Деньги в нашем мире являются одним из универсальных посредников во многих сферах. Они прочно встроены в нашу жизнь как эквивалент стоимости товаров и услуг. Во взаимоотношениях психолога и клиента деньги имеют несколько функций.
Функция первая. Оплата профессиональных услуг.
Это самая очевидная функция. Психолог является, по сути, наемным работником, предоставляющим работодателю (клиенту) определенные услуги. Соответственно, деньги, которые платит клиент – это заработная плата психолога, на которую он живет. Не всегда очевидным является тот факт, что оплачивается не результат. Оплачивается сам факт предоставления услуг. Поскольку результат в равной степени зависит и от психолога и от клиента, то гарантировать его клиенту не может никто. Гарантировать можно лишь качественное предоставление услуг, а то, как ими воспользоваться – ответственность клиента.
Функция вторая. Оплата времени.
Клиент оплачивает время психолога. Стандартное время психологической консультации – 50-60 минут. В это время психолог не отвлекается на свои потребности, выходящие за рамки консультации, на свои жизненные трудности, на других клиентов. Это время принадлежит клиенту. Даже если он опоздал или не пришел. Опоздание и отсутствие клиента не отменяет оплату (если это не оговорено заранее в контракте). И тут я подхожу к третьей функции
Функция третья. Оплата сопротивления.
Сопротивление всегда имеет место при достаточно длительных взаимоотношениях психолога и клиента. Оно может не возникнуть, если это разовая консультация, либо краткосрочная работа. Но если клиент приходит к психологу на долгосрочную терапию либо долгосрочное консультирование, то сопротивление обязательно возникнет. Мы так устроены, что всегда сопротивляемся изменениям, поскольку в даже самой некомфортной, но привычной ситуации, так или иначе, знаем как быть, мы адаптированы к ней. А вот к новой, пусть и к более комфортной – нет. В этой точке нередко начинают возникать дискомфортные переживания: тревога, страх, стыд, вина и т.д. Хочется вернуться обратно, оставить все как есть. Возникает искушение уйти от взаимоотношений, ведущих неизвестно к чему. Это и есть сопротивление. Проявляться оно может по-разному: в виде регулярных опозданий, в виде нежелания делиться с психологом важным, в виде пропусков. При этом будет казаться, что все логично, обосновано, что для опозданий есть вполне объективные причины. В этой трудной и важной точке деньги могут стать поддержкой для клиента, мотивирующей сделать выбор: пойти на очередную встречу с психологом, заплатив деньги и получить от этой встречи то, что важно, либо не пойти, ничего не получив, при этом заплатив те же деньги, но не впадая в чувство вины по этому поводу.
Функция четвертая. Оплата взаимоотношений.
Бывает, что клиент испытывает к терапевту благодарность, признательность, даже любовь. И тут возникает ловушка, в которую очень легко попасть - искушение оплачивать услуги психолога взаимоотношениями. Клиент, платящий психологу своими отношениями, будет стараться строить взаимодействие так, чтобы психологу было хорошо и комфортно. Он будет избегать острых и сложных для психолога тем, скрывать и подавлять свою агрессию, отвращение, страх и т.д, если они относятся к психологу. И тогда клиент, вместо того, чтобы развиваться, начинает ублажать этого милого, доброго, внимательного и прекрасного человека, который регулярно его слушает, с уважением относится к тому, что он говорит, всячески стремиться поддержать… Клиент забывает, что психолог – для клиента, а не клиент – для психолога. Клиент не обязан нравиться психологу. В процессе работы возникают разные ситуации, которые вызывают сложные переживания у психолога, в том числе и напряженные, трудные. Выдерживать эти переживания, справляться с ними и уметь использовать их – важная часть работы психолога. И вот эту часть работы клиент тоже оплачивает деньгами. Если же нет, то, будет платить взаимоотношениями и игнорированием своих потребностей в пользу потребностей психолога.