|
Детская сексуальностьАвтор статьи: Хапов Виктор Эдуардович
Обозначим правила игры. Для начала. Итак, па-а-прашу не путать взрослую ЭРОТИКУ и детскую СЕКСУАЛЬНОСТЬ. Для пущей важности, постараюсь обосновать своё столь безапелляционное заявление. Во-первых, если коснуться лингвистических аспектов слова сексуальность, то, после недолгих исследований можно прийти к выводу, что “sex” в переводе с иноземного означает по-русски “пол”, а не то, что вы подумали. Соответственно, «сексуальность», есть не что иное, как проявление половой принадлежность, или, сказать точнее, половая идентичность. Касаемо «эротики», в наиболее привычном для современного человека понимании, принято считать, что это некое явление (процесс, чувство), направленное на представителя противоположного (или одного же) пола, с целью осуществления интимной близости или, говоря короче, полового акта. Однако, если взглянуть несколько глубже (и исторически и психологически), то можно обнаружить, что первоисточник эротики – ЭРОС, в Древней Греции, откуда, собственно и пошла вся европейская культура, представляет собой олицетворение любви и влечения к жизни, как таковой, неотъемлемым дополнением коей являлось и является продолжение рода человеческого, предусматривающее непосредственный половой контакт (желательно, конечно, разнополый, но…бывает по-всякому). Так вот у ЭРОСА имеется его антипод – ТАНАТОС – олицетворение смерти, сын Никты, брат-близнец бога сна Гипноса. Учитывая этот факт – наличие двух основ противоположной направленности, можно предположить, что эротика, как таковая, есть проявление влечения к жизни, к её продолжению, развитию и сохранению целостности. Это и есть сила, которая позволяет человечеству (и не только) сохранять себя как одну из форм живой материи. В психоанализе эта сила обозначается как ЛИБИДО, в противовес «сгенерированному» ТАНАТОСОМ понятию МОРТИДО. Ну, о влечении к жизни и влечении к смерти поговорим в другой раз, а сейчас, давайте вернемся к тому, чему, собственно и посвящен был этот коротенький пролог. Итак. Детская сексуальность. Для большинства это словосочетание взаимоисключающее и шокирующее. Но дело в том, что благодаря работам Фрейда, под сексуальностью начали понимать не конкретное половое влечение к сексуальному партнеру с конечной целью в виде коитуса, а всё то, зачастую неосознанное, что связано с проблемой принадлежности к тому или другому полу. До появления работ Фрейда считалось, что сексуальность у детей отсутствует, или, признавая её существование, исследователи зачастую умалчивали об этом феномене, оценивая его как греховный и опасный. Эти противоречивые взгляды сохраняются и по сей день, однако, хотя бы некоторые родители рассматривают развивающуюся сексуальность у своих детей как нечто естественное и не вызывающее негативное отношение. Часть родителей и сегодня ощущают дискомфорт из-за любых проявлений сексуального интереса у ребенка. На это есть несколько причин. Во-первых, это считается ненормальным; во-вторых, родители не знают как себя вести в таких ситуациях. В конце концов, у них могут быть собственные сексуальные проблемы. Для ребенка (заметьте, ещё до его появления на свет) проявления пола играют основополагающую роль в формировании личностных черт и особенностей протекания его дальнейшей жизни. Элементарный пример из практики. Не прием приходит девушка, испытывающая серьезные трудности в вопросах «познакомиться с парнем», «создать семью» и т.д. При первом же взгляде на неё, понимаю, что что-то не вяжется – я вижу девушку, а ощущение такое, что зашел парень – жесты, манеры, походка, поза – ну явно не девичьи! Хотя одета по-женски, волосы, макияж и прочее. В процессе первичных встреч, выясняется, что, помимо прочего, перед её появлением на свет, родителя (причем ОБА) ждали мальчика. Почему я выделил слово «ОБА» родителя? Да потому, что зачастую, отцы хотят, чтобы родился мальчик и это, в общем-то, считается нормой. Но! Ключевую роль в психологическом аспекте формирования половой идентичности ребенка, ещё до его появления на свет играет мать! Все её переживания, размышления, желания, чувства напрямую передаются плоду, начиная с самых ранних стадий беременности! И вот получается, что ждали мальчика, родилась девочка, но…мальчик. В дальнейшем, так или иначе, и воспитание у моей пациентки строилось по мальчиковому стилю. Нет, её, разумеется, не стригли «под мальчика» и не заставляли надевать только брюки. Но некоторые мелочи, как то: походы с папой в гараж, собирание моделей самолетов, чтение произведений Фенимора Купера, Артура Конан Дойла, кино про войну и т.д. – всё это изо дня в день незаметно для взрослых оказывало свое влияние на образ будущей девушки. Нет, понятно, что с природой спорить очень сложно и у неё самой никогда не возникало желание, типа «сменить пол» или «одеться по-мужски», но некоторые нюансы категорически мешали её жить полноценной жизнью. Потребовались немалые усилия, чтобы она смогла обрести половую идентичность и, выйдя впоследствии замуж, родить ребенка, при этом – и это главное – будучи беременной, не вожделеть по ребенку строго желаемого пола, а любить его, независимо от того, мальчик родится или девочка. У мужчин подобные события тоже не редкость, но, разумеется с известными поправками в поведении родителей до и после появления ребенка на свет. Немаловажным, а для некоторых родителей и шокирующим моментом является проявление сексуальности детей в младенческом и/или детском возрасте. Как знает любой наблюдательный родитель, маленькие мальчики и девочки начинают трогать и тереть свои наружные половые органы, как только у них развивается необходимая координация движений. Иногда это приводит к оргазму у детей в первый год жизни. Возникает вопрос, каков смысл такого поведения? Может быть, ребенок попросту исследует свое тело, и вероятность дотронуться до той или иной его части (локоть, живот, наружные гениталии) примерно одинакова? Или такое поведение содержит элемент сексуальности, и получаемое чувственное удовольствие заставляет ребенка снова и снова прибегать к самостимуляции? Родители очень маленьких детей реагируют на описанные проявления полового поведения по-разному. Некоторых это забавляет, других удивляет, третьих тревожит, особенно если они не понимают, что все это - совершенно нормальные признаки развития ребенка. К двухлетнему возрасту большинство детей начинают ходить, говорить, а также ощущать себя мальчиком или девочкой. Они проявляют неуемное любопытство, исследуя разные части собственного тела, причем большинство открывают для себя (если не сделали это раньше), что стимуляция наружных половых органов приносит приятные ощущения. Сначала игра гениталиями является индивидуальным занятием, но постепенно она преобразуется в игру "в доктора" или "покажи мне свое и я покажу, что есть у меня". Дети могут потирать пенис или клитор руками, а также использовать для этой цели куклу, подушку, одеяло или другие предметы. Если классифицировать возрастные периоды, которым соответствуют стадии развития ребенка, его этапы на пути к поло-ролевой идентичности, то, на мой взгляд, уместнее всего воспользоваться классификацией, предложенной Фрейдом. Он выделял (и с этим трудно спорить!) следующие «эпохальные» периоды жизни человека:
Каждая стадия отвечает за формирование определенных черт личности человека. Как именно они проявят себя в будущем, напрямую зависит благополучного или неблагополучного течения той или иной стадии развития. Успех прохождения каждого этапа в свою очередь связан с поведением родителей по отношению к ребенку. Если в определенный период развития наблюдаются какие-либо отклонения и проблемы, может произойти "застревание", иначе говоря - фиксация. Фиксация на той или иной стадии развития приводит к тому, что взрослый человек сохраняет бессознательную память о конкретной психической травме или целиком о периоде. В минуты тревоги и слабости он как бы возвращается в тот период детства, когда имел место травматический опыт. В соответствии с этим, фиксация на каждой из перечисленных стадий развития будет иметь свои проявления во взрослой жизни. А детские травмы - это чаще всего неразрешенные (непроработанные) конфликты между родителями и ребенком. В первые месяцы жизни ребенка устанавливается его связь с родителями - важная ранняя форма интимных отношений. Существенный компонент младенческой сексуальности заложен в чувственной близости ребенка и родителей, которая реализуется, когда последние держат ребенка на руках, обнимают его или прижимают к своему телу. Такая связь между ребенком и родителями устанавливается с самого рождения и в последующем углубляется в процессе кормления, купания, одевания и других видов физического взаимодействия между родителями и новорожденным. Ребенок, лишенный в младенчестве родительского тепла и других форм связи с отцом и матерью, впоследствии может испытывать трудности при вступлении в интимные отношения с другими людьми, или не получать удовлетворения от собственной уже взрослой сексуальности. Теперь коротко о вышеозначенных стадиях психосексуального развития ребенка. Оральная стадия. Название получила по той причине, что первой и пока единственной зоной чувственности ребенка является рот. В этот период младенец получает базовый опыт получения наслаждения от контакта с матерью. И дело не только в насыщении как процессе наполнения желудка молоком. Кормление грудью – уникальный процесс передачи от матери к младенцу важнейшей ЖИЗНЕННОЙ информации, которая в дальнейшем будет определять жизненный путь взрослого человека. Разумеется, что насколько успешным был период внутриутробного развития плода и состояние матери в это время, зависит и этап грудного вскармливания. Материнская грудь приносит младенцу не только наслаждение и удовольствие, но и чувство безопасности, уверенности и защищенности. Англо-австрийский психоаналитик Мелани Кляйн ввела в оборот такой термин как «хорошая грудь – плохая грудь». Это очень точное определение взаимоотношений мать-ребенок во время оральной стадии развития. В этом возрасте малыши часто беспокойны, когда мамы нет рядом. Они отказываются спать одни в кроватке, начинают кричать, даже если мама отлучается совсем ненадолго, постоянно просятся на ручки. Не отказывайте малышу. Приходя на его зов, выполняя его просьбы, вы не потакаете капризам, а подтверждаете его уверенность в себе и в окружающем мире. Строгость воспитания сейчас сыграет с вами и с ребенком злую шутку. Фрейд выделил два крайних типа материнского поведения:
Обе эти модели поведения ведут к формированию у ребенка орально-пассивного типа личности. В результате появляется чувство зависимости, неуверенности в себе. В будущем такой человек постоянно будет ожидать от окружающих "материнского" отношения, испытывать потребность в одобрении, поддержке. Человек орально-пассивного типа часто очень доверчив, зависим, не способен принимать решения и нести за них ответственность. К великому сожалению, я бы даже сказал, к ужасу бывает и третья модель – глубокая потаенная ненависть матери к родившемуся ребенку. Намеренно не буду описывать формы проявления такого чувства, скажу только, что результатом подобного отношения, как правило являются тяжелые психические расстройства (и это не в самом худшем случае)… Анальная стадия. Принцип, по которому старик Фрейд назвал этот период весьма прост – в это время большая часть внимания ребенка и его родителей прикована к его драгоценной попке, посредством которой он к великой радости любящих родителей производит СВОЙ ПЕРВЫЙ ПРОДУКТ – какашку! И при этом, понимает, что это – ЕГО! Необходимо понимать, что интерес ребенка к собственным испражнениям на этой стадии развития вполне естественен. Малышу еще незнакомо чувство брезгливости, зато вполне понятно, что фекалии - это первая вещь, которой ребенок может распорядиться по своему усмотрению - отдать или, напротив, оставить в себе. Если мама и папа хвалят малыша за то, что он сходил на горшок, ребенок воспринимает продукты своей жизнедеятельности как подарок родителям, и последующим своим поведением стремится получить их одобрение. В свете этого попытки карапуза измазаться или испачкать ими что-нибудь приобретают позитивный оттенок. Фрейд обращает особое внимание на то, как именно родители приучают ребенка к горшку. Если они СИСТЕМАТИЧЕСКИ чересчур строго и настойчиво