Опасный метод

Опасный метод  В своих  заметках я неоднократно упоминала о выдающемся швейцарском  психотерапевте прошлого века, основоположнике глубинной аналитической психологии  Карле Густаве Юнге.

          В прошлом  году на экраны вышла картина  Д.Кроненберга «Опасный метод».

        В основу фильма была положена реальная жизненная ситуация , связавшая судьбы трех выдающихся личностей : фундатора психоанализа  Зигмунда Фрейда, его временного последователя и  расширившего теорию психоанализа в своем направлении Карла  Юнга и молодой красавицы- пациентки истерички Сабины  Шпильрейн. НЕ берясь  судить о художественных достоинствах фильма , хотя отметила реалистичность костюмов и обстановки того времени, я задала себе вопрос : какие выводы может сделать простой зритель, не владеющий специальными знаниями после просмотра такого фильма?

       Я провела небольшой опрос среди своих знакомых.  Реакция была примерно одна: «все психотерапевты  сами  того… запутавшиеся»  и  «… ничего толком не ясно…».  И у меня появилось желание  привнести немного ясности в понимание ситуации .

 Ясно, что фильм был создан не для узкого круга психотерапевтов. Великолепная игра выдающихся актеров украсила довольно таки мелодраматический сюжет, который был подготовлен для обывателей. Но история то на самом деле намного глубже. И суть, вообщем ,не в том, что Юнг представлен эдаким мечущимся, запутавшимся   похотливым доктором- экспериментатором,  Фрейд  жадным заносчивым еврейским врачом, требующим признания, да и главная героиня типичная русская мазохистка ( коими так  богата Россия).По сути ,режиссер обошел острые углы истории взаимоотношений  и показал героев в свете навязанных стереотипов.

           А ведь на самом деле Сабина  Шпильрейн, ее встреча с Фрейдом и  ее собственные исследования  явились краеугольным пунктом в оформлении психоанализа как  психотерапевтического метода. Благодаря ее изучению сексуальности и деструктивных чувств Фреду пришлось  изменить свою теорию , обогатить ее недостающим равноценными  элементами и оформить новую модель работы психического аппарата. Современной теории влечения мы обязаны как раз  как раз Сабине Шпильрейн, как и мощному вкладу в развитие детского психоанализа. Наряду с Анной Фройд, Мелани Кляйн она описывала первые клинические новаторские  случаи работы с детьми, что для того времени было пионерий.

               Трагикомический  образ истерички, созданный режиссером, явно не соответствует действительности и умаляет историческую  значимось  выдающейся личности.  Сабина Шпильрейн  успешно защитила докторскую диссертацию, писала работы посвященные деструкции личности, работала в известных австрийских, швейцарских и немецких клиниках. Переехав в Россию, фактически возглавила развитие детского психоанализа. Работала много и самозабвенно, воспитывала  молодое поколение психоаналитиков. Во время войны она отказалась  уезжать из оккупированного города  и в 1942 году была расстреляна с группой евреев в пригороде Ростова.

      Реабилитировав имя героини, вернемся к сюжету фильма.

Можно четко проследить, что красной линией  фильма является тема отличия влюбленности от реального чувства и поиски истины в близких отношениях. Вопрос "Где  же находится граница между  любовью к истине и любовью к женщине?" висит в воздухе. Ищущий ответы Юнг мечется в поисках ответов, окруженный рациональным Фрейдом с одной стороны и его противоположностью доктором Гроссом, провоцирующего колеблющегося Юнга к нарушению правил, с другой.

             Здесь можно пуститься в профессиональные рассуждения о базовых позициях психоанализа, но полагаю, что обыкновенному зрителю гораздо важнее понять, что суть психоанализа заключается не в том, чтобы потакать своим низменным , перодически возникающим желаниям ( как это делает Отто Гросс), а понимать, как работает влечение , что  точка зарождения влечения  находится в  области непознанного бессознательного. Таким образом психоанализ призван перестроить структуру влечения через осознанность. Тревожность, стоящая за влеченим, неизбежно приводит к теме влечения к смерти. Ни Фрейду, ни мечущемуся Юнгу тогда эта идея в голову не пришла. И только  Сабина своим опытом и исследованиями показала, что   развитие психоанализа  это не терапевтические выкладки, а метод, затрагивающий суть каждого участника , будь то пациент или терапевт, (поэтому, собственно, метод и является небезопасным). Истеричка пациентка в начале фильма телесно выражает то, о чем не может сказать словами и задача  психоанализа как раз и состоит в том, чтобы дать возможность симптомам трансформироваться в осознанность.

        Можно также рассуждать о взаимоотношениях Фрейда и Юнга в свете  Эдипова комплекса ( отношение отца и сына), но это уже другая тема.

        В любом случае, посмотрев фильм, Вы уже можете более осознанно делать выводы, что  лишь только обогатит  ваше впечатление от просмотра и дополнит некоторые  информационные пробелы.

http://youtu.be/qs1A40jMLc4

Приятного просмотра!

Далее...

     



Просмотров: 363
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Проявление влечения смерти в клинической практике психоанализа.
  • Метод психоанализа
  • Что вас ждет на сеансе психоанализа?
  • "Это произошло на седьмом году психоанализа..."
  • Новаторство Франсуазы Дольто в области детского психоанализа
  • Метод "Мотивационного психоанализа" Поля Диеля
  • После Фрейда, наследие психоанализа...
  • Как работает психотерапия или основное правило психоанализа
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Чем юнгианский анализ отличается от психоанализа Фрейда?
  • Что делать, если: «секс отвернулся?»Как повлиять на силу влечения, или, когда яркий секс уже в прошлом
  • О связи психоанализа и работы мозга
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Некоторые аспекты значения стадии зеркала для техники психоанализа.
  • Фильм "Венера в мехах" - такой сеанс психоанализа вам под силу?
  • Симптом как способ сказать о том, что болит на самом деле.
  • Как мать привязывает к себе сына на примере фильма "Мой сын для меня"
  • Лингвистические методы работы с речью или вариации на тему структурного психоанализа Жака Лакана
  • Эссе по работе З. Фрейда «Психогенное нарушение зрения с позиции психоанализа»
  • Ещё раз про Любовь. К себе. Потому что это труднее всего, и как на практике достигается, порой не ясно
  • И что мне с этим делать? или еще раз о том, как работает терапия
  • Что такое осознанность? Она была не здесь...
  • Как написать сценарий фильма и заработать? Практика для работы с клиентом
  • Размышления после просмотра фильма  режиссера Бернардо Бертолуччи "Последнее танго в Париже".
  • Символизм сказок «Морозко» и «Золушка» для психоанализа.
  • Может ли внутренняя реальность быть «несимволической» ? Пример из психоанализа.
  • Пара мыслей после просмотра фильма о сексуальном насилии.
  • Отличия психоанализа от транзактного анализа. (Часть 1)
  • Некоторые размышления в защиту психоанализа
  • Французский и российский образ психоанализа



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь