|
Управление гневом: учим детей дезактивировать «спусковые крючки» агрессииАвтор статьи: Румянцева Полина Витальевна
В комментариях к предыдущим статьям по детской агрессивности мне совершенно справедливо писали о том, что в решении этой проблемы нельзя ограничиваться только поиском способов безопасной разрядки гнева. Конечно же, это так. Помощь агрессивному ребенку обязательно должна включать в себя также такие направления, как - развитие навыков саморегуляции в эмоционально напряженных ситуациях; - обучение более конструктивному разрешению конфликтов, да и просто развитие навыков общения; - развитие эмпатии и доверия людям. Сегодня я хочу рассказать об упражнении, которое можно использовать именно для того, чтобы научить детей «обезвреживать» «спусковые крючки» своего гнева. Изначально это упражнение предназначено для работы со школьным классом (начиная с подросткового возраста), но, конечно, его можно изменить и приспособить и под другие обстоятельства (например, выполнить вдвоем со своим собственным ребенком). На первом этапе составляем в малых группах список ситуаций, в которых мы чувствуем гнев. Здесь хорошо применять технологию «мозгового штурма»: то есть высказываем и записываем абсолютно все пришедшие в голову идеи, без их обсуждения и критики. Потом анализируем полученный список, определяем, какие из этих ситуаций связаны с недостатком уважения (вполне возможно, что их окажется большинство). На втором этапе выполнения упражнения каждый подросток должен составить свой собственный список из пяти неуважительных действий, на которые он реагирует гневом (к сожалению, это слова и действия, с которыми часто сталкиваются наши дети: насмешки над внешностью, одеждой, оскорбления…). Это и есть список «триггеров», то есть спусковых крючков, которые вызывают у нас гнев и агрессию по отношению к другому человеку. На третьем шаге просим детей разбиться на пары и ответить на следующие вопросы:
После завершения работы в парах проводим обсуждение полученного опыта в большой группе. Следующий этап состоит в проведении дискуссии на тему «Как можно дезактивировать свои «триггеры»?» Какие невербальные проявления способствуют эскалации конфликта? Спросите детей, какие невербальные проявления они используют, чтобы «не обращать внимание» на проявления неуважения. Когда это можно использовать? На пятом этапе попросите подростков показать, как они ведут себя в вызывающих гнев ситуациях. Затем попросите детей вернуться к своим партнерам и постараться привести в действие их «триггеры». Все участники по очереди должны играть роль провокатора, говоря что-то неуважительное своему партнеру. Партнер должен найти способ не реагировать на провокацию. Дав время на работу в парах, попросите участников вернуться в большую группу и с помощью следующих вопросов обсудите проделанное упражнение:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|