"Двойка" по-английскому и пластилин

Автор статьи: Евгения Куликова

Очень стала ценить в последнее время пластилин в работе с детьми, потому что это поистине "говорящий" материал. Все мы прекрасно осведомлены о том, что детям, да и взрослым также, зачастую сложно вербализовать  свои мысли, чувства, эмоции по тому или иному поводу. Речь к тому же, часто проходит некую внутреннюю цензуру, и самоограничение по поводу того, что "можно" говорить, а что "нельзя" играет свою контролирующую роль.

Двойка по английскому и пластилин

Творчество же помогает более свободно проявить скрытые страхи, боль, заблуждения и т.д.

Кроме того, извините за тавтологию, пластилин очень пластичен и позволяет трансформировать проблемное состояние  в желаемое в течение сеанса. Есть ещё масса преимуществ в использовании этого материала, но не буду подробно на этом останавливаться. 

 Здесь представлен результат работы с девочками одиннадцати лет, учениц 5-ого класса. Проблема, с которой они пришли к школьному психологу  была одна и та же -  беспокойство девочек по поводу возможного конфликта с родителями из-за "двойки" по английскому языку

Вынесем за скобки увы, не редко  аффективную  реакцию родителей на оценки детей. К психологу за помощью  обратились дети, и проблему надо было решать именно с ними - здесь и сейчас.

Девочки зашли в кабинет сразу втроём, после уроков всем нужно было спешить домой. Пришлось проводить консультацию в экстренном порядке сразу троим. 

Да, безусловно, эту работу нельзя считать полностью завершённой, но определённый результат удалось получить.

Ситуация похожая, но посмотрите, какие разные истории - интерпретации происходящего, как выразительны эти работы, как много они говорят о том, что происходит с детьми.

Каждый случай - уникален, и следовательно,  терапевтическая (движущая)  идея, в каждом случае - индивидуальна, в зависимости от того, какой "материал" предоставлен клиентом. 

Слепленный образ - это слепок текущего состояния клиента, его видение ситуации, в которой он находится. Клиент центрирован на своей проблеме, он   видит ситуацию со своей точки зрения. И не может её решить.

Для того, чтобы решить проблему, его нужно "децентрировать", помочь увидеть проблему с другой стороны. Пластилин (так же, как и рисунок), даёт для этого возможность.

Сначала каждая из девочек рассказала свою историю, рассказала о своих опасениях по поводу возможной реакции родителей на новость о "двойке".  

Потом каждому ребёнку был задан вопрос:

На что похоже то, что происходит с тобой? Кем ты себя видишь в данной ситуации?

Первая девочка, Аня изобразила себя в виде тучки, капли которой падают в пустой горшок. Рядом фигура человека. Девочка жаловалась на то, что мама её ругает и наказывает. Поэтому девочка часто плачет.

На вопрос, чтобы могло быть в этом горшочке, для чего он, - девочка предположила, что там мог бы расти цветок.

На вопрос: "что нужно цветку для роста?" Аня  ответила, что кроме воды, нужно солнце. Слепила солнце рядом с тучкой.

"Бывают ли у вас с мамой "солнечные дни?"

- Да! - Девочка вспомнила о проявлениях маминой заботы, о семейных праздниках, о подарках которые ей дарят. 

А что это за человек рядом с горшочком?

Ответ: "Это садовник, и в его руках тяпка, он рыхлит землю, чтобы цветок лучше рос".

Лепит цветок. 

Проблема не может быть решена на том уровне, на котором она возникла. Здесь важно увидеть и показать клиенту иной смысл происходящего.

Важно что то, что делает мама - это и есть процесс воспитания, в котором могут быть и проявления любви, и могут быть наказания. Насколько оправданы эти меры наказания, и не "перебарщивает" ли с ними мама, это вопрос мог бы быть задан маме, но на приёме была девочка. И работаем с её картиной мира. 



Вторая девочка, Инна, из всех троих более сдержана, довольно скупо описала свою проблему, ее мимика менее подвижна. Девочка изобразила себя, обнимающей  собаку. Первоначально изобразила фигуру без лица - белый блин пластилина без глаз и рта.

После нескольких вопросов о том, что и кого она изобразила, я спрашиваю:

- Почему она прижалась к собаке?

- Девочка хочет, чтобы собака её пожалела.

- А собака понимает, что с девочкой происходит?

- Да, наверно, да.

- А как собака могла об этом дагадаться? Тебе не кажется, что в фигуре, в лице девочки чего-то не хватает? 

- Нет, не знаю.  

 - А может быть, если бы у неё было лицо, глаза, рот, ей было бы легче выразить то, что она чувствует? Чтобы мы увидели на ёё лице?

- Мы бы увидели, как ей грустно.

Девочка заплакала. 

Сидящие рядом одноклассницы, обняли её и стали утешать. 

Совсем не страшно иногда показывать, что ты чувствуешь на самом деле. Тогда ты можешь получить сочувствие и поддержку.

 

Третья девочка, Таня изобразила в виде собаки себя, а рядом - женщину,  бьющую собаку палкой.

Комментарии  Тани к работе были такими: "Мама меня ругает. Она меня никогда не бьёт, но её слова приносят мне такую же боль, как удар палкой. Мне иногда хочется объяснить ей, почему я совершила тот или иной поступок, но не хватает слов, не могу ничего сказать".  

Вопрос:

Что это за собака?

- Лабрадор.

- Почему именно лабрадор?

- Он дружелюбный, добрый, и очень умный. Их даже воспитывают, как собак поводырей.

- Как ты думаешь, мама всегда права, когда ругает тебя?

- Иногда мама не права. Я например, не совсем виновата в этой двойке. Я сделала домашнее задание, готовилась к уроку, но на самом уроке не поняла, как правильно отвечать, и перепутала. Но я не могу маме спокойно объяснить, у меня срывается голос, я сама начинаю путать слова .

- Можно сказать, что мама не видит то, что происходит на самом деле и нуждается в "поводыре"? 

Девочка улыбается идее о маминой "слепоте" и беспомощности.  

Она трансформирует слепленные фигуры в другую скульптуру, где собака, похоже играет если не ведущую, то не менее важную роль.





P.S: На следующий день все трое рассказали, что разговор с родителями состоялся мирный и спокойный. Наказания за двойку не было. 

 



Просмотров: 279
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Мама я девочка, можно я ей останусь...."
  • парадокс родительского послания "Хорошая девочка- это взрослая девочка" (клиентская история)
  • "Хорошая" девочка и "плохие" эмоции
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • "Я ошибка!", или "Меня не должно было быть!"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Жила-была девочка"... Авторская сказка на заданную тему
  • Женская наивность: почему это опасно? из цикла рассказов "Девочка моя"
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • Терапевтическая сказка "Лесная девочка" (детско-родительские отношения)
  • Ребенок не понимает "Нет" и "Нельзя" Вопрос - ответ
  • Девочка на шаре. Баланс между "и хочется и колется"
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • "Как тебе живется, хорошая девочка?"
  • "Селёдка, мама и вареники с вишней" или "Мама - тоже человек".
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • "Сколько консультаций может понадобиться, чтобы решить мою проблему?"
  • Главный вопрос у "худеющих" клиентов - это как "любить себя?"
  • "Лучше бы ты умерла" или "мама, мне больно, страшно..."
  • Описание случая долгосрочной терапии "Надломленная девочка"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Нельзя показывать себя, нужно быть "серой мышкой".
  • Дневники Стройняшки 26 "Хорошая девочка"
  • Психосоматическая сказка "Девочка и злость"
  • Хорошая девочка и комплекс "хорошести"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь