Привязанность, или большой - не значит взрослый.

Автор статьи: Юлия Шадрунова

Привязанность или большой  не значит взрослый

Основной тип привязанности, закрепившийся в детстве, остается практически неизменным и воспроизводится в отношениях со значимыми людьми всю последующую жизнь, являясь постоянным паттерном.

Говоря другими словами, биологически заложенная в каждом из нас система привязанности активируется во младенчестве и, в зависимости от чуткости матери (чаще матери, хотя, имеется в виду главный объект привязанности для ребенка), от ее способности к эмпатии, от ее ресурсов, позволяющих удовлетворять потребности ребенка, формируется определенный тип привязанности.

Этих типов несколько, но упрощенно их можно разделить на два: надежная и ненадежная.

Как показывают результаты различных исследований (Werner, 2007a b; Grossman, 2003), важнейшей функцией надежной привязанности является защита ребенка, которая формирует базу для психической стабильности и успешного социального поведения в будущем.
Если ребенок приобретает опыт надежной привязанности хотя бы с одним взрослым (необязательно с родителем), то в дальнейшем он, этот опыт, будет служить для него защитой от развития психопатологии, даже если в последствии он столкнется в своей жизни с травматическим опытом.

Привязанность – это база, основа основ, на которую ложится все последующее развитие человека. Если этой основы нет или она слишком ненадежна, то задачи развития отходят на второй план. Ребенок не будет интересоваться окружающим миром, исследовать его, пробовать на вкус, овладевать навыками, тянуться к новому, пока у него нет базы. Хоть какой-то.

Если же база есть, но она нестабильна, ненадежна или непредсказуема, то будучи уже взрослым, человек будет таким образом строить свои близкие отношения, что каждый раз будет воспроизводиться сформированная в детстве, его внутренняя модель.
Каждый раз в отношениях он будет сталкиваться со своей детской историей о том, что нет никого, кто бы мог его поддержать, когда он сам не справляется. Нет никого, кто может быть рядом, прийти на помощь, встать на его сторону, обнять, утешить, взять на себя то, что временно невозможно самому. Нет, в том числе и надежной внутренней фигуры, которая бы позволила справиться с уже взрослыми проблемами самостоятельно.

Вырастая, большинство людей стремятся к близости. Кому-то везет больше и он приобретает новый, исцеляющий опыт: с бабушками/дедушками, с мужьями/женами, с друзьями и даже коллегами. Эта конструкция может быть довольно надежной, существовать десятилетия и компенсировать многое из детского опыта. Но как правило, рано или поздно, наступает момент, когда на нее по какой-то причине опираться становится больше невозможно: любое травматичное изменение обстоятельств, вынуждающее человека искать опору внутри себя, а ее там часто не оказывается.
И именно тогда, в этот момент, все начинает «рассыпаться», появляется ощущение, что жизнь рушится и земля уходит из под ног, исчезает опора.
В большинстве случаев причина бывает в потере объекта привязанности.

Вы можете мне возразить, сказав, что большинство из нас, переживая потерю близкого человека, горюет, регрессирует и какое-то время может не справляться с тем, что раньше не вызывало затруднений. И вы будете совершенно правы. Разница лишь в степени разрушений, в размере той невозможности справиться с ситуацией - а это даже не всегда смерть близкого человека. Потеря может быть любой: работа, статус, место жительства, уход выросших детей из семьи, развод, пенсия, внутренний конфликт – тот самый пресловутый кризис среднего возраста.

Часто именно в один из таких моментов происходит первый визит к психологу или психотерапевту. И тогда, если человек остается в терапии, появляется шанс переписать заново историю своего детства, изменить модель, с помощью которой удавалось справляться раньше, опираясь на другого, или, наоборот - избегая близости изо всех сил.

В этом случае терапевт становится тем самым объектом привязанности, который поможет изменить болезненные паттерны: реагируя иначе, замечая и понимая важность и смысл происходящих процессов, поддерживая, помогая по-новому осмыслить прошлый и настоящий опыт. По сути, становясь новой надежной опорой, главным объектом привязанности, рядом с которым можно психологически вырасти, а в дальнейшем сепарироваться от него, приобретя в терапии способность к собственной автономии.

Продолжение следует...



Просмотров: 358
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Программа SAFE. Помощь родителям в формировании надежной привязанности у детей.
  • «На языке привязанности»… (взаимосвязь типа привязанности и «сценария отношений»)
  • Этапы Формирования Привязанности. Безопасный Тип Привязанности.
  • Как определить степень привязанности к Вам другого человека?
  • Нарушения привязанности. Надежная привязанность
  • Значение привязанности для человека
  • Зарождение привязанности в отношениях матери и ребёнка
  • Развитие привязанности у ребенка
  • Стили привязанности и их влияние на психологическое здоровье человека
  • Паттерны поведения детей с разным типом привязанности
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Основы терапии нарушения привязанности
  • "Эластичный трос"(влияние привязанности на жизнь и здоровье человека.Часть2)
  • "Эластичный трос"(влияние привязанности на жизнь и здоровье человека.Часть1)
  • Формирование типов привязанности в объектных отношениях
  • Какой у вас тип привязанности?
  • Нарушение привязанности. Ненадежно-избегающая привязанность
  • Изучение эмоциональной привязанности к матери в группах маскулинны, андрогинных и феминных детей
  • Типы привязанности и отзывчивость, чувствительность матери
  • Работа с ранами привязанности в эмоционально фокусированной супружеской терапии. Часть 1
  • Работа с ранами привязанности в эмоционально фокусированной супружеской терапии. Часть 2
  • Потребность в привязанности ребенка к маме рождается вместе с ним.
  • Отношение к образу физического Я лиц с разными типами привязанности к матери
  • Четыре вещи, которые нужно помнить про формирование привязанности у ребенка
  • Удовольствие от родительства как ключевой фактор развития привязанности
  • Динамика привязанности в любовных отношениях
  • Типы привязанности и их роль в отношениях
  • Арт-терапия. Диагностика привязанности ребенка с использованием методики «Рисунок птичьего гнезда»
  • Жизненные сценарии и паттерны привязанности (Часть 1)
  • Жизненные сценарии и паттерны привязанности (Часть 2)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь