Самооценка, общество, школьные баллы...

Автор статьи: Марина Лемак

Мы часто слышим "заниженная"..."завышенная"... Что такое - эта самооценка?... Как она влияет на жизнь человека? Когда формируется и можно ли изменить?...

Смотрю на клиентов, говорю с педагогами. С самых малых лет детям говорят  - "посмотри на соседку Анечку - платьице у нее чистое, а ты...", или "ты хорошо сделал, но можно еще лучше, вон одноклассница смогла!", или "ты неправильно делаешь, правильно иначе, так все делают" и т.д. А потом они приходят в школу. Они уже хорошо знают - надо смотреть на соседа и соотносить свои успехи с ним. И тут начинают ставить оценки (благо, в Украине их отменили хоть на первые два года)... Сидят двое детей за партой. У одного ребенка мышление не лучше, но быстрее (или память лучше). И другой, получая постоянно оценку ниже, через два месяца скажет - я не могу, у меня не получается. Хорошо, если он почувствует себя успешным компютерной игре, на каратэ или в керамике. А если нет? Так начинает формироваться заниженная самооценка... А тот первый получает только хорошие оценки. И сформируется или комплекс отличника ("Я должен быть лучше, любыми усилиями!") или завышенная самооценка ("Я всегда лучше, и другого быть не может"). Достаточно первых трех-четырех лет в начальной школе - и сформировалась строгая структура видения себя между другими.

А потом - "Я всю жизнь соотносила свои действия с тем, как правильно..." - "А как правильно?" - "Ну... как все делают. Иначе они не будут принимать меня"...

"Я стыжусь - сначала своих родителей, потом своей неуклюжести, потом...." И она никогда не пробует новое потому что "ничего не получится!!!"

"При малейшей проблеме во взаимоотношениях я думаю, что она меня бросит", хотя у "нее" не возникает таких мыслей и близко...

Или "Наверное я имею очень низкую самооценку... Я не знаю, как поступать, что правильно... Уже дети говорят -Мама, ты не слышишь других. Я уже боюсь слово сказать " - а у нее самооценка завышенная по всем тестам... Какая тогда была раньше, если при всех этих сомнениях - такая? Предположение -  намного выше.

В каждом обществе есть свои культурные особнности. В нашей среде очень часто встречаю оценочные суждения родителей о своих детях, и при этом дети все это слышат и...  Приходит время и  мнение родителей (учителей, родственников, соседей) воспринимается уже не как их  мнение, а как свое, личное. Поскольку это мнение формируется до возникновения логического сравнения себя с другими и в основном - на оценке других. Да, реальная оценка работает, но чем больше значимых людей влияют на повышение или понижение самооценки, тем более эмоций включается рядом с осознанием себя в сравнении с другими.

Как было бы просто, если бы каждый думал - "Я есть такой какой я есть. Что-то знаю и могу (выгляжу) лучше, что-то хуже чем окружающие меня. В чем - то я очень хорош и это мне нравится. Я могу допускать ошибки, и это нормально. И рисковать я могу, но понимаю, что не все и не стразу получается". И тогда мысли про сравнение с другими редко приходят в голову, потому что они не несут боли. С ними спокойно.

Но нет. Видя вокруг себя это оценочно-сравнительное общество, ребенок или думает что он все может (и лучше всех), и если не вышло - виноваты другие, ил наоборот - что ничего не может (и хуже всех)... А ведь это сформированное мнение про себя останется на всю жизнь. Одним оно не даст возможность рисковать, становиться успешным, чувствовать собственную значимость, другим, наоборот,  - поможет не считаться с мнением других, усложнит жизнь окружающим людям. И эта штука самооценка останется с человеком до глубокой старости...

Как сделать так, чтобы наши дети были спокойны, верили в себя, были способными рисковать, толерантными к собственным ошибкам и ошибкам других, меньше думали про то, что о них думают другие и были счастливы?

Мое мнение - уменьшить влияние среды словами - "Ты не такой, как другие, и они не ты. Смотри на свои прошлые достижения, сравнивай с сегодняшними и планируй то, что хочешь завтра. А мы любим тебя и поддержим, когда ты будешь нуждаться в этом".

И если про оценки - взглянем на школу Канады, скандинавские страны... В Норвегии, например, начинают ставить оценки, когда детям исполняется около 12 лет. В Канаде, к примеру, сначала только устная похвала, а в 3-4 классе - тесты.Но дети оценок не знают, они только анализируют с учителем работу. А оценки собираются, обобщаются, в конверт - и родителям в конце семестра. Дети не имеют базиса чтобы сравнивать себя с другими. Так же приблизительно в других странах. И потом, когда сформируется адекватная самооценка, школный бал будет играть роль реальности, а не сравнения - что-то я могу больше, что-то меньше. Что-то люблю больше и хочу изучать (достигать, исследовать) больше, а чего-то хватит для минимальной осведомленности.Мой друг силен в одном, я - в другом... Личность становится свободной.

Свободная личность - толерантность к другому больше. Свободное общество свободных людей. Спасибо, что прочитали :)



Просмотров: 317
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • Мнение психолога о скандале в "Голос-Дети". Часть 4. Эпилог - "Евровидение"
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Фантазм "Одна жизнь на двоих" или "Все будет потом!"
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Когда САМОоценка становится оценкой "Других"...
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".
  • Мужская манипуляция: "Ты без меня пропадешь" или "Ты больше никому не нужна"
  • "Работа с МАК". Расклад "Что лучше для меня".
  • Чтобы ваше "потом" не превратилось в "никогда"
  • "Начинаю с себя!" или "не смотри на меня так"!
  • Школьник выбирает профессию и колледж. Лучше "синица в руках", чем "журавль в небе"
  • "Ловушки" любви: «Если ты будешь любить меня, то я не буду чувствовать себя никчемным»
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • "Нездоровые" дети самых "здоровых" родителей
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • "Лучше бы ты умерла" или "мама, мне больно, страшно..."
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • Если другие женщины "лучше", чем ты.
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • Главный вопрос у "худеющих" клиентов - это как "любить себя?"
  • "Я жить без тебя не могу" или "комплекс самоуничижения".
  • Познаем себя, чтобы лучше понимать и действовать: "Детские субличности"
  • Разница между "прилагать усилия" и "заставлять себя"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь