|
Тварь я дрожащая или право имею? МАНДАЛА – терапия, творчество или?..Автор статьи: Сердюк Алевтина Александровна
Терапевт работает шрамами... Добрый день, мой дорогой читатель! Добрый день, коллеги! Знаешь, день назад в мой день ворвалось недоброе событие (на первый взгляд) и сейчас я делюсь здесь этой историей и предысторией тоже. Я давно собиралась здесь на b.17 поделиться своим опытом и опытом моих подопечных, который мы реализовали в прошлом году на базе ГБОУ СОШ 461 Колпинского района, где я веду кружок «Психологические тренинги для подростков». Сегодня это уже не совсем тренинг, т. к. включает работу, которую я определяю как психотерапевтическую (работа с образами методом ЭОТ, релаксационные техники и психокоррекция через творчество). Итак, немного предыстории. Тренинг я веду уже 6 лет и возник он на базе моей дипломной работы, в практической части которой я и разработала «Тренинг креативности для подростков», где были представлены задания на развитие вербальной и невербальной креативности. Постепенно тренинг модифицировался и это происходило естественным путем, т. к. запросы моих подростков менялись и, менялось их состояние. Креативности уже было мало, нагрузки и стресс увеличивались и постепенно основой стали техники релаксации. И если вначале ребята приходили больше за игрой и возможностью немного «похулиганить», то потом они шли не просто расслабиться и поиграть на тренинге, но и за самопознанием, возможностью выплеснуть эмоции, высказаться и быть принятыми. В прошлом году я предложила группе детей реализовать творческий мини-проект «Мандала». И с радостью наблюдала, как создание мандал вовлекает ребят в процесс. Они предлагали сами многие идеи и, не смотря на усталость и вечернее время кружка, приходили работать с мандалами. Первые наши мандалы были просто распечатанные шаблоны для раскраски, а вот в проекте возникли большие красивые мандалы на А4, рисованные, из бисера и еще одна девочка с помощью бабушки сшила лоскутную мандалу. Они были разные… и дети и мандалы. Индивидуальные мандалы мы обсуждали в личном порядке, а групповые – в группе. Работать с мандалой ребята приходили даже на перемене и мальчишки, обнаружив мандалу в классе, тоже вовлекались в процесс. Мандала словно тянула их к себе. Все-таки великое бессознательное Юнга не зря обратило его взор на мандалу, ведь мандала это и самопознание, и самовыражение, и поиск истинного я! Для меня лично главным было в наших встречах возможность гармонизации состояния подростков. У Лакана есть такая мысль: «Любовь это давать другому («кто этого не просил») то, что сам не имеешь». Когда я была подростком, у меня этого не было, а был очень трудный жизненный период: развод родителей со скандалами и диагноз с приговором невропатолога: «Школу не закончит, в ВУЗ не поступит!» (может я как-нибудь поделюсь личной историей, которая в итоге сделала меня и сильнее и смелее), и школу я закончила и два ВУЗа и кандидатскую защитила, и к счастью своему пришла в психологию и свои «белые пятна» проработанная в личном психоанализе. Однако, жизнь подбрасывает мне испытания по сей день, напоминая о прошлом в лице некоторых «судей». Здесь мне хочется обратить внимание всех, кто сейчас ищет ответы и прорабатывает свои травмы, не зависимо от того, является ли он сам дипломированным психологом: сама жизнь создает нам кризисные ситуации не с целью добить. Цель - не отказаться от себя, своих ценностей и идеалов, но отказаться от позиции жертвы, даже если вы когда-то попали в такой сценарий. Верьте в себя, не смотря ни на что! И помните, вокруг есть люди способные вас услышать. И у моего обращения сейчас и такая цель тоже. Наш маленький проект я представила в этом году на конкурсе «Учитель здоровья», который я сопроводила призывом к учителю «Начинать с себя!» и уважать себя, что на мой взгляд весьма и весьма актуально. Это не новый опыт. Сам тренинг еще в начале его возникновения, я представляла на этом же конкурсе, когда только его начинала и заняла в Санкт-Петербурге почетное второе место как учитель здоровья-педагог дополнительного образования и была очень тепло принята членами жюри. В этом году мой опыт, представленный в районе (теперь подобные мероприятия организуются в районе, а не в центре) был радикально иным… Сразу хочу отметить, что сейчас меня судят районные представители и в жюри в том числе психологи районного психолого-педагогического центра. Выступила я достойно и с радостью поделилась своим опытом и получила приятные отклики в лице логопеда нашей школы, которая была живым свидетелем. Но! В свой адрес я получила жесточайшую критику со стороны тех, кто, как мне казалось, мог бы меня понять и поддержать как никто. Одна из ведущих психологов районного центра буквально на меня кричала!!! Хотя и о своем тоже: «нам нельзя!», «мандала очень серьезная техника!», «какую вы диагностику проводите?». И последний аргумент был о том, что слово «психотерапия», которое я использовала в презентации недопустимо. Какова цель этой статьи:
Итак, прошу вас, коллеги, дать мне обратную связь и комментарии к моим выводам. Увы, должна признать, что пока сильна задним умом и хоть достойно и выдержала натиск, всех аргументов не привела. Как я понимаю, сегодня психотерапия это скорее гуманитарная дисциплина и, как меня учили мои преподаватели, психотерапевт работает со здоровыми людьми, что я и делаю, а клиницист и психиатр с диагнозами и соответственно имеет дополнительное медицинское образование. Очевидно, что на сегодняшний день существует некоторая путаница в этих терминах, в связи с тем, что в советское время под психотерапией понимали деятельность клинического психолога или психиатра (обязательное наличие медицинского образования). Думаю, эта путаница одна из причин, по которой я подверглась жесткому нападению. Вторая причина не во мне и не в терминах, а в том, о чем я уже как-то уже писала. Сегодня школьные психологи главным образом занимаются психодиагностикой, а психокоррекцией – единицы. И вопрос о психодиагностических методах, которые я использую, был задан не из того места. Такой наезд психодиагноста на психотерапевта получился, но если задачи у нас разные, то цель одна. Третья в том, что я хоть и состою в службе здоровья ГБОУ СОШ 461, не являюсь штатным психологом (была на пол ставки два года, но по личным причинам и по решению администрации сейчас не являюсь таковым). И еще причина номер четыре – личная история моей «судьи», которая невзначай вместе с агрессией обнаружила свой страх. «Нам запрещают!»… А тут я, которая себе позволила… Мне бы очень хотелось повторить свой призыв и к учителю и к школьному психологу – начинать с себя! Мы делаем общее дело и оно было бы куда эффективнее, если бы все школьные службы наладили контакт и сотрудничество. От этого выиграли бы все – и учителя, и психологи и родители и конечно – дети! Что думаете, коллеги? Оставить термин психотерапия, а может психокоррекция, а может?... Я вот что думаю, во-первых создание мандалы это в любом случае мандалоТерапия, а значит арт-терапевтическая методика. Это первое. Второе, я убеждена, что творчество само по себе целительно, а значит терапевтично. Третье, да я не провожу сейчас диагностику стандартными тестами (предпочитаю проективные методики), т. к. ставлю иные задачи и считаю, что мандала сама по себе несет диагностическую информацию, т. е. позволяет оценить психоэмоциональное состояние ребенка. Сейчас я больше работаю и развиваю частную практику, но на это нужно время, потому опираюсь пока на школу. Если говорить в целом о тренинге, то т. к. изначальные задачи были развитие вербальной и невербальной креативности, то соответственно и диагностика проводилась с помощью тестов Дж. Гилфорд и П. Торренс в модификации Е. Туник (невербальная креативность) и вербальной креативности Медника. Я хочу выразить еще раз слова благодарности своим преподавателям и однокурсникам-коллегам и психологам сайта b.17 и прошу Вас меня судить! Проект «Мандала» был представлен на районных мероприятиях и городском семинаре под различными названиями, такими как «Мандала – терапия и творчество», «Мандала – терапия через творчество», «Мандала – целительное творчество». Мне сейчас необходима поддержка профессионального сообщества. Я жду ваши комментарии и подсказки. Отдельное спасибо мои клиентам, ведь благодаря и Вам я тоже расту и развиваюсь! Я еще учусь, еще в пути и точно знаю, что на сей раз себя и свое дело не предам и Вам желаю идти своей дорогой, не смотря ни на что и помните, вы всегда можете обратиться за помощью и поддержкой. Я творю свою мандалу жизни). А вот некоторые мандалы маленьких творцов нашей школы:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|