|
Какие цели потенциально недостижимы и как их избежатьАвтор статьи: Кузнецова Анастасия Романовна
В современном мире, переполненном информацией и возможностями, уже не так важен навык поиска возможностей, сколько умение выбирать из вариантов, предлагаемых интернетом и информационным пространством. Знание уже не дефицит, образование становится все более и более доступным. В России интернет и сопутствующие ему возможности и объемы информации появились относительно недавно, и, к сожалению, многие из нас не успели изменить свое отношение и к знанию, и к целям. Многим из нас кажется, что образование — нечто самоценное, сложно получаемое, информацию необходимо заучивать, поскольку другой может не оказаться, и любую возможность нужно использовать тут же, не отходя от кассы. Кроме того, ритм жизни может не давать возможности прислушаться к себе, остановиться и понять, а что все-таки нужно и хочется. Именно поэтому довольно часто люди ставят перед собой цели, которые практически невозможно достичь. Потенциально недостижимой является та цель, которая не подкреплена желанием и исходит из «надо», «так принято», «всегда так делают», которая является как будто бы автоматической. Чаще всего такие автоматические цели наследуются от родителей и окружения. Обычно они не осмысляются и не ставятся осознанно. Если кто-нибудь ставит под сомнение необходимость этого, у человека возникает удивление — он, как правило, не допускает мысли о том, что это необязательно и что можно по-другому. Кроме того, у подобных целей есть еще одна особенность: под ними не ощущается эмоциональной насыщенности и желания. Одно дело, когда человек с энтузиазмом рассказывает о своей будущей врачебной практике, и совсем другое, когда человек спокойно или с откровенной неохотой сообщает факт: «Я поступаю в медицинский». И если будущего врача из второго примера спросить зачем — можно наткнуться на негодование и недоумение. «Как зачем? Образование нужно всем, врачи всегда нужны». Сложность ответа на вопрос «зачем?» исходит из того, что подобная цель не была поставлена сознательно, под ней нет четкого желания «хочу научиться и потом пойти работать, потому что мне нравится эта работа и я счастлив, когда ею занимаюсь». И отсутствие этого понимания приводит к тому, что человеку на самом деле не так уж важно, на кого выучиться. При таком подходе большая часть энергии будет затрачена на борьбу с тем, что в народе зовется ленью, которая будет появляться из-за отсутствия желания достичь результата и равнодушия к самому процессу. Вполне логично, что такая цель является потенциально недостижимой. Помимо описанного, есть еще одна особенность, свойственная такого рода автоматическим целям — средство превращается в самоцель. Корочка и статус образовательного учреждения имеют смысл, если они позволяют найти хорошую работу с возможностью самореализации, а сам процесс обучения дает навыки и знания, дающие право называться специалистом в определенной области. Деньги также являются способом получить нечто другое: будь то путевка на пляж, лечение, машина или ощущение безопасности от их наличия. Отличить цель от средства можно, задав простой вопрос «зачем?» и продолжая его задавать до тех пор, пока не последует простой и ясный ответ, зачастую касающийся желаний и эмоций — например, конечной целью может стать уверенность в себе, получаемая посредством покупки качественных вещей, ощущение себя нужным при работе врачом, любопытство, охватывающее в процессе работы и т.д. Для того, чтобы избежать автоматических целей, важным становится умение ставить цели и выбирать, исходя из собственных потребностей и желаний, а не «хватать, что дают». И ставить цели — не случайно «умение», этому нужно и можно учиться. По большому счету, это навык, включающий в себя несколько компонентов: умение понимать свои желания и потребности; умение выбирать соответствующие желаниям и потребности возможности; и умение ставить выполнимую цель, исходя из всех предыдущих пунктов. Понимание того, чего именно хочется, позволяет дать цели необходимую энергию для выполнения — без желания и связанных с ним эмоций очень трудно решиться на что-либо и двигаться в направлении к этому. Желание является тем, что придает человеку сил. Понять его можно различными путями — наиболее простым и эффективным способом является воображение. Если представить, что цель уже достигнута, можно ощутить те эмоции, которые вызовет достижение этой цели, и становится понятнее изначальное желание. В случае с образованием им может стать уверенность в себе, как специалисте, конкурентное преимущество на рынке труда, сама возможность устроиться тем, кем хочется работать, позитивные эмоции от процесса работы. В дальнейшем поиск возможностей упрощается, так как цель, поставленная таким образом, как правило, является достаточно конкретной, и уже в своей формулировке может заключать инструкцию к выполнению (вспоминаются школьные наставления «Задача уже содержит половину решения»). А желание дает энергию для того, чтобы пройти порой долгий и непростой путь до конца. Если ставить цели осознанно и исходя из себя, вероятность того, что они будут достигнуты, становится выше в разы. С желанием появляется энергия для выполнения цели, с сознательным выбором подходящих возможностей уходит ощущение переполненности информацией и отчаяние, появляющееся при большом количестве вариантов и сложности выбора между ними. И делать становится тоже проще, ведь есть образ желаемого — того, ради чего стоит двигаться, работать и тратить силы и время. Кроме того, это позволяет уберечься от разочарования. Автоматические цели крайне сложно достигнуть, а при провале каждый из нас чувствует себя плохо, разочаровывается в мире и своих возможностях, теряет интерес. Очень часто такие цели становятся причиной для понижения самооценки, ступоров в работе и связанных с ними негативных переживаний — а настоящей причиной провала может оказаться то, что изначальная цель была навязана извне, и человеку она не сильно нужна. Простые вопросы «чего именно я хочу?», «что я получу, если достигну цели?», «как я буду себя чувствовать, когда достигну этого?» и «зачем мне это?» могут помочь в понимании себя и снизят вероятность того, что человек будет добиваться цели, которая ему не нужна.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|