Каждому из нас нужно быть услышанным, быть нужным, быть значимым. Особенно - это важно для детей. Одна из главных проблем , трудностей в отношениях с детьми - это неумение слушать и слышать своего ребенка. Тема актуальная. Написано очень много разной полезной литературы, но всегда найдется что-то новое, даже из уже забытого старого.
Общение . Умеете ли вы общаться с ребенком, важно ли для вас общение, умеете ли вы слушать ребенка? Разговариваете ли вы с ним? Как?
Быстро на бегу, между домашними делами? Даете советы, ведете монолог, договариваете за ребенка фразы? Или слушаете, слышите и понимаете, понимаете его чувства и что на самом деле он хочет сказать вам?
Вопросы, вопросы... Будем искать ответы
Прежде всего общение ( слушать и слышать, говорить - это определенные навыки и умения , которые нарабатывается достаточной практикой ). Для этого нужно ваше желание, знания, опыт. Но стоит только захотеть, как результаты не заставят себя ждать .
Как часто мы не слушаем нашего детей, потому что , нет времени ( дела, дела , бесконечные дела). Или слушаем, но между делами и как результат конечно же не слышим.
Или, когда ребенок говорит, нам что -то свое личное , собирается с мыслями, медлит , мы начинаем сразу же переспрашивать (" а как" , "зачем"," а почему, а ты что сказал"), тем самым отбив всякую охоту продолжать рассказывать нам что -то о себе , потому что все равно не слышат, а говорят свое.
А еще ребенок, не успел начать что -то рассказывать, родители УЖЕ начинают давать советы .
Существует несколько барьеров на пути к активному слушанию ребенка.
1.Критика. В ответ на переживания ребенка, его значимые и волнующие ситуации, родители начинают критиковать, начиная от мелких уколов до обвинений. ( "что с тебя взять", откуда у тебя только растут руки", "ты каквсегда отличился" ). Ребенок слышит " ты неудачник, ты плохой". Злость , обида на родителей, что не слышат.
2.Команды . Приказы. Родители дают команды: "Перестань лить слезы.Иди и приведи себя в порядок", Что за нюни" . Ребенок слышит " твои чувства для меня не важны, слезы это слабость - " будь сильным". Результат- не услышали.
3.Морали, нравоучения. Ребенок поделился сокровенным, важным, и слышит в ответ 3- х часовое нравоучение , о том каким стоит быть, что правильно и нужно делать, и наоборот не делать и т.д.В результате этого ребенок опять остается один на один со своим переживанием и то же самое -- опять не услышали.
4. Насмешки, ехидный и обесценивающий юмор . В ответ на переживания ребенка , его слова он слышит , " ну получила двойку, ха- ха , ну и что , зачем тебе ум, и так замуж выйдешь", " ты же у нас отличница в "кавычках", поэтому и получила" . Снова - не услышали, а еще и посмеялись.
5.Обзывания. В ответ на переживания ребенка его обзывают обидными словами: " хлюздя", " нытик", "плакса - вакса". Ребенок опять слышит " ты плохой, не неудачник " и еще приклеиваются ярлыки и понимает -опять не слышат.
6.Безразличие. В ответ на волнующие переживания ребенка - молчание или " а что ты хотел ", " что хотел что и получил ", " иди в свою комнату и чем- то займись, мне сейчас некогда тебя слушать". Не услышали , вообще не хотят слушать. "А я нужен?"- думает ребенок
7. Догадки, "игра в психологов " . Родители объясняют поведение ребенка, так, как они сами- это видят , и понимают, не учитывая при этом мнение и чувства самого ребенка . Они играют роль домашних психологов. Ребенку, на данный момент не нужно знать причины своего поведения ( он поймет их позже ), ему важно, чтобы его слышали и понимали что с ним происходит.
8Сочувствие на словах . Родители успокаивают ребенка словами " до свадьбы заживет ", " ничего страшного" " поболит и пройдет". Ребенок опять остается со своим переживанием, его не услышали, и более того обесценили его чувства .
9.Сравнение . Родители вспоминают свое детство или сравнивают с кем -то из ребят ." А в моем детстве родители меня били и ничего страшного. " " и вообще не было у нас телячьих нежностей" "Посмотри на соседского мальчика, он всегда помогает маме и, когда она ругает его, то молчит, а ты тут слезы по пустякам льешь". Не услышали и опять обесценили чувства.
Наверное в каждом случае есть свои подводные камни, барьеры которые мешают слушать ребенка.
Слушание ребенка это - Активный процесс.
Особенно, если у него есть желание не просто поговорить , а рассказать что -то важное, поделиться своими переживаниями, чувствами. Поэтому просто необходимо слышать именно чувства ребенка , говорить, что с ним происходит, тем самым снимая напряжение с его психики и оказывая ему огромную помощь и поддержку, создавая доверие, привязанность и хорошие отношения.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.