалось бы, все довольны, человек вырос, создал семью, работает, все как у всех, но...

Игнорирование собственных потребностей и границ, невозможность годами обнаруживать себя и свои истинные желания, накапливает "ошибки" и перерастает в подспудное сопротивление всем этим заниматься. Такой человек прокрастинирует потому, что подсознательно не хочет заниматься делами и работой, которые он особо не выбирал. В то же время он винится, что откладывает и подводит других, и боится себе во всем этом признаться.

Вообще обнаружение такого рода прокрастинации бывает довольно болезненным, приводя к кризису "Похоже, я про..пустил собственную жизнь".


Во всех приведенных примерах есть одна формирующая линия – прокрастинация формируется для того, чтобы защитить психику человека от негативных переживаний.

Когда ребенок формировался, самое важное для него – любовь и принятие родителей. Ведь недовольные родители – отвергающие родители. А для ребенка нет ничего травматичнее, чем родительское отвержение. На уровне инстинкта самосохранения родительское отвержение угрожает смертью. Поэтому все наши "кривые" механизмы адаптации родом из детства, и были созданы лишь с одной адаптационной целью - чтобы нас любили и принимали.

 
Что делать?

Если прокрастинация – это про вас, попробовать разобраться в ее причинах. Обратиться к себе самостоятельно или с помощью специалиста. Здесь описаны не все варианты формирования прокрастинации, но приведены наиболее яркие примеры. 
Не стоит усиливать свою вину, ругая себя за прокрастинацию, сравнивая с другими "нормальными" и т.д. Здесь важно начать понемногу помогать себе. А именно.

1. Признать, что прокрастинация есть. Да, это внутренняя защита. И пока она нужна.

2. Постараться, самостоятельно или с помощью специалиста, встретиться с глубоко спрятанными чувствами, которые сопровождают прокрастинацию. Задать вопросы: «чему я сопротивляюсь?», «чего я боюсь?», «как я винюсь?», «как я могу поддержать себя?». 

3. Делегировать маленькие дела, браться за большие и дробить их. Тогда задача перестанет казаться настолько непосильной и механизм прокрастинации может ослабляться.    

 



Просмотров: 328
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Родители и дети. Где "взрослый"? Где "ребенок"?
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Ребенок не хочет учиться! "Кто виноват?" и "Что делать?"
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • "Это же бабушка.. Как общаться, чтобы не испытывать чувство вины?"
  • "А внутренний ребенок кричит вам:" Я есть!"
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • "Учится, но ничего не делает..." (Про феномен "психологической мастурбации")
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Ребенок не понимает "Нет" и "Нельзя" Вопрос - ответ
  • Чувство вины и комплекс неудачницы: "Я хорошая, если у меня все плохо"
  • Ребенок "связывает", но и "разъединяет" родителей.
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Время плакать - сейчас" или "Когда попадают в травму"...
  • Разведенная мама-"ребенок" и ее "взрослая" дочь
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • "Суть всех споров или "Мясные люди" vs "Шизотерики"
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь