Психологические аспекты модификации тела

                  Психологические аспекты модификации тела               



Психологические аспекты модификации тела

 «Независимо от смысла, стоящего за этим, модификация тела – это способ выразить свою индивидуальность и мятеж, только в другом виде»

Доктор Эрик Шторх, профессор психиатрии

Весь мир разделен на два вида людей: тех, у кого есть татуировки и тех, у кого их нет. Помню, как-то однажды, несколько лет назад, в одной из тусовок города Владивостока появилась девушка с татуировкой дракона во всю голую спину. Все взгляды были устремлены на ее тату. Это было что-то сродни массовому гипнозу. Как только девушка покинула мероприятие, тут же начались бурные обсуждения, одни предполагали, что она любит крепкие спиртные напитки, другие утверждали, что она ведет легкомысленный образ жизни и у нее множество сексуальных партнеров, ну а третьи выразили предположение, что у нее было сложное, трудное детство, четвертые спорили, что она связана с японскими Якудза (сегодня нанесение татуировок у них запрещено) или китайской Триадой. Иные же рассуждали о ее творческом, независимом и нестандартном мышлении. Обсуждение было бурным, но все мы были заинтригованы, и каждый в своем воображении рисовал свою собственную историю этой девушки. И это все от одного вида тату. С тех пор я задумалась о причинах увлечения татуировками и такого отношения к своему телу.

Люди изменяют свои тела по ряду причин в течение тысячи лет. Татуировка выдержала проверку временем и не только не угасла как ремесло и искусство, но и обрела новое дыхание и популярность. Самой ранней найденной татуировке насчитывается более 5 000 лет. В 1991 году она была обнаружена на мумии женщины в Альпах. У нее было более 50 татуировок на различных частях тела.

Объяснение смысла татуировок отличалось в зависимости от культуры и времени. Согласно истории, египтяне использовали татуировки, чтобы отличать рабов от крестьян. Татуировки в Китае и Греции (2 000 до н.э.) были отличительными признаками соответственно шпионов и контрабандистов. Ранние христианские миссионеры в Китае, пытаясь сблизиться с окружающими, копировали, как правило бездумно, многие их обычаи, в том числе и татуировки. Другие христианские группы, которые следовали еврейской вере, придерживались позиции, что человек не должен изменять то, что создал Бог. Таких же позиций придерживались и последователи ислама.

Но в чем состоит феномен татуировки или любого другого вида модификации своего тела? Сегодня татуировка существует как искусство. Как и в случае с боди-артом и хиппи, татуировки есть у обоих полов. Я подозреваю, что стремление к красоте здесь не главный мотив. Должна быть очень сильная психологическая потребность, чтобы люди захотели стать частью группы, ищущей принятия и признания, или приобрести опыт острых ощущений, пережить травматический опыт, а может даже найти себе романтических партнеров.

Татