КБ терапевтические интервенции при генерализованном тревожном расстройстве

 

Терапевтические интервенции при ГТР

Терапевтические стратегии должны быть направлены на предотвращение избегающего поведения. КБТ ГТР использует несколько бихевиоральных и когнитивных техник:

Образование. Терапевт рассказывает клиенту о том, что такое тревога, а затем, указывая на его собственные симптомы, объясняет связь между мыслями, эмоциями, поведением и вегетативными реакциями. Все вместе резюмируется в «порочный круг» ожидания и проявления тревоги. Важно отметить, что испытываемая тревога не означает безумие. Часто клиенты, страдающие от ГТР, любые тревожные мысли расценивают как патологические, вредные и неприемлемые. С помощью примеров из жизни это убеждение может быть поставлено под сомнение. Далее следует подчеркнуть, что вегетативные реакции ни в коем случае не опасны для здоровья. От КБТ модели тревоги следует переходить к терапии. Следует объяснить необходимость постепенного изменения тревоги на конструктивное мышление и его влияние на порочный круг. Можно использовать брошюры;

Когнитивная реструктуризация. Терапевт и клиент работают над идентификацией тревожного восприятия событий. Они оценивают адекватность этого взгляда с помощью логики и доказательств, создают альтернативные представления, которые можно использовать при приступах тревоги. Изменение иррациональных мыслей на рациональные приводит к послаблению тревоги. Для этого необходимо выполнить следующее:

  • Объединить эмоциональную реакцию с автоматическими мыслями;
  • Определить иррациональные убеждения, автоматические мысли и мета-когниции;
  • Проверять их достоверность, прагматизм и последствия, их влияние на поведение;
  • Найти адаптивные мысли и убеждения.

Типичные вопросы, подходящие для тестирования автоматических мыслей у клиентов с ГТР:

  • На чем основаны ваши мысли? Можно ли эту ситуацию оценить по-другому? Существует ли другое объяснение?
  • Что в подобной ситуации подумал бы кто-то другой?
  • Основываются ли ваши суждения на вашем самочувствии или опыте?
  • Не ставите ли вы себе нереальные и недостижимые цели?
  • Не пропускаете ли вы важные факты? Не преувеличиваете ли вы незначительные факты?
  • Вы мыслите в терминах «все или ничего»?
  • Не принимаете ли вы на себя слишком большую ответственность за конечный результат? Не переоцениваете ли вы свою способность влиять на ход событий?
  • А что, если произойдет…? Что при этом случится страшного?
  • Как будет выглядеть ситуация через несколько месяцев/лет?
  • Не преуменьшаете ли вы свою способность управлять проблемной ситуацией?
Иногда когнитивные процессы, связанные с тревогой, принимают форму не мыслей, а представлений. В таком случае терапевт задействует воображение клиента.

Бихевиоральные эксперименты. Это задачи, которые на практике проверяют убеждения клиента. Составляется определенный план действий, которых клиент избегает или опасается, предсказывая чем закончится каждое действие.

Эксперименты могут быть связаны с изменением неудовлетворительной ситуации, с поиском реагирования в ситуации, которая не может быть изменена. В рамках этой стратегии клиента просят предсказать результат пугающей ситуации, а затем пройти через эту ситуацию либо без тревожных мыслей, либо после тщательного исследования всех возможных негативных последствий. После этого оценивается реальное развитие ситуации.

После эксперимента терапевт и клиент сравнивают, насколько прогнозы оказались реалистичными. Стратегия имеет такую же базовую схему, как и эксперимент, - выбор значимых целей, определение гипотезы, оценка ситуации, запись результатов и формулировка выводов, которые либо поддерживают, либо опровергают созданные гипотезы.

  • Терапевт и клиент уточняют цель эксперимента. Клиент конкретизирует мысль (например: «Если я подойду к директору и попрошу повышения, он будет кричать на меня и упрекать в том, что я мало работаю»);
  • Формулировка гипотезы. Клиент заранее предполагает чем закончится та или иная ситуация. Он должен написать, какими будут его чувства, мысли, поведение и вегетативные реакции и как по отношению к нему будут вести себя окружающие люди. Он может сформулировать альтернативные варианты. С терапевтом производится оценка всех доказательств, которые свидетельствуют «за» и «против». Этот факт сам по себе может повлиять на убедительность доказательств, которые поддерживали негативные прогнозы, и привлечь внимание к тем, которые клиент не имел в виду или подавлял;
  • Создание оценки. Необходимо установить правила: что понимать под успехом, неудачей, в каких областях будет оцениваться успех;
  • Осуществление действий по реализации плана. Предложение выполнить действия, которое проверит действительность прогноза. Следует определить, что клиент должен конкретно сделать. Желательно эксперимент организовать так, чтобы максимизировать положительный исход;
  • Запись результатов. Речь идет о записи мыслей, поведения, эмоций и вегетативных реакций или об оценке дискомфорта или тревоги по шкале. Здесь интересуют мысли и поведение, как во время действий, так и предшествовавшие ему;
  • Формулировка выводов. В конце формулируется вывод, являются ли действительными гипотезы.
Наконец, надо сформулировать правило, которое подведет итог, чему клиент научился (Например: «Не следует додумывать и обижаться, а нужно попробовать и сделать вывод»).
Иногда бывает так, что негативные предсказания клиента сбываются. Основным усилием терапевта, в таком случае, является предотвращением генерализации на другие области. Необходимо проанализировать ситуацию. Даже отрицательный результат может быть  использован конструктивно.

Работа с мета-когнициями (Мыслями о тревоге). Необходимо поставить под сомнение мета-когниции и предположения на их основе, как и при работе с иррациональными убеждениями и автоматическими мыслями. Затем изучать и подкреплять новую точку зрения через изменения в поведении. Необходимо рассмотреть преимущества и недостатки опасений, выяснить, что произойдет, если опасения исчезнут, создать с клиентом сценарий худших последствий. Затем следует оспорить мета-опасения с помощью сократического диалога.

Релаксация и работа с воображением. Из-за хронического мышечного напряжения и отсутствия парасимпатического тонуса бихевиоральные интервенции при ГТР используют релаксацию и ее приложения.

Можно использовать аутогенную тренировку по Шульцу, прогрессивную релаксацию Оста или Якобсона.

Релаксация должна не успокаивать перед пугающей ситуацией, а снижать общее напряжение.

Планирование деятельности. Лицам с ГТР характерно откладывание более тяжелых задач на потом. Нерешенные проблемы становятся источником напряженности и самоупреков. Другой характерной чертой является отсутствие приятной и спокойной деятельности.

Работа с эмоциями. Важно помочь клиенту выработать способность полноценно ощущать эмоции. Он учиться управлять сильными чувствами в ролевых играх и с помощью психодраматических методов (пустой стул, двойник) и в полной мере переживать реальные ситуации (mindfullness).

Воздействие на тревогу. Терапевт вместе с клиентом должен установить так называемое время для тревоги (20 мин), в течение которого клиент вместо того, чтобы избегать ее когнитивным образом, будет ее развивать, представляя самые худшие альтернативы. Он может использовать для этого свое воображение, тетрадь или плеер. Запись позволяет управлять своими тревожными опасениями и переносить их изучение на определенное время.

Воздействие на катастрофический сценарий. Основной идеей воображаемого катастрофического сценария является предотвращение когнитивного и эмоционального избегания. Важно пережить тревогу в представлении и найти стратегии ее преодоления. Вместо избегания клиент представляет самое худшее. При описании первых катастрофических предположений предлагается схема поведения: «Что я буду делать в данный момент? Возможно ли, что я буду вести себя по-другому? Как именно? Что я буду чувствовать? Что будет после? Как меняются чувства со временем?».

Изучение новых моделей поведения и навыков. Терапевт направляет усилия клиента на ситуации, которых он избегает при появлении тревоги (или провоцирующие тревогу), чтобы изменить модель поведения с избегающего на конструктивное и совладающее.

Решение проблем. Большинство лиц с ГТР катастрофически оценивают повседневные трудности, так как, как правило, не в состоянии их решать. Они используют систему проб и ошибок, что отнимает много времени и энергии, поэтому даже небольшие проблемы заставляют их беспокоиться. На примере этих повседневных трудностей, клиент учится применять систематическую стратегию. Затем он решает проблемы изменением своего поведения, а не опасениями и беспокойством. Здесь помогают записи проблем и опасений, которые велись на предыдущих этапах. Также может помочь фиксирование изменений клиента «здесь и сейчас».

Чаще всего избегающее поведение касается сферы межличностных отношений. Поэтому важно подробно проанализировать межличностные связи, особенно близкие отношения, так как в них скрыты самые важные проблемы даже тогда, когда клиент склонен преуменьшать или искажать их.

Окончание терапии и профилактика рецидива. Постепенно продлеваются интервалы между сессиями с одновременной оценкой тех трудностей, с которыми может столкнуться клиент. Хоть и проблемы носят вероятностный характер, следует их обсудить с клиентом, напоминая ему о навыках, полученных в ходе терапии. Рекомендуется назначить бустерную (поддерживающую) сессию через несколько месяцев.

О Генерализованном тревожном расстройстве в практике психолога можно прочитать здесь
О механизме формирования ГТР с точки зрения КБ терапии можно прочитать здесь
ГТР с точки зрения КБТ: модели тревоги, мета-когниции и мишени терапии здесь
Получить консультацию можно обратившись:
По тлф. 8-923-146-08-18
Skype: Alexey Mossin
e-mail: [email protected]


Просмотров: 363
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • ГТР с точки зрения КБТ: модели тревоги, мета-когниции, терапевтические мишени и цели терапии
  • Двойные отношения в терапии: клиент и терапевт – быть друзьями или нет?
  • Как притягиваются клиент и терапевт. Выбор клиента.
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Что клиент не может сделать сам?
  • За что клиент платит психотерапевту, и как психология может повысить стандарты вашей жизни?
  • Как написать рекламу психологических услуг, чтобы клиент понял, что ему нужны именно вы
  • Когнитивно-поведенческий подход при ГТР: первичное интервью, оценка ГТР и цели терапии
  • Как сделать так, чтобы клиент сам решил свою проблему?
  • Чем полезна работа с психологом: фокус на отношениях клиент–терапевт
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Формирование запроса или что хочет клиент? ( из жизни школьного психолога)
  • Что делать психологу, если его дискриминирует клиент
  • Я хочу лучшего психолога для себя, или Как выбрать психолога. Как понять, что терапевт вам подходит?
  • Что я делаю, как гештальт-терапевт в терапии с клиентом.
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Как снизить уровень тревоги во время/после экстремальной ситуации
  • Сколько стоит терапия или за что платит клиент???
  • Что вам принес клиент? Дракона или комара?
  • Секреты Карла Роджерса, или что такое эффективная клиент-центрированная психотерапия.
  • «Делай, что должно и будь, что будет» Или «Как вести себя в трудных жизненных ситуациях».
  • Каких результатов может ожидать клиент от психотерапии
  • Как определить, что необходимо отправить клиента на консультацию к психиатру?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Клиент всегда найдет то, что ему нужно
  • «Я и мой клиент» (проработка взаимоотношений психолога и клиента с помощью МАК)
  • Что такое гештальт-терапия и чем гештальт-терапевт может помочь



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь