|
Нужна ли малышу арт-терапия?Автор статьи: Наталья Таланова
Редко можно встретить малыша, который не любил бы рисовать. А особенный интерес юные художники проявляют к творчеству на, казалось бы, совсем не пригодных для этого материалах – рисование на обоях, раскрашивание игрушек, домашних питомцев, себя, и конечно же домашней мебели. Творчество для малыша является важным и необходимым способом передачи материала, который он усваивает в течение всего дня. Рисунки, которые нам – взрослым на первый взгляд кажутся обычными каракулями, для маленького художника полны смысла. С какой радостью он показывает свое творение, гордо располагая его на самом видном месте. Творческая деятельность в жизни дошкольника по праву имеет важное значение. До определенного момента, малыш еще не умеет самостоятельно придумывать сюжеты для рисунков, не обладает достаточными объемом изобразительны техник, не владеет большим словарным запасом. И тем не менее, творчество позволяет ему выразить весь тот спектр эмоций и впечатлений, который он получает, знакомясь с окружающим миром. На сегодняшний момент, разработано множество различных изобразительных материалов и техник, позволяющих раскрыть внутренний потенциал ребенка любого возраста. Для самых маленьких крох мы приобретаем пальчиковые краски. Затем в игру малыша вводятся карандаши, мелки фломастеры, гуашевые и акварельные краски, пластилин. Для старших дошкольников на прилавках магазинов можно встретить богатое разнообразие наборов для творчества. И педагоги, и родители прекрасно понимают, что творческая деятельность помогает развивать внимание, мышление, память, мелкую моторику. Ни одно детское развивающее пособие сейчас не обходится без заданий что-то дорисовать или раскрасить. Вовлекая малыша в совместный процесс изготовления поделки, мы приучаем его доводить начатое дело до конца, воспитываем аккуратность и внимательности. А сколько восторга мы читаем в глазах малыша, когда он с гордостью протягивает самостоятельно выполненную работу. Трудно переоценить значение творческой деятельности в процессе обучения и развития юного гения. В психологии также активно используется способность человека творить. И называется это направление – арт-терапия. Некоторые ошибочно полагают, что заключается оно только в рисовании или лепке. Однако спектр методов, используемых в арт-терапии достаточно широк. Конечно же сюда входят изобразительное творчество: рисование, лепка, работа с цветной бумагой. Кроме того, арт-терапевты используют и литературное творчество (авторские произведения или работы самого клиента), картины художников, музыкальные произведения. На сегодняшний день в мире существует около двух десятков направлений арт терапии, предназначенных как для детей, так и для взрослых. Вот лишь некоторые из них: цветотерапия, фототерапия, песочная терапия, сказкотерапия, работа с куклами и различным природным материалом. В работе с дошкольниками творчество играет важную роль. Важно знать, что работа психолога заключается в том, чтобы направить внимание человека на собственные ресурсы в решении сложных жизненных задач. Психолог помогает понять клиенту суть его проблемы, найти возможности ее решения и подкрепить эти решения реальными действиями. Таким образом, в основе психологической работы всегда лежит осознание собственных трудностей и понимание внутренних ресурсов. И уделяя этому внимание, клиенту легче подобрать оптимальное решение собственных проблем. Маленький ребенок, в силу возраста еще не способен точно проанализировать свое поведение, определить эмоции и переживания, связанные с ситуацией. Он еще не может оценить свои действия и предугадать результат своего выбора. Он просто живет, познает мир, радуется, когда ему хорошо и плачет, когда ему грустно. И нередко, переживая те или иные эмоции, малыш не может понять, а уж тем более объяснить взрослому, что с ним происходит, что он чувствует, и что хочется изменить. А к сожалению, порой случаются и такие ситуации, о которых ему просто страшно, больно или стыдно кому-то рассказать. И здесь незаменимым помощником является именно творчество, его различные формы и виды. Через рисование, лепку или движения малыш может выразить все то, что так трудно передать словами. А мудрый взрослый всегда может подключиться в это общение. Используя в роли посредника рисунок, поделку или художественное произведение, специалист может точечно направлять свое внимание, не травмируя тем самым уязвимое переживание. Арт-терапия позволяет очень бережно и аккуратно затрагивать самые болезненные моменты, возвращаться к травмирующим ситуациям, при этом тщательно оберегая и без того хрупкую психику малыша. Продукт творчества позволяет достаточно точно оценить характер переживаний юного творца, его желания и ожидания. При этом, техники арт-терапии позволяют не только провести диагностику, но и своевременно оказать необходимую помощь. Техники арт-терапии могут помочь решить достаточно широкий спектр проблем. Для детей, переживших эмоциональную травму или стресс использование изобразительных техник просто незаменимо. Процесс творчества, являясь «посредником», позволяет соединить на одном уровне взрослого и ребенка, повышая при этом уровень доверия. Такое взаимодействие поможет малышу более эффективно пережить трудные для него моменты жизни, а взрослому стать чуточку ближе к миру маленького ребенка, понять его и своевременно оказать помощь и поддержку. Кроме того, процесс творчества в работе психолога позволяет скорректировать такие эмоциональные переживания, как агрессия и чувство страха, помочь в тех случаях, когда вашему малышу с трудом дается общение со сверстниками, когда он робок и неуверен в своих силах. Арт-терапия эффективно работает в случаях с невротическими расстройствами и нарушениями поведения. Метод активно используется как в консультировании, так и в психотерапии, при этом не имеет ограничений и противопоказаний. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|