следят за соблюдением новых правил, или начали сажать кроху на горшок слишком рано (способность полностью контролировать анальные мышцы формируется только к 2,5 -3 годам), к тому же ругают и наказывают ребенка, когда тот отказывается сходить в туалет, стыдят малыша за промахи, тогда у малыша формируется один их двух типов характера: анально-выталкивающий. Определяется тем. Что у ребенка может возникнуть и укрепиться ощущение, что, только сходив на горшок, можно получить любовь и одобрение родителей; анально-удерживающий. Ребенок категорически не согласен с действиями родителей и заставляет себя удерживать «подарок» внутри, что чревато запорами. Людям первого типа свойственны такие черты, как склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность. Они считают трату денег обязательным условием проявления любви. Для представителей второго типа характерны скупость, жадность, бережливость, усидчивость, пунктуальность, упрямство. Они не выносят беспорядка и неопределенности. Часто склонны к мезофобии (боязни загрязнения) и патологическому стремлению к чистоте. Хорошей иллюстрацией этого является герой Джека Николсона в фильме «Лучше не бывает». Фаллическая фаза ВНИМАНИЕ! ВАЖНЕЙШИЙ ЭТАП! Начинается примерно с трех лет и уникален тем, что в него вплетен открытый Фрейдом «ЭДИПОВ КОМПЛЕКС» - у мальчиков и «КОМПЛЕКС ЭЛЕКТРЫ» - у девочек. Кроху занимают вопросы отношений между полами. Именно в этот период дети задают сакраментальный вопрос: "Откуда берутся дети?" Мало того. Ребенок в этом возрасте начинает претендовать на одного из родителей противоположного с ним пола, чем зачастую вызывает протест со стороны второго «ненужного» родителя. Уложишь спать его, сама (сам) тихонько к супругу(ге) в «ложе любви», только, понимаешь, задышали интенсивнее – о-па! – а оно уже под одеялом, влезло, разъединило, и прижалось или к папе (мамочки мои!.. а как жеж тут жеж!.. вот жеж он жеж!.. упирается жеж!..), изолировав маму, или к маме оставив одного папу. Н-да… ну и какова реакция бывает? Скажем мягко, различная. В этот период мальчик воспринимает мать как идеал женщины, положение отца в семье вызывает у ребенка зависть и желание соперничать. "- На ком женишься? – На маме!" - вот знакомый диалог, между, например, друзьями родителей и мальчиком. Ощущение превосходства отца и страх быть наказанным рождают у мальчика так называемый страх кастрации, который заставляет его отказаться от матери. В возрасте 6-7 лет мальчик начинает идентифицировать себя с отцом, а зависть и желание соперничества сменяется стремлением походить на отца, стать таким же, как он. "Мама любит папу, значит, я должен стать таким же смелым, сильным, как он". Сын перенимает у отца систему моральных норм, что в свою очередь создает предпосылки для развития СВЕРХ-Я ребенка. Этот момент является заключительным этапом прохождения Эдипова комплекса. Вариант Эдипова комплекса для девочек, т.е. комплекс Электры, протекает несколько иначе. Первым объектом любви для дочери, так же, как и для сына, является мать. Фрейд считал, что женщины уже в детстве испытывают достаточно сложный комплекс чувств, ближе всего которому может быть термин «зависть» (хотя это, в некотором смысле спорно) по отношению к мужчинам оттого, что последние обладают пенисом - олицетворяющим силу, власть, превосходство. Девочка якобы обвиняет мать в собственной ущербности и бессознательно стремится обладать отцом, завидуя тому, что у него есть пенис и что он имеет любовь матери. Разрешение комплекса Электры происходит аналогично разрешению Эдипова комплекса. Девочка подавляет влечение к отцу и начинает идентифицировать себя с матерью. Становясь похожей на собственную мать, она тем самым увеличивает вероятность в будущем найти мужчину, похожего на отца. Фрейд и его многие последователи считали, что травмы в период Эдипова комплекса могут стать источником неврозов, импотенции и фригидности в будущем. Люди с фиксациями на фаллической стадии развития уделяют огромное внимание собственному телу, не упускают случая выставить его на показ, любят красиво и вызывающе одеваться. Мужчины ведут себя самоуверенно, иногда нагло. Любовные победы они ассоциируют с жизненным успехом. Постоянно стремятся доказать себе и окружающим свою мужскую состоятельность. При этом в глубине души они далеко не так уверены, как стараются казаться, ведь их все еще преследует неосознаваемый страх кастрации. Женщинам с фиксацией на этой стадии свойственна склонность к беспорядочным половым связям, постоянное желание флиртовать и обольщать. И вот что характерно. Исходя из практического опыта, могу сказать, что в процессе аналитических встреч интерпретация психоаналитика под девизом «страх кастрации» у мужчин-пациентов, вызывает несоизмеримо меньше сопротивления и протестов чем интерпретация «зависть к пенису» у женщин. Вот такая вот особинка есть у прекрасной половины человечества… Латентная стадия. Период «сексуального штиля». Примерно с 6 и до (опять же примерно) 12 лет. Жизненная энергия временно перестает быть сексуально сфокусированной и может быть направлена на «я познаю мир». «расширяю кругозор», «дружу и с мальчиками и с девочками», в общем, занимаюсь социально активной деятельностью. Генитальная стадия Ну, вот, собственно и почти всё – ваш ребенок почти вырос. Это стадия, которая начинается, примерно с 12-13 лет завершается к 18-21 годам. Она формирует взрослую сексуальность с половыми УСТОЯВШИМИСЯ ролями, которая сохраняется у человека уже до конца жизни. В этот момент происходит объединение сразу всех предыдущих сексуальных стремлений и эрогенных зон. Теперь целью подростка является нормальное сексуальное общение, достижение которого, как правило, сопряжено с рядом трудностей. По этой причине на протяжении всего прохождения генитальной стадии развития могут появляться фиксации на различных предыдущих стадиях. Подросток как бы регрессирует к более раннему детству. Здесь, как правило, являет себя и первая «почти взрослая» любовь (бывает, что и без «почти»), здесь и кипение страстей, и боль разочарований, и вообще, это крайне напряженный период для подростка – силы есть, «гормон гуляет» вовсю, а опыта – крайне мало. Особенно сложно тем ребятам и девчатам, которые в предыдущие стадии получили негативный травматический опыт. Для них это период «риска» - убегание из дома, алкоголь, наркотики, и…возможность суицида. Подросток всеми силами пытается компенсировать недостаток правильного родительского внимания, ожесточается против родителей, переоценивает ранние ценности, меняет авторитеты и предпочтения. Для успешного прохождения генитальной стадии и подростку и родителям необходимо занимать активную позицию в решении собственных проблем, проявлять инициативу и решительность, отказаться от состояния детской инфантильности и пассивности. В этом случае у человека формируется генитальный тип личности, который в психоанализе считается идеальным. В завершении хочу сказать, что, начиная от момента появления на свет – рождения и на протяжении всех стадий, травматический опыт неизбежен – уж слишком много противоречий скрывают в себе ВСЕ жизненные этапы Младенца, Ребенка, Подростка, Юноши или Девушки. Уж слишком несовершенны и недостаточны родительские навыки взаимодействия. Слишком погружены они бывают в решение собственных проблем, которые, в свою очередь достались им от их родителей. И так далее, в глубины семьи. Рода. Всего человечества. Понять это – сложно. Разрешить – ещё сложнее. Путеводной звездой на жизненном своде любого человека, независимо от расовой, культурной или иной принадлежности, ориентиром в познании жизненных принципов и способов достижения гармонии в отношениях с собой, ребенком, близкими людьми и окружающими событиями является Любовь – то, что для многих загадка, для иных – фантазия, мечта, порою несбыточная. Но она – основа, которая формирует связь Родитель – Ребенок. Если добавить к этому наши знания о развитии личности, то и ошибки, которые неизбежны на пути взросления и воспитания можно эффективно и изящно исправить и помочь любому по-своему любящему Родителю вырастить из младенца Зрелую Личность! Всего вам самого светлого и да снизойдет к нам мудрость! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|