Сексуальное насилие в отношении детей

 Сексуальное насилие в отношении детей

Проблема сексуального насилия в отношении детей становится в постиндустриальном обществе все более острой. Согласно западным социальным исследованиям, каждая четвертая-пятая девочка до 16 лет была жертвой как минимум одного сексуального нападения. У мальчиков этот показатель составляет от 6 до 8% (Sachsse, 2004). У девочек в 70% случаев насильником является отцовская фигура (в том числе, отчим или сожитель матери), затем следуют родственники, знакомые. И только в 1% насильником является посторонний человек. (Steinhage, 1992)

То есть, согласно статистическим данным, жертвами являются преимущественно девочки, которых подвергали сексуальному насилию их отцы или персоны, их заменяющие. Ужасающим фактом является то, что насильниками были, в основном, не только хорошо знакомые, но и зачастую любимые ребенком люди. Очень часто жертва живет долгие годы под одной крышей с насильником.

Клинические последствия травмы сексуального насилия очень хорошо изучены: это пограничные расстройства, депрессии, самоповреждающее поведение, аддикции, нарциссические и другие психические расстройства.

Внешними проявлениями сексуального насилия над ребенком могут быть

  • Страх, панические атаки
  • Злость, ярость, повышенная раздражительность, агрессивное поведение
  • Апатия, безразличие
  • Дети кажутся отсутствующими, не могут сконцентрироваться на чем-либо, кажутся одержимыми тем, что с ними произошло
  • Чрезвычайно заниженная самооценка, ощущение себя грязным, недостойным
  • Сексуализированное или наоборот избегающее поведение в отношении мужчин
  • Суицидные желания, разговоры и мечты о смерти.

Нормальное развитие ребенка нарушается, т.к. ему требуется экстремально много энергии, чтобы активировать и поддерживать защитные механизмы, позволяющие элементарно выжить. Энергия нужна, чтобы компенсировать свою глубокую дезориентацию и держать пережитое в секрете от окружающих. Насильник угрожает жертве и заставляет ее молчать, вызывает чувство вины и стыда. Тайна остается нераскрытой десятки лет.

Ребенок регрессирует на более ранние стадии развития: он боязлив, снова начинает писаться и какать в штанишки, сосет или грызет палец. Чем младше ребенок и чем длительнее сексуальное насилие, тем массивнее и страшнее последствия для психического развития ребенка.

Чтобы выжить, ребенок должен научиться ничего не чувствовать. Ребенок начинает диссоциировать. Это позволяет ему не воспринимать ужас происходящего. Согласно описаниям пациентов, в момент сексуального насилия им казалось, что это происходит не с ними. Тело теряло способность чувствовать, происходящее не фиксировалось сознанием, травматичный материал оказывался полностью изолированым от когнитивной переработки. Этот факт душевного и телесного онемения, играющий спасительную анестезическую роль во время акта сексуального насилия, позже серьезно затрудняет доступ к пережитому ребенком. Катастрофическое влияние на самосознание приводит к расстройствам личности.

У ребенка развивается основной конфликт: желание рассказать о случившемся и страх перед последствиями, поиск выхода и отрицание, вытеснение.

При психотерапии подобной травмы приходится сталкиваться со следующими явлениями:

Глубокая дезориентация

Сексуальная травма отличается от иных травм тем, что она вызывает глубокую дезориентацию. Ребенок не понимает смысл действий над ним, нет возможности сравнить, спросить. В большинстве случаев насилие осуществляет близкий, любимый человек. Ребенок не ожидает ничего плохого от него. Насильник выбирает стратегию отрицания и замалчивания происшедшего (газлайтинг) или он старается внушить ребенку, что все в порядке вещей. В то время, как ребенок пережил сильно травмирующую сексуально-эмоциональную ситуацию, взрослый делает вид, что ничего не произошло. Ребенок полностью дезориентирован, его чувство реальности сильно искажается. Позже отец, например, проявляет себя как обычно, ничего в его поведении не указывает на то, что он сделал с ребенком. Ребенок не понимает сексуальное содержание случившегося. У него нет возможности с кем-то поговорить и прояснить непонятное. Он остается один на один с тяжелейшими переживаниями.

Для ребенка нет ничего страшнее, чем потеря родителей. Речь идет о выживании. Поэтому ребенок должен расщепить хорошего и плохого отца. Дети говорят в таком случае о папе и «другом» папе.

По разным причинам ребенку трудно рассказать о случившемся:

  • Стыд, вина
  • Дезориентация, особенно у маленьких детей. Они не понимают, что произошло
  • Если ребенок рассказывает, ему никто не верит и обвиняют его во лжи
  • Трудно сказать как это было
  • Страх перед стигматизацией быть жертвой
  • Лояльность к насильнику
  • Забота о своей безопасности и сохранении семьи
  • Страх перед наказанием и изоляцией.

В этом случае, иногда единственной возможностью выразить свои чувства и символическим языком рассказать о случившемся, может быть язык изобразительного творчества. Также с помощью арт-терапии можно деликатно помочь ребенку обратиться к его ресурсам и очень малыми шагами начать долгий путь к преодолению травмы.

Тема следующей статьи: знаки и символы в рисунках ребенка, указывающие на факт сексуального насилия.

 

Литературные источники:

Reichelt, Stefan (1994): Kindertherapie nach sexueller Misshandlung. Malen als Heilmethode. Zürich: Kreuz.

Sachsse, Ulrich (2004): Traumazentrierte Psychotherapie. Theorie, Klinik und Praxis. Stuttgart: Schattauer GmbH.

Steinhage, Rosemarie (1992): Sexuelle Gewalt. Kinderzeichnungen als Signal. Reinbek bei Hamburg: Rowolt Taschenbuch.



Просмотров: 487
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Внутренний мир травмы: отдаленные последствия сексуального насилия
  • Как могут помочь родственники и близкие люди жертвам сексуального насилия
  • Отражение травмы сексуального насилия в рисунках взрослых
  • Психологические последствия сексуального насилия и работа с ними
  • Уберечь ребенка от сексуального насилия.
  • Исковерканное детство: травмы сексуального насилия
  • Насилие в школе. Ребенок-жертва и ребенок-агрессор. Роль учителей и родителей.
  • Палисадник: опыт переживания психологической травмы (сексуального насилия)
  • Причины и последствия сексуального насилия
  • В чем сложность работы с жертвами сексуального насилия?
  • Разговор с психологом: психологическая реабилитация детей, пострадавших от сексуального насилия
  • Травма сексуального насилия
  • Лишний вес как последствие травм сексуального насилия
  • Травма сексуального насилия. часть 1
  • Запрет радости и травма сексуального насилия
  • Жертвы сексуального насилия – дети
  • Критические моменты в терапии сексуального насилия
  • Для мужчин нет ничего более сексуального, чем женщина, которая ...
  • Для женщины нет ничего более сексуального, чем мужчина, который…
  • Ребенок отличается от других детей: инакий ребенок
  • Ребенок и смерть. Часть 5. Как рассказать ребенку о смерти родного человека
  • О жертвах сексуального насилия
  • Моё тело - это Ребенок... и этот ребенок женского пола))
  • Сексология. Работа со страхом сексуального насилия.
  • Возвращение из ада. Жизнь после сексуального насилия
  • Из психологии жертв сексуального насилия: самообесценивание
  • Психологические особенности потерпевших от сексуального насилия
  • Психотерапия психосоматики в результате неоднократного сексуального насилия
  • Ребенок отказывается идти в школу. Феномен школьного насилия
  • Восстановить разрушенное. Терапия ребёнка - жертвы сексуального насилия.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь