|
Творческий тупик. Критик и Адвокат - кто кого?Автор статьи: Светлана Кокорева
Многие, кто хотел бы, но все никак не решается начать писать и публиковать свои тексты в сети, ведут сами с собой длинные задушевные беседы. Всем знакома теория, что внутри нас много разных частей. Иногда эти части действуют сообща, иногда – тянут в разные стороны. Это и называется «внутренний конфликт». Часто именно он мешает разрешить себе простое донельзя действие – нажать на кнопочку «опубликовать». Как правило, заправляет «стоп-краном» наш внутренний критик. Он готов найти массу аргументов, чтобы не делать того, что вам хочется. А хочется, собственно, написать текст, услышать отзывы людей, понять, что зацепило и над чем можно еще поработать, какими темами поделиться. Встать на табуретку, стать заметной, покрасоваться. Показать себя. Казалось бы, что в этом такого? Однако вы наверняка вспомните из своей истории фразы типа «Ты что, особенная?» или «Лучше бы делом занялась». Кому лучше, почему лучше и почему нельзя быть особенной, особенно не объяснялось. Но осуждение, сквозящее в каждом звуке этих фраз наверняка чувствовалось кожей. Итак, что же разговоры происходят в процессе написания текстов? Я: как же мне хочется написать текст! Критик: ну-ну. Хочется ей. Как захотелось, так и перехочется. Я: вот, пожалуй, напишу про осень. Мне всегда нравилось это время года. Критик: фууу… Что за банальщина приходит тебе в голову? Если уж писать, то писать что-нибудь оригинальное! Я: да, действительно. Чем бы я тогда могла поделиться с миром? Критик: а ты вообще уверена, что тебе нужно делиться? Я (растерянно): э… Критик: видишь ли, все давно написано. Чем ты хочешь поделиться? Своей жизнью? Да кому она интересна? Своими знаниями? А с чего ты взяла, что знаешь больше других? Я: ну есть же что-то, что знаю только я. Критик: и что же это? Я: ну вот N** в своем последнем тексте написала про то, что хочет пойти на курсы английского языка. А я его преподаю. Может, мне поделиться своим опытом преподавания? Критик: пф! И что ты расскажешь? Как ты сидишь в своем вузе и носишься со своими студентами, а им бы лишь в зачетку получить отметки, а не твои знания? Я: да, ты прав. Не вариант. И правда, что в этом ценного? Критик: вот-вот. Сиди-ка не высовывайся лучше. Почитывай вон умных людей. Я: но мне хочется писать… Критик: знаешь, сколько писак таких развелось? Весь интернет заполонили, бездельники. Посмотри вон, все пишут, кому не лень. Я (грустно): да, это точно… я в этой толпе затеряюсь. Критик: ну и так, если посмотреть, тебя кто-то спрашивает? Нужно кому-то твое мнение и опыт? Чего тебе в голову затесалось? Лучше бы делом занялась! Я (со вздохом): ой, да. Посуда-то немыта, да и комната не убрана. Пойду. Ты прав, чего уж там. А про осень пусть кто-то другой напишет. Все равно я не сумею красиво и понятно написать. Критик (удовлетворенно): да. В уборке уж точно смысла и пользы больше. И так до следующего раза и мысли о том, что писать все-таки хочется. Хочется формировать мысли в слова, переплетать их, создавать фразы, предложения, образы. Хочется быть заметной, высказаться. Иметь право голоса. Быть полезной. Все это нормальные человеческие потребности. Но подобные разговоры в голове рождаются не на пустом месте. Есть что-то, что останавливает творческий поток, не дает ему развернуться. Все эти «Куда ты со свиным рылом в калашный ряд» и «Все уже давно написано»: про что они на самом деле? Ты не достойна/не достоин иметь свое мнение/быть услышанным. Ты не можешь быть в центре/заметным/особенным. Чтобы быть в центре, заметным, особенным, нужно сделать что-то необыкновенное, стоящее, гениальное. С такими «опорами» двигаться вперед, предъявляться сложно. Нам тщательно взращивали фигуру внутреннего критика. Пестовали ее, поощряли. Самонаказание и самообвинение – высшая степень доверия родителей и уверенности, что воспитание идет правильным путем. Что ребенок «впитал» правила и ограничения и теперь сам, без внешнего взрослого, может себя ругать, стыдить, останавливать. А вот фигуру внутреннего адвоката многим приходится доращивать самостоятельно, во взрослом возрасте. Кому-то повезло с друзьями, наставниками. Кто-то делает это с терапевтом, психологом, тренером. Фигура эта, голос ее, очень важны. Она может защитить, противостоять критику. Напомнить о ценности себя, своей жизни, своего опыта. Сказать: «Попробуй и посмотри, что получится!» Сказать: «Даже если ничего не получится, я буду рядом с тобой и на твой стороне.» Сказать: «Ты остаешься для меня важным, ценным, даже если не умеешь и ошибаешься». У критика задача такая – искать недочеты, подстраховывать, защищать от провалов. Если воспринимать его замечания не как прямое руководство к действию или бездействию, а как зону развития, опираясь при этом на то, что есть, он сыграет хорошую партию в вашем движении вперед. Но для этого нужна сильная уравновешивающая фигура адвоката. В нее стоит вкладываться, если ее еле слышно или не слышно совсем. Первое, что можно сделать, это понемногу учиться себя поддерживать. «Попробуй еще раз». «Если долго не получается, посмотри, что можно сделать по-другому». «Похоже, ты устал/устала, тебе нужно отдохнуть. Мир не рухнет». «Иногда может не получиться, так бывает. Это грустно, печально. Можешь погрустить, сколько тебе нужно». Когда в нашем внутреннем мире разные фигуры занимают свое место и выполняют свои задачи, многое становится возможным. Когда они могут между собой договариваться, разговаривать, прояснять, многое становится понятнее. Как вы думаете, как бы мог закончиться этот разговор, вмешайся в него адвокат?)))) На марафоне #Свобода_писать мы помогаем взращивать внутренних адвокатов ради свободы самовыражения. Приходите! https://www.psyoffice.ru/trainings/svoboda_pisat/ Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|