|
Детская агрессивность. Причины и пути преодоленияАвтор статьи: Федусива (Валиуллина) Диана Равильевна
"Детям больше нужен пример для подражания, чем критика" Ж. Жубер Случаи детской агрессии происходят всё чаще в нашем обществе в последние годы. Многих людей уже не удивляет подобная тенденция. Как показала статистка, агрессивность проявляется не только среди шумных подростков, но и у более младшего поколения, дошкольников. За годы своей практики я заметила, что самые большие по количеству коррекционные группы формировались из детей с агрессивным поведением. Это были дети от двух до семи лет, но причины их агрессии оставались во многом одинаковыми. Как правило, ребята с агрессивным поведением воспитывались в неблагополучных семьях, в которых они были свидетелями конфликтов, ссор, драк, а также в неполных семьях, где мать придерживалась либерального стиля общения с детьми, характеризующимся отсутствием требований к их самоорганизации и дисциплине, в распадающихся семьях. Практика показала, что плохие взаимоотношения с родителями (подавление и унижение личности ребёнка, жестокие наказания, отсутствие проявления родительской любви, сочувствия и поддержки по отношению к ребёнку) с большей долей вероятности приведут к тому, что дети из таких семей в будущем будут проявлять агрессию по отношению к окружающим и даже могут быть втянуты в преступную деятельность. Вырастая, эти дети мстят миру (родителям, педагогам, сверстникам) за то, что он не принял их. Поскольку детская агрессивность берёт начало прежде всего в семье, психологу необходимо поработать в первую очередь с родителями агрессивного ребёнка. Такая работа ведётся в двух направлениях: 1) помочь родителю осознать что его поведение провоцирует детскую агрессию и научить его контролировать свои негативные состояния 2) помочь родителям овладеть навыками конструктивного общения с детьми для того, чтобы преодолеть агрессию ребёнка или погасить возникшую. Конструктивное взаимодействие с детьми строится на языке «Я — сообщений», которые раскрывают наши чувства и не содержит обвинения. «Я — сообщение» предполагает в общении с ребёнком позицию «на равных», вместо позиции «сверху». Родителю/педагогу предлагается вспомнить о тех действиях своих детей, которые вызывают у него беспокойство. «Я — сообщение» состоит из двух частей: 1) ситуация, факт наблюдения 2) чувства, которые она вызывает во мне. К примеру: «Когда я вижу грязь на твоих ботинках, мне становится неприятно, я начинаю раздражаться», «Когда ты громко стучишь линейкой по столу, я начинаю раздражаться и злиться и не могу вести урок дальше». Далее нужно выразить пожелание: «Мне очень нравится, когда ты выглядишь опрятным», «Мне нравится, когда ты бываешь внимательным на занятии». Закрепив новую форму общения взрослого с агрессивным ребёнком, психолог может начать работать над навыками активного слушания родителей. Когда вместо поучений и наставлений родители начинают больше слушать своего ребёнка, дети становятся спокойнее. В таком случае взрослый помогает ребёнку выразить чувства, раскрыть свой внутренний мир и ребёнок понимает, что он не безразличен родителям и они внимательны к его переживаниям. Также работа с родителями предполагает выработку навыков положительного настроя и способность видеть положительные мотивы ребёнка в деструктивной ситуации, умение озвучить ему его положительные мотивы. Например: Ребёнок хотел помочь маме убрать тарелку со стола, но разбил её, не успев донести до раковины. Мотив: ребёнок хотел проявить инициативу и самостоятельность. Поведение мамы: я принесу веник и ты поможешь мне убрать осколки. Ребёнок был горд, что может помочь своей маме. Для закрепления навыков эмоциональной саморегуляции и самоконтроля применяются методы мышечной релаксации, дыхательные упражнения, упражнения с элементами арттерапии и музыкотерапии, упражнения на элиминицию гнева и агрессии. Очень важная часть работы с родителями отводится установлению границ дозволенного. Родители должны зафиксировать и придерживаться ряда правил в отношении своего ребёнка: 1. Правильно выбрать стиль воспитания. Наиболее удачным является благожелательно-авторитетный стиль воспитания. Детям необходимо многократно напоминать об одних и тех же правилах добржелательно и авторитетно. Дети, чьи родители придерживались такого стиля воспитания выросли более приспособленными к жизни: они умели принимать решения, нести ответственностть, следовать нормам и сотрудничать с другими людьми. 2. Чёткие рамки допустимого поведения ребёнка должны базироваться на фундаменте доверительных отношений. Если у ребёнка появляется агрессивное поведение из-за отсутствия доверительных отношений, то стоит отодвинуть проблемы поведения и заняться восстановлением доверительных взаимоотношений. 3. Установленные границы должны соответствовать возрастным потребностям ребёнка. Ребёнку- дошкольника не стоит нагружать чрезмерными объяснениями и обсуждениями, почему что-либо нельзя делать. Достаточно доброжелательно и авторитетно попросить его сделать необходимое. С подростком же необходимо обсуждать правила и требования, которые они устанавливают для ребёнка. 4. Создавайте ситуации успеха для детей, мотивируйте их к победе 5. Должна быть преемственность в требованиях между всеми участниками воспитательного процесса ребёнка. Противоречивые требования взрослых могут привести ребёнка к внутреннему конфликту и даже неврозам. 6. Последствия должны вытекать непосредственно из плохого поведения. Психологи утвреждают, что физическое наказание ребёнка является лишь способом разрядки гнева и агрессии его родителей. Более действенным методом является лишение ребёнка «приятного». Наказания не должны быть длительными, поскольку вызывают обиду и протестное, мстительное поведение у ребёнка. Одним из факторов, вызывающих агрессию, является просмотр фильмов, в которых демонстируются сцены жестокости и насилия, свободный доступ к компьютеру и интернету, компьютерные игры с элементами жестокости и даже убийства. Вид крови для детей становится обыденным явлением. Соответственно, родители должны установить границы дозволенного в использовании ребёнком компьютера и телевизора. Здесь стоит проявить особую бдительность. Часто дети обучаются агрессии в детском коллективе, где ведётся борьба за лидерство. Педагог может умело контролировать взаимоотношения в детском коллективе и не допускать заранее надвигающихся конфликтов. Взрослые способны научить детей общаться и договариваться друг с другом, строить взаимоотношения в социуме. Уважаемые психологи, педагоги и родители! Сегодня мы несём ответственность за детей, которых воспитываем. Мы должны быть особенно внимательны к нашим поступкам и действиям, потому что ребёнок, как губка, впитывает всё, что видит вокруг себя, и это модель его будущего поведения в обществе. Как важно быть аккуратными в словах и корректно направлять его, не обижая и не унижая, потому что каждый ребёнок больше всего нуждается в любви.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|