|
"Двойка" по-английскому и пластилинАвтор статьи: Евгения Куликова
Очень стала ценить в последнее время пластилин в работе с детьми, потому что это поистине "говорящий" материал. Все мы прекрасно осведомлены о том, что детям, да и взрослым также, зачастую сложно вербализовать свои мысли, чувства, эмоции по тому или иному поводу. Речь к тому же, часто проходит некую внутреннюю цензуру, и самоограничение по поводу того, что "можно" говорить, а что "нельзя" играет свою контролирующую роль. Творчество же помогает более свободно проявить скрытые страхи, боль, заблуждения и т.д. Кроме того, извините за тавтологию, пластилин очень пластичен и позволяет трансформировать проблемное состояние в желаемое в течение сеанса. Есть ещё масса преимуществ в использовании этого материала, но не буду подробно на этом останавливаться. Здесь представлен результат работы с девочками одиннадцати лет, учениц 5-ого класса. Проблема, с которой они пришли к школьному психологу была одна и та же - беспокойство девочек по поводу возможного конфликта с родителями из-за "двойки" по английскому языку Вынесем за скобки увы, не редко аффективную реакцию родителей на оценки детей. К психологу за помощью обратились дети, и проблему надо было решать именно с ними - здесь и сейчас. Девочки зашли в кабинет сразу втроём, после уроков всем нужно было спешить домой. Пришлось проводить консультацию в экстренном порядке сразу троим. Да, безусловно, эту работу нельзя считать полностью завершённой, но определённый результат удалось получить. Ситуация похожая, но посмотрите, какие разные истории - интерпретации происходящего, как выразительны эти работы, как много они говорят о том, что происходит с детьми. Каждый случай - уникален, и следовательно, терапевтическая (движущая) идея, в каждом случае - индивидуальна, в зависимости от того, какой "материал" предоставлен клиентом. Слепленный образ - это слепок текущего состояния клиента, его видение ситуации, в которой он находится. Клиент центрирован на своей проблеме, он видит ситуацию со своей точки зрения. И не может её решить. Для того, чтобы решить проблему, его нужно "децентрировать", помочь увидеть проблему с другой стороны. Пластилин (так же, как и рисунок), даёт для этого возможность. Сначала каждая из девочек рассказала свою историю, рассказала о своих опасениях по поводу возможной реакции родителей на новость о "двойке". Потом каждому ребёнку был задан вопрос: На что похоже то, что происходит с тобой? Кем ты себя видишь в данной ситуации? Первая девочка, Аня изобразила себя в виде тучки, капли которой падают в пустой горшок. Рядом фигура человека. Девочка жаловалась на то, что мама её ругает и наказывает. Поэтому девочка часто плачет. На вопрос, чтобы могло быть в этом горшочке, для чего он, - девочка предположила, что там мог бы расти цветок. На вопрос: "что нужно цветку для роста?" Аня ответила, что кроме воды, нужно солнце. Слепила солнце рядом с тучкой. "Бывают ли у вас с мамой "солнечные дни?" - Да! - Девочка вспомнила о проявлениях маминой заботы, о семейных праздниках, о подарках которые ей дарят. А что это за человек рядом с горшочком? Ответ: "Это садовник, и в его руках тяпка, он рыхлит землю, чтобы цветок лучше рос". Лепит цветок. Проблема не может быть решена на том уровне, на котором она возникла. Здесь важно увидеть и показать клиенту иной смысл происходящего. Важно что то, что делает мама - это и есть процесс воспитания, в котором могут быть и проявления любви, и могут быть наказания. Насколько оправданы эти меры наказания, и не "перебарщивает" ли с ними мама, это вопрос мог бы быть задан маме, но на приёме была девочка. И работаем с её картиной мира. Вторая девочка, Инна, из всех троих более сдержана, довольно скупо описала свою проблему, ее мимика менее подвижна. Девочка изобразила себя, обнимающей собаку. Первоначально изобразила фигуру без лица - белый блин пластилина без глаз и рта. После нескольких вопросов о том, что и кого она изобразила, я спрашиваю: - Почему она прижалась к собаке? - Девочка хочет, чтобы собака её пожалела. - А собака понимает, что с девочкой происходит? - Да, наверно, да. - А как собака могла об этом дагадаться? Тебе не кажется, что в фигуре, в лице девочки чего-то не хватает? - Нет, не знаю. - А может быть, если бы у неё было лицо, глаза, рот, ей было бы легче выразить то, что она чувствует? Чтобы мы увидели на ёё лице? - Мы бы увидели, как ей грустно. Девочка заплакала. Сидящие рядом одноклассницы, обняли её и стали утешать. Совсем не страшно иногда показывать, что ты чувствуешь на самом деле. Тогда ты можешь получить сочувствие и поддержку.
Третья девочка, Таня изобразила в виде собаки себя, а рядом - женщину, бьющую собаку палкой. Комментарии Тани к работе были такими: "Мама меня ругает. Она меня никогда не бьёт, но её слова приносят мне такую же боль, как удар палкой. Мне иногда хочется объяснить ей, почему я совершила тот или иной поступок, но не хватает слов, не могу ничего сказать". Вопрос: Что это за собака? - Лабрадор. - Почему именно лабрадор? - Он дружелюбный, добрый, и очень умный. Их даже воспитывают, как собак поводырей. - Как ты думаешь, мама всегда права, когда ругает тебя? - Иногда мама не права. Я например, не совсем виновата в этой двойке. Я сделала домашнее задание, готовилась к уроку, но на самом уроке не поняла, как правильно отвечать, и перепутала. Но я не могу маме спокойно объяснить, у меня срывается голос, я сама начинаю путать слова . - Можно сказать, что мама не видит то, что происходит на самом деле и нуждается в "поводыре"? Девочка улыбается идее о маминой "слепоте" и беспомощности. Она трансформирует слепленные фигуры в другую скульптуру, где собака, похоже играет если не ведущую, то не менее важную роль. P.S: На следующий день все трое рассказали, что разговор с родителями состоялся мирный и спокойный. Наказания за двойку не было.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|