Управление гневом: учим детей дезактивировать «спусковые крючки» агрессии

Управление гневом учим детей дезактивировать спусковые крючки агрессии

В комментариях к предыдущим статьям по детской агрессивности мне совершенно справедливо писали о том, что в решении этой проблемы нельзя ограничиваться только поиском способов безопасной разрядки гнева. Конечно же, это так. Помощь агрессивному ребенку обязательно должна включать в себя также такие направления, как

- развитие навыков саморегуляции в эмоционально напряженных ситуациях;
- обучение более конструктивному разрешению конфликтов, да и просто развитие навыков общения;
- развитие эмпатии и доверия людям.
Сегодня я хочу рассказать об упражнении, которое можно использовать именно для того, чтобы научить детей «обезвреживать» «спусковые крючки» своего гнева.

Изначально это упражнение предназначено для работы со школьным классом (начиная с подросткового возраста), но, конечно, его можно изменить и приспособить и под другие обстоятельства (например, выполнить вдвоем со своим собственным ребенком).

На первом этапе составляем в малых группах список ситуаций, в которых мы чувствуем гнев. Здесь хорошо применять технологию «мозгового штурма»: то есть высказываем и записываем абсолютно все пришедшие в голову идеи, без их обсуждения и критики. Потом анализируем полученный список, определяем, какие из этих ситуаций связаны с недостатком уважения (вполне возможно, что их окажется большинство).

На втором этапе выполнения упражнения каждый подросток должен составить свой собственный список из пяти неуважительных действий, на которые он реагирует гневом (к сожалению, это слова и действия, с которыми часто сталкиваются наши дети: насмешки над внешностью, одеждой, оскорбления…). Это и есть список «триггеров», то есть спусковых крючков, которые вызывают у нас гнев и агрессию по отношению к другому человеку.

На третьем шаге просим детей разбиться на пары и ответить на следующие вопросы:

  • Есть ли у вас одинаковые «триггеры»? (Обратите внимание, что у разных людей они разные. Данное поведение не обязательно должно вызывать гнев.)
  • Кто чаще всего нажимает на твои «спусковые крючки»?
  • Есть ли люди, которые могут вести себя так, но не вызывают у тебя гнев?
  • Почему ты на одних людей злишься больше, а на других меньше, хотя они делают одно и то же?

После завершения работы в парах проводим обсуждение полученного опыта в большой группе.

Следующий этап состоит в проведении дискуссии на тему «Как можно дезактивировать свои «триггеры»?» Какие невербальные проявления способствуют эскалации конфликта? Спросите детей, какие невербальные проявления они используют, чтобы «не обращать внимание» на проявления неуважения. Когда это можно использовать?

 На пятом этапе попросите подростков показать, как они ведут себя в вызывающих гнев ситуациях. Затем попросите детей вернуться к своим партнерам и постараться привести в действие их «триггеры». Все участники по очереди должны играть роль провокатора, говоря что-то неуважительное своему партнеру. Партнер должен найти способ не реагировать на провокацию.

Дав время на работу в парах, попросите участников вернуться в большую группу и с помощью следующих вопросов обсудите проделанное упражнение:

  • Как ты себя чувствовал, когда партнер пытался привести в действие твой «триггер»?
  • Как тебе удавалось сохранять спокойствие в этой ситуации?
  • Как тебе помогает то, что ты остаешься спокойным?
  • Методом мозгового штурма перечислите способы не ввязаться в драку, но в то же время «сохранить лицо».
  • Могут ли эти способы надолго решить проблему? (Для решений, действующих длительное время, необходимо использовать переговоры. Поведение, с помощью которого мы сохраняем спокойствие, обычно является положительной формой избегания.)
  • Что еще можно сделать, чтобы надолго справиться с неуважением? Какая для этого нужна обстановка?
  • Можешь ли ты использовать эти техники самоконтроля в жизни: в школе и дома?


Просмотров: 400
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • «Я такой какой есть. И не изменюсь!» — о мужской иллюзии, что их примут такими, какие они есть.
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • 5 причин почему думают о бывшем мужчине, как это использовать для саморазвития и себя любимой
  • Мужчины, спасибо за то, что вы есть! или Эмоциональная связь детей со своими папами на начальном этапе.
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Чего больше всего боится женщина? И как сделать так, чтобы это обязательно произошло
  • Чего больше всего боится женщина? И как сделать так, чтобы это обязательно произошло
  • Время - это самое дорогое что у нас есть.
  • Воспитание детей. Как мы это говорим и как они это слышат. Две крайности
  • МАК или какие еще карты можно использовать?
  • Примерная схема того, как можно все время оставлять себя голодным
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Ваши внутренние границы. Есть ли они у вас и какие они?
  • Что объединяет людей сегодня: а есть ли это?
  • Что стоит за агрессией и раздражением и что можно сделать, чтобы уменьшить эти состояния?
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Принимать людей такими, какие они есть?
  • Как понять, когда тебе можно иметь детей?
  • Расщепление, или Почему нам сложно принимать людей такими, какие они есть
  • Принцип 20/80 можно использовать, чтобы справиться с перфекционизмом.
  • Что скрывается за отказом мужчины иметь детей и как можно изменить ситуацию. (практика) Часть 2.
  • Все что тебе нужно для счастья - есть в тебе самой
  • «Делай, что должно и будь, что будет» Или «Как вести себя в трудных жизненных ситуациях».
  • Можно ли использовать других людей? - Нужно!
  • Все, что у нас есть, - это отношения
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Можно ли заставлять детей есть?
  • Я есть - это хорошо. Статья для людей с заиканием.
  • Сказкотерапия. Когда использовать и как можно ей нанести вред.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь