Синдром Кая: была ли альтернатива диссоциации?

Человек весьма странное существо. Наделенный разумом, он может развиваться, расти, увлекаться, творить, мечтать, любить,  ценить...

Но часто человек загоняет себя в ловушку своих страстей и самообмана, из которого не может выбраться, боится подскользнуться, создает иллюзии, желая сохранить призрачную "безопасность" лишь бы не потревожить вполне работающую внутреннюю "камеру наблюдения". 

Психологические защиты представляют собой весьма многогранный спектр в психике человека, связанный с избеганием осознания и возможности объективного видения проблемы.

Синдром Кая была ли альтернатива диссоциации

Таким образом, при диссоциации "человек обретает способность воспринимать происходящее с ним так, будто оно происходит не с ним, а с кем-то посторонним. Таким образом диссоциируется (отделяется) личность и неприятные ощущения, которые переживает человек".

C латинского языка слово диссоциация переводится как распад, расщепление.

С одной стороны, в самой диссоциации проявляется весьма продуктивный для развития личности посыл - способность наблюдения за самим собой и кажется, что всего-то один шаг остался сделать на пути  к самому главному - к принятию ситуации и трезвому осмыслению себя, своего "Я" со стороны. 

С другой стороны, злоупотребление или собственно уход в диссоциацию ведет к психическому нарушению, а именно - к диссоциативному расстройству личности, проще говоря, раздвоению личности. 

Нередко человек диссоциируется именно чрезмерно погружаясь в себя, уходит в образ "неуязвимого" и "хладнокровного", словно заколдованным Снежной Королевой.



Вспомним любимую многими сказку Г.-Х.Андерсена "Снежная Королева". Кай превращается в холодное и отстраненное создание, проходя своеобразную половозрастную инициацию рядом с прекрасной и утонченной Королевой.

Надо сказать, что в сказке юный возлюбленный Снежной Королевы испытывает сложные и контрастные психоэмоциональные чувства к ледяной красавице: от резкого непринятия, осуждения, страха до глубокого влечения к ней.

В силу отсутствия у него богатого жизненного опыта и определенной ценностно-культурной парадигмы, сопряженной со свободой выбора, а также именно тенденцией к диссоциации. Помните, как Герда увидела Кая после долгой разлуки? Диссоциативного, погруженного в себя, отстраненного от мира. Проблема здесь все-таки именно в незрелости его личности, не позволяющей понять, принять, осмыслить ценность более утонченного и возвышенного порядка. И гипотетически причиной такого "замороженного" диссоциативного состояния вполне мог стать стыд за "обычный" для простых смертных образ жизни, с мещанским убранством домов и потребительским мышлением.



Драматизм диссоциативного расстройства личности Кая в том, что именно в условиях стресса с нечеткой жизненной позицией и ориентирами Кай потерял возможность принятия взрослого, ответственного решения,  поскольку, с одной стороны, было давление Снежной Королевы, а с другой - Герды. И если в первом случае Королева запустила процесс трансформации юноши, стимулируя его философскую интроверсию, то во втором случае - "зона комфорта" с ее насущными, бытовыми потребностями оказалась для молодого человека важнее.

 Попробуем пофантазировать, что было потом? Оказавшись в бюргерском пространстве, Кай скорее всего погрузился в еще более тяжелую диссоциацию, фактически отвергая и отрицая себя "того", кто прошел инициацию взросления и возмужания благодаря Снежной Королеве, кто погружался в глубокие размышления о  мистерии Льда, о границе Жизни и Смерти, о Вечности... Уход в себя оказался испытанием для неокрепшего ума молодого человека,а комфорт и удобства "как у всех", "по стандарту" укрепили его в косности убеждений и оценочных суждений.





Просмотров: 336
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • Ищите "своего". Не половинку. А именно "своего" человека...
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Главный вопрос у "худеющих" клиентов - это как "любить себя?"
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Может ли человек сам "вытащить" себя из депрессии?
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Мой комментарий к статье "Потерять часть себя", в журнале "Vladhealth"
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • Разница между "прилагать усилия" и "заставлять себя"
  • "Как не потерять себя в отношениях?" Или: "Немного эгоизма не повредит"
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • "Скажите, где "Я"?" или "Как опираться на себя".
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • Злой человек - "плохой" или "хороший"?
  • "Суть всех споров или "Мясные люди" vs "Шизотерики"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь