|
Терпение разрушающее - терпение созидающее.Автор статьи: Малахова Елена Вячеславовна
Сакраментальная фраза. И что тут скажешь? Казалось бы, терпение - бесспорная ценность. Терпеливый человек, в большинстве случаев, воспринимается как персонаж положительный и достойный всяческих похвал. Но ведь терпение терпению - рознь. Так в чём же эта рознь? Мне интересно, возможно и Вам захочется исследовать эту тему.. Мне нравится обозначать терпение как инструмент. Можно описать ряд последовательных этапов в проявлении этого феномена. Первый этап - условия формирования способности к терпению. Чтобы инструментом пользоваться нужно чтобы он был. Следует отметить, что сама жизнь, своими пространственно-временными координатами, закладывает условия для формирования терпения. Оно становится как бы, само собой разумеющимся в материальном пространстве. Хочешь, не хочешь, а преодоление пространства и времени связано с ожиданием, а значит и с терпением. Не даром говорят, что ждать и догонять, труднее всего. И так,терпение не данность, но безусловная необходимость существования в материальном мире. Связь терпения с внешними жизненными условиями, ярко иллюстрирует нетерпеливость человека 21 века, в сравнении даже с предыдущим поколением. Современная, техническая лёгкость преодоления пространства в разы сократила необходимость освоения навыков терпения. Хорошо, что хоть время течёт своим чередом и не изобрело ещё человечество ту самую машину. И так, условия заданы, дальше... Второй этап - непосредственно формирование терпения . Как всегда, родители! Не столько в своих воспитательных стратегиях, сколько в личном примере. Терпеливый родитель создаёт дополнительные условия для формирования терпения у ребёнка и показывает как это делать. Терпение, для ребёнка, становится наглядным процессом, который нужно освоить, опираясь на родительский пример. Согласитесь, вполне конкретная и достижима задача. Намного сложнее, когда ребёнок попадает под пресс неосознаваемых им жизненных условий семьи, с одной стороны и вполне явных требований социума к терпению (детский сад, школа)с другой. А примера терпения в родительской семье нет. Родители сами нетерпеливы. Возьмём за точку дальнейшего отсчёта, благополучный вариант. Терпеливые родители воспитывают терпеливого ребёнка. Третий этап - вектор применения терпения Вот тут то мы и подходим, на мой взгляд, к самому интересному. В общении с родителями, на их примере, ребёнок получает представление о том, в каком направлении, для чего можно использовать сей инструмент. По моему мнению, всю вариативность ситуаций можно вложить в два направления. 1.Терпение ради достижения отдаленной, надситуативной цели. Студент готов терпеть и терпит нагрузки обучения, ради освоения выбранной профессии. Больной готов терпеть и терпит лечебные процедуры, ради выздоровления. Терпение, в этом случае ведёт, через преодоление трудной ситуации, к цели, расширяющей личные возможности и границы человека. Поток энергии однонаправлен и необходим для "сквозного" прохождения ситуации. В результате человек достигает желанной цели, приобретает новый опыт своей компетентности, новый опыт самоопоры. Такое терпение можно назвать созидающим. 2.Терпение ради избегания нежелательной актуальной ситуации. Молодой человек, терпящий одиночество, ради избегания трудной для него ситуации знакомства и неосвоенных навыков взаимодействия. Женщина терпящая издевательства мужа алкоголика ради избегания "отдельного" существования. В приведённых ситуациях, человек игнорирует, подавляет свои потребности (в безопасности, в общении) на это нужна энергия. Неудовлетворённые потребности рождают негативные эмоции, которые блокируются - ещё энергозатраты. Эти энергетические потоки разнонаправленны. Человек хочет и не хочет одновременно. В результате приложения терпения в этом направлении, нет приобретений, кроме очередного "успешного" избегания. Каждый последующий акт будет уносить всё больше и больше сил. Внешние обстоятельства не изменятся и нежелательная ситуация будет возвращаться на круги своя. Именно это терпение - терпение разрушающее. Можно было бы закончить рассуждения, но есть ещё явление, которое ни как нельзя обойти вниманием. Человек может быть великим иллюзионистом, выдавая одну реальность за другую (чаще всего неосознанно). Если Вы встречаете юношу, который утверждает, что он терпит одиночество, потому что ему так больше нравится, или женщину-жену агрессивного алкоголика, которая говорит, что терпит мужа ради детей, есть вероятность, что терпение созидающее подменили на терпение разрушающее.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|