|
Плата за терпениеАвтор статьи: Ольга Гордиенко
"Потерпи немного," - говорили нам в детстве, когда мы разбивали коленку и нам ее мазали жгучей зелёнкой. Когда делали болючий укол. Когда было страшно и больно у стоматолога. Когда была дико несправедливой учительница в школе. Когда хотелось в туалет посреди дороги в автобусе. Когда очень хотелось то вкусное, что лежит на столе, но ещё не пришло время обеда. Когда хотелось игрушку, а праздник, к которому ее обещали, все не наступает и не наступает.
Тогда, в детстве, терпению важно было научиться. Потому что оно было про границы, про нормы общества, вообще про воспитание.
Но не только. Оно было и про то, чтобы сделать ребенка удобным. Научить его отказываться от своих желаний (а не только откладывать во времени их реализацию). Добиться, чтоб ребенок не доверял своей чувствительности. Потому что так проще взрослому.
И в детстве ребенок учится именно тому, чему учат. Или вопреки. Но точно инстинктивно делает всё, чтобы выжить. А психическая жизнеспособность у детей достаточно высока.
Но когда ребенок становится взрослым и над ним уже нет родителя, от которого зависит его физическая и психическая жизнь, то и значимость терпения очень меняется.
Отобранная в детстве чувствительность, сдобренная похвалой за терпение, во взрослом возрасте часто оборачивается против самого человека.
По привычке мы терпим боль от раны и не даём себе права плакать и жаловаться, даже если рана действительно велика. Мы очень стойкие в больницах и молчать рядом с кричащим начальником мы тоже умеем. Причем даже в состоянии сохранять лицо, будто все нипочём. Решаем доделать важную работу, а в туалет сходить позже. Не съесть что-то вкусное, мотивируя это дороговизной, калорийностью, временем суток. Не покупаем себе интересное, ставя в приоритет полезное.
Но за терпение, срабатывающее у взрослого автоматически, есть своя плата. Это поддержание нечувствительности, искажение своих потребностей в угоду общества и отдельных важных людей, частота растерянности и непонимания, куда же двигаться дальше. Во многом это потеря себя настоящего. Вернее, даже не потеря, а не-обретение. Потому что привычка терпеть была сформирована слишком рано.
Да, и во взрослой жизни терпение иногда пригождается. Но в хорошем случае это уже совсем другой размер и мотивация этого внутреннего действия.
Потому насколько в детстве важно было научиться терпению, теперь настолько же важно разучиться терпеть.
И это совсем не приглашение к безграничности. Здесь важна поэтапность. Сначала научится обнаруживать "места терпения" в своей жизни, а сделать это можно только через восстановление чувствительности и доверия к своим чувствам, особенно "неудобным". Потом допустить мысль, что можно иначе. Что настолько насиловать себя - не обязательно. И последний этап - это выбор формы, в которой возможно будет сохранять ценности, которые есть в ситуации или отношениях, но позволяя себе бОльшую свободу, чем до этого.
Это интересный и временами действительно сложный баланс - сохранение своей душевной маневренности без боли и в то же время сохранение способности договариваться с другими, достигая понимания.
А с другой стороны, это все же так странно - прикладывать усилия, чтобы разучиться делать то, что когда учился делать с такими же усилиями. И тогда это вопрос того, что некоторые наши знания о себе регулярно устаревают. И потому хорошо бы перепроверять их и менять на те, которые которые сегодня улучшат качество нашей жизни. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|