На мой взгляд, существуют две категории терпения.
Первая категория для меня имеет положительную окраску, и она связана с принципом реальности, с ценностями или осознанностью.
1. Принцип реальности. Для младенца нет понятия времени, если у него появляется фрустрация, и он не может ее удовлетворить, то это катастрофа - он не может ждать ни секунды, тем более, что он не знает, что это такое. В отличие от взрослого человека, который знает, что удовлетворение потребности может занять время: чтобы что-то съесть, нужно что-то приготовить. И в этом смысле, взрослый более свободен, благодаря как раз некоторому опыту, знанию и способности переносить фрустрацию.
2. Ценность, осознанность, выбор - второй вид "положительного" терпения для меня связан с моим выбором, я осознанно выбираю что-то терпеть, исходя из каких-то моих ценностей. Я беру в этот момент ответственность за свой дискомфорт.
Во всех остальных случаях (если я ничего не пропустил), терпение для меня является условно негативным явлением. Здесь можно пойти классическим путем и рассмотреть терпение, исходя из способов прерывания контакта, где основными мне кажутся два способа (остальные прерывания будут основываться на них):
1. Слияние - я что-то терплю, но понять что именно не могу.
2. Интроекция - я терплю, исходя из какой-то идеи или из какого-то запрета.
Здесь терпение является предательством себя, когда я оставляю свои интересы, обесцениваю их ради чего-то другого: лояльности, сохранения своего образа в глазах других и т.д. Нужно отметить, что это тоже некоторый выбор и то, что выбирается, может быть ценным и важным, но в данном случае, этот выбор неосознан, и за него никто не берет ответственности, поэтому он вечен: всегда будет выбираться что-то, где нужно будет терпеть.