|
Сексуальное насилие в отношении детейАвтор статьи: Шмелева Светлана Евгеньевна
Проблема сексуального насилия в отношении детей становится в постиндустриальном обществе все более острой. Согласно западным социальным исследованиям, каждая четвертая-пятая девочка до 16 лет была жертвой как минимум одного сексуального нападения. У мальчиков этот показатель составляет от 6 до 8% (Sachsse, 2004). У девочек в 70% случаев насильником является отцовская фигура (в том числе, отчим или сожитель матери), затем следуют родственники, знакомые. И только в 1% насильником является посторонний человек. (Steinhage, 1992) То есть, согласно статистическим данным, жертвами являются преимущественно девочки, которых подвергали сексуальному насилию их отцы или персоны, их заменяющие. Ужасающим фактом является то, что насильниками были, в основном, не только хорошо знакомые, но и зачастую любимые ребенком люди. Очень часто жертва живет долгие годы под одной крышей с насильником. Клинические последствия травмы сексуального насилия очень хорошо изучены: это пограничные расстройства, депрессии, самоповреждающее поведение, аддикции, нарциссические и другие психические расстройства. Внешними проявлениями сексуального насилия над ребенком могут быть
Нормальное развитие ребенка нарушается, т.к. ему требуется экстремально много энергии, чтобы активировать и поддерживать защитные механизмы, позволяющие элементарно выжить. Энергия нужна, чтобы компенсировать свою глубокую дезориентацию и держать пережитое в секрете от окружающих. Насильник угрожает жертве и заставляет ее молчать, вызывает чувство вины и стыда. Тайна остается нераскрытой десятки лет. Ребенок регрессирует на более ранние стадии развития: он боязлив, снова начинает писаться и какать в штанишки, сосет или грызет палец. Чем младше ребенок и чем длительнее сексуальное насилие, тем массивнее и страшнее последствия для психического развития ребенка. Чтобы выжить, ребенок должен научиться ничего не чувствовать. Ребенок начинает диссоциировать. Это позволяет ему не воспринимать ужас происходящего. Согласно описаниям пациентов, в момент сексуального насилия им казалось, что это происходит не с ними. Тело теряло способность чувствовать, происходящее не фиксировалось сознанием, травматичный материал оказывался полностью изолированым от когнитивной переработки. Этот факт душевного и телесного онемения, играющий спасительную анестезическую роль во время акта сексуального насилия, позже серьезно затрудняет доступ к пережитому ребенком. Катастрофическое влияние на самосознание приводит к расстройствам личности. У ребенка развивается основной конфликт: желание рассказать о случившемся и страх перед последствиями, поиск выхода и отрицание, вытеснение. При психотерапии подобной травмы приходится сталкиваться со следующими явлениями: Глубокая дезориентация Сексуальная травма отличается от иных травм тем, что она вызывает глубокую дезориентацию. Ребенок не понимает смысл действий над ним, нет возможности сравнить, спросить. В большинстве случаев насилие осуществляет близкий, любимый человек. Ребенок не ожидает ничего плохого от него. Насильник выбирает стратегию отрицания и замалчивания происшедшего (газлайтинг) или он старается внушить ребенку, что все в порядке вещей. В то время, как ребенок пережил сильно травмирующую сексуально-эмоциональную ситуацию, взрослый делает вид, что ничего не произошло. Ребенок полностью дезориентирован, его чувство реальности сильно искажается. Позже отец, например, проявляет себя как обычно, ничего в его поведении не указывает на то, что он сделал с ребенком. Ребенок не понимает сексуальное содержание случившегося. У него нет возможности с кем-то поговорить и прояснить непонятное. Он остается один на один с тяжелейшими переживаниями. Для ребенка нет ничего страшнее, чем потеря родителей. Речь идет о выживании. Поэтому ребенок должен расщепить хорошего и плохого отца. Дети говорят в таком случае о папе и «другом» папе. По разным причинам ребенку трудно рассказать о случившемся:
В этом случае, иногда единственной возможностью выразить свои чувства и символическим языком рассказать о случившемся, может быть язык изобразительного творчества. Также с помощью арт-терапии можно деликатно помочь ребенку обратиться к его ресурсам и очень малыми шагами начать долгий путь к преодолению травмы. Тема следующей статьи: знаки и символы в рисунках ребенка, указывающие на факт сексуального насилия.
Литературные источники: Reichelt, Stefan (1994): Kindertherapie nach sexueller Misshandlung. Malen als Heilmethode. Zürich: Kreuz. Sachsse, Ulrich (2004): Traumazentrierte Psychotherapie. Theorie, Klinik und Praxis. Stuttgart: Schattauer GmbH. Steinhage, Rosemarie (1992): Sexuelle Gewalt. Kinderzeichnungen als Signal. Reinbek bei Hamburg: Rowolt Taschenbuch. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|