В наше время диагноз синдром дефицита внимания и гиперактивности встречается все чаще. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек. Природа этого синдрома до конца не ясна.
Возможными причинами СДВГ могут послужить:
— генетические факторы;
— поражение центральной нервной системы во время беременности и родов;
— инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни;
— психологические особенности внутрисемейных отношений.
Поэтому лечение СДВГ должно носить комплексный характер и включать в себя как медикаментозную терапию, так и психологическую коррекцию.
К внешним проявлениям гиперактивности относятся:
— повышенная двигательная активность;
— импульсивность;
— невнимательность, отвлекаемость.
Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими: такие дети могут быть вспыльчивыми, раздражительными и даже агрессивными, склонными создавать конфликтные ситуации. Часто у них можно наблюдать плохую координацию движений или недостаточный мышечный контроль: они неуклюжи, роняют или ломают вещи, неаккуратно едят и пьют. Трудности в обучении таких детей обуславливаются именно их поведенческими особенностями (неспособностью длительное время сохранять концентрацию внимания, постоянным переключением с одного вида деятельности на другой, неусидчивостью); при этом уровень интеллектуального развития часто не зависит от степени гиперактивности.
Признаки гиперактивности можно обнаружить уже во младенческом возрасте: такие дети беспокойны, плохо засыпают и тревожно спят, у них часто сбиваются биоритмы. У таких малышей можно наблюдать повышение мышечного тонуса, случаются частые рвоты из-за спешки во время кормления.
Однако поставить диагноз СДВГ может только специалист. И если Ваш ребенок активен, непоседлив и не всегда реагирует на замечания взрослых, это еще не говорит о синдроме гиперактивности. Для того, чтобы решить, нужно ли обращаться за помощью к специалисту, Вы можете использовать следующие критерии для выявления гиперактивности у ребенка, предложенные американскими психологами П. Бейкером и М. Алвордом:
1. Дефицит активного внимания:
— ребенок непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание;
— не слушает, когда к нему обращаются;
— с большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его;
— испытывает трудности в организации своей деятельности;
— теряет вещи;
— избегает скучных и требующих умственных усилий заданий;
— часто бывает забывчив.
2. Двигательная расторможенность:
— постоянно ерзает;
— проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо);
— спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве;
— очень говорлив.
3. Импульсивность:
— начинает отвечать, не дослушав вопроса;
— не способен дождаться своей очереди, вмешивается в разговор, прерывает;
— не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза);
— не может контролировать и регулировать свои действия;
— поведение слабо управляемо правилами;
— при выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты (на некоторых занятиях может быть спокоен, на других — нет, на одних уроках он успешен, на других — нет).
Итак, если Вы обнаружили у своего ребенка хотя бы половину из этих признаков, стоит обратиться к специалисту (врачу-неврологу, клиническому или нейропсихологу).