Клиентов психолога (психотерапевта) с избегающей поведенческой реакцией можно разделить на 4 подгруппы в зависимости от уровня тревоги:
клиенты, которые не доходят до психолога;
клиенты, которые уходят с середины первой сессии;
клиенты, которые уходят в переломный момент психотерапии, способный изменить их образ мыслей, привести к осознанию чего-то важного, стать точкой отсчёта новой жизни, то есть, примерно в середине психотерапевтического курса;
клиенты, которые продолжают оставаться в психотерапии по причинам, понятным только им, но не могут довериться психологу окончательно и разрешить себе встречу со своим собственным «Я».
Конечно, во всех 4-х случаях избегания человек лишает себя возможности получить существенную пользу от психотерапии, или эта помощь носит эффект временного облегчения, пока клиенту хорошо в компании психотерапевта.
Человек «избегающий» пропитан недоверием к миру. Он склонен видеть в людях, и даже в своём психологе, жулика, который каким-то образом хочет нажиться за его счёт, не принеся ему существенной пользы, а-то и вовсе нанеся непоправимый вред.
Однажды, а может и не один раз, такой человек был травмирован душевно и (или) физически своим близким, а корни формирования избегающего поведения уходят, конечно же, в его детство. Как правило, сценарий формирования избегающей личности таков: ребёнок наблюдает и чувствует вокруг себя фальшь, ему кажется, что родители неискренны друг с другом: папа приходит домой пьяным, ругается с мамой, мама плачет или начинает рассказывать детям, что папа любит другую женщину и потому она страдает – причём часто этот аспект детства ребёнок вытесняет из своего сознания, чтобы сохранить хороший образ родителей, и вспоминает только благодаря неожиданному инсайту или сну, навеянному психотерапией.
Бывает и так, что родители развелись, но каждый продолжает настраивать ребёнка друг против друга: мама говорит ребёнку, что папа его не любит, а папа говорит, что мама его не любит. В итоге, он не понимает, кому верить, и приходит к выводу, что его вообще никто не любит, что он не достоин любви и никому не нужен, что любовь причиняет боль.
Вырастая с базовым чувством недоверия, человек таким же образом начинает строить свои отношения: он либо стремится к симбиозу с партнёром, либо к дистанцированию. В симбиозе человек может быть крайне ревнивым и контролирующим, в дистанцировании, которое и являет собой пример избегающего поведения, человек старается сильно не вовлекаться в чувственную сторону отношений, выбирая для себя объект замещения: выпивка с друзьями, трудоголизм, супружеские измены, поверхностное общение с членами семьи и т.д. То есть, он намеренно или неосознанно создаёт ситуации, в которых невозможно глубокое погружение в свои чувства и чувства к партнёру. А это также приводит к нарастанию напряжения в отношениях.
Пример избегающего поведения показан в фильме «Умница Уилл Хантинг», в котором молодой человек боялся показать свою уязвимость девушке и, ощутив к ней глубокую привязанность, поначалу попросту грубо от неё уходит. Тот же самый сценарий клиент показывает на психотерапии. Чувство привязанности к терапевту в какой-то момент начинает его пугать, и он может пойти двумя путями: снова сбежать или остаться и попытаться решить свою проблему, отказавшись от деструктивного сценария.
Чаще всего клиент с избегающим поведением использует следующие виды психологических защит, которые прекрасно описаны в книге Нэнси Мак-Вильямс:
Примитивные защиты
Примитивная изоляция (клиент может прийти на терапию в состоянии алкогольного опьянения или под действием иных химических веществ, уйти в себя и подолгу молчать во время сеанса).
Отрицание (психолог может присоединиться к своему клиенту на физическом уровне и начать считывать его телесные и даже психологические ощущения, которыми может поделиться, дать обратную связь – например, психолог говорит клиенту: «мне сейчас показалось, что ты сильно напряжён…» или «я почувствовала, что ты сейчас злишься на меня…», но клиент отвечает: «нет, тебе показалось» или же психолог даёт клиенту понять, что каждый раз во время терапии он блокирует одну и ту же тему, например, разговоры о матери – это наблюдение клиент также может отрицать.
Проекция (например, клиент сам испытывает стыд во время терапии, но утверждает, что этот стыд испытывает психолог по отношению к нему или упрекает психолога в эмоциональной холодности, когда сам испытывает к нему недоверие и отчуждённость).
На эффективность психотерапии оказывает большое влияние сила данной проекции – проекция может быть Эго-синтонной (клиент уверен, что его проективные мысли об отношении к нему терапевта абсолютно верны) и Эго-дистонной (клиент сомневается в верности своего суждения). Эго-синтонность клиента не позволяет ему избавиться от мрачных мыслей о терапевте и наладить с ним доверительный рабочий альянс, что говорит скорее о пограничной организации его личности, нежели о невротической.
Защиты высшего порядка
Репрессия (вытеснение). Сюда можно отнести забывания клиента о встрече с психологом, опоздания, регулярно повторяющиеся заболевания, происшествия, предшествующие психотерапевтической сессии и т.д. Как писал Фрейд, подавление сдерживаемых драйвов и аффектов не приводит к разрядке и поддерживает постоянное состояние напряжения.
Регрессия. Клиент может показать на психотерапии неплохую динамику, но внезапно у него запускается тревога и сопротивление, и он откатывается назад к своему прежнему уровню. Нэнси Мак-Вильямс приводит в связи с этим такую метафору: «Терапевт, который не принимает приливов и отливов, присущих переменам в развитии, может быть разозлен подобным явлением. Контрперенос в этом случае походит на состояние доведенного до белого каления родителя, наконец-то преуспевшего в укладывании своего маленького ребенка спать самостоятельно и затем в течение недели получающего его визиты в спальню в три часа ночи. Это может продолжаться до тех пор, пока не станет ясно, что, несмотря на регрессивные тенденции в сопротивлении пациента, общее направление изменений прогрессивно».
Изоляция – отделение мыслей от чувств. Например, клиент повествует о том, как душевнобольная мать в детстве запрещала ему пользоваться туалетом, привязывала верёвкой к батарее и заставляла есть из собачьей миски, и при этом утверждает, что не испытывает по этому поводу никаких чувств – ни злости, ни обиды.
Интеллектуализация. Если в ситуации изоляции клиент говорит, что не испытывает чувств, то в данном случае, он предпочитает рассуждать об имеющихся чувствах, но без эмоциональной включённости. Клиент рассказывает: «Ну да, жена мне изменяла, и, конечно, я испытывал некоторую злость и обиду». Так обычно рассуждает человек с жёстким Супер-Эго, которое блокирует проявление гнева и иных неприемлемых чувств в отношении другого.
Рационализация как вид психологической защиты позволяет найти оправдание всему. Так, наркобарон оправдывает своё занятие наркобизнесом тем, что это позволяет ему строить храмы и дома для бедных. Жена, которая встречается с любовником, оправдывает себя тем, что муж ей тоже когда-то изменил.
Морализация, как психзащита, перенаправляет неприемлемые желания человека в область моральных обязательств. Например, человек, который борется с неприемлемыми импульсами, отдаётся религиозным устремлениям, начинает проявлять милосердие вплоть до мазохистического самоотречения.
Компартментализация (раздельное мышление). В данном случае человек пытается примирить в своём сознании различные противоречия, найти им логическое объяснение, чтобы избавиться от чувства вины (например, как пользоваться услугами проституток и при этом сохранить положительный образ "Я", уважать себя как отца и мужа?).
Сексуализация. Сексуальное побуждение – наиболее действенный способ почувствовать, что ты жив. Детским страхом смерти, который испытал ребенок, оставшийся один, ужасом перенесенного насилия над ним или другого несчастья можно управлять психологически посредством превращения травматической ситуации в жизнеутверждающую.
Например, в работе Столлера о сексуальных мазохистах обнаружилось, что многие из тех, кто говорил о необходимости испытывать боль для достижения наивысшего эротического наслаждения, перенесли внутренние болезненные вмешательства при лечении в детском возрасте.
Сексуализация во время психотерапии может быть выражена через флирт, благодаря которому человек испытывает драйв, в то же время общение с психотерапевтом выступает как способ замещения, компенсации и ухода от волнующей проблематики.
Помимо вышеизложенных защит избегания, можно привести юмор, цинизм, философствование и т.п.
Зрелые защиты, в отличие от примитивных, безусловно, облегчают жизнь человека, но в процессе психотерапии отрывают его от контакта со своими истинными чувствами, что является тем самым бегством от действительности. Но каждый человек имеет право на выбор своего пути. Например, клиентка говорит: «Я прекрасно осознаю, что мой внутренний конфликт в том, что я живу с нелюбимым мужем, но у нас с ним двое детей и ипотека, я не хочу ничего менять», и именно по этой причине обращение к зрелым психологическим защитам позволяет ей хоть как-то примириться с суровой действительностью. Если мы обратимся к логотерапии Виктора Франкла (терапии жизненным смыслом), то она призывает человека именно к этому – к психологической защите в виде перенаправления своих неприемлемых импульсов в русло рационализации и конструктивного отреагирования.
Дорогие читатели, благодарю Вас за внимание к моим статьям!
Чтобы получить мою консультацию, позвоните по номеру +7(919) 324-75-26 или перейдите по ссылке
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.