|
Самооценка, общество, школьные баллы...Автор статьи: Марина Лемак
Мы часто слышим "заниженная"..."завышенная"... Что такое - эта самооценка?... Как она влияет на жизнь человека? Когда формируется и можно ли изменить?... Смотрю на клиентов, говорю с педагогами. С самых малых лет детям говорят - "посмотри на соседку Анечку - платьице у нее чистое, а ты...", или "ты хорошо сделал, но можно еще лучше, вон одноклассница смогла!", или "ты неправильно делаешь, правильно иначе, так все делают" и т.д. А потом они приходят в школу. Они уже хорошо знают - надо смотреть на соседа и соотносить свои успехи с ним. И тут начинают ставить оценки (благо, в Украине их отменили хоть на первые два года)... Сидят двое детей за партой. У одного ребенка мышление не лучше, но быстрее (или память лучше). И другой, получая постоянно оценку ниже, через два месяца скажет - я не могу, у меня не получается. Хорошо, если он почувствует себя успешным компютерной игре, на каратэ или в керамике. А если нет? Так начинает формироваться заниженная самооценка... А тот первый получает только хорошие оценки. И сформируется или комплекс отличника ("Я должен быть лучше, любыми усилиями!") или завышенная самооценка ("Я всегда лучше, и другого быть не может"). Достаточно первых трех-четырех лет в начальной школе - и сформировалась строгая структура видения себя между другими. А потом - "Я всю жизнь соотносила свои действия с тем, как правильно..." - "А как правильно?" - "Ну... как все делают. Иначе они не будут принимать меня"... "Я стыжусь - сначала своих родителей, потом своей неуклюжести, потом...." И она никогда не пробует новое потому что "ничего не получится!!!" "При малейшей проблеме во взаимоотношениях я думаю, что она меня бросит", хотя у "нее" не возникает таких мыслей и близко... Или "Наверное я имею очень низкую самооценку... Я не знаю, как поступать, что правильно... Уже дети говорят -Мама, ты не слышишь других. Я уже боюсь слово сказать " - а у нее самооценка завышенная по всем тестам... Какая тогда была раньше, если при всех этих сомнениях - такая? Предположение - намного выше. В каждом обществе есть свои культурные особнности. В нашей среде очень часто встречаю оценочные суждения родителей о своих детях, и при этом дети все это слышат и... Приходит время и мнение родителей (учителей, родственников, соседей) воспринимается уже не как их мнение, а как свое, личное. Поскольку это мнение формируется до возникновения логического сравнения себя с другими и в основном - на оценке других. Да, реальная оценка работает, но чем больше значимых людей влияют на повышение или понижение самооценки, тем более эмоций включается рядом с осознанием себя в сравнении с другими. Как было бы просто, если бы каждый думал - "Я есть такой какой я есть. Что-то знаю и могу (выгляжу) лучше, что-то хуже чем окружающие меня. В чем - то я очень хорош и это мне нравится. Я могу допускать ошибки, и это нормально. И рисковать я могу, но понимаю, что не все и не стразу получается". И тогда мысли про сравнение с другими редко приходят в голову, потому что они не несут боли. С ними спокойно. Но нет. Видя вокруг себя это оценочно-сравнительное общество, ребенок или думает что он все может (и лучше всех), и если не вышло - виноваты другие, ил наоборот - что ничего не может (и хуже всех)... А ведь это сформированное мнение про себя останется на всю жизнь. Одним оно не даст возможность рисковать, становиться успешным, чувствовать собственную значимость, другим, наоборот, - поможет не считаться с мнением других, усложнит жизнь окружающим людям. И эта штука самооценка останется с человеком до глубокой старости... Как сделать так, чтобы наши дети были спокойны, верили в себя, были способными рисковать, толерантными к собственным ошибкам и ошибкам других, меньше думали про то, что о них думают другие и были счастливы? Мое мнение - уменьшить влияние среды словами - "Ты не такой, как другие, и они не ты. Смотри на свои прошлые достижения, сравнивай с сегодняшними и планируй то, что хочешь завтра. А мы любим тебя и поддержим, когда ты будешь нуждаться в этом". И если про оценки - взглянем на школу Канады, скандинавские страны... В Норвегии, например, начинают ставить оценки, когда детям исполняется около 12 лет. В Канаде, к примеру, сначала только устная похвала, а в 3-4 классе - тесты.Но дети оценок не знают, они только анализируют с учителем работу. А оценки собираются, обобщаются, в конверт - и родителям в конце семестра. Дети не имеют базиса чтобы сравнивать себя с другими. Так же приблизительно в других странах. И потом, когда сформируется адекватная самооценка, школный бал будет играть роль реальности, а не сравнения - что-то я могу больше, что-то меньше. Что-то люблю больше и хочу изучать (достигать, исследовать) больше, а чего-то хватит для минимальной осведомленности.Мой друг силен в одном, я - в другом... Личность становится свободной. Свободная личность - толерантность к другому больше. Свободное общество свободных людей. Спасибо, что прочитали :) Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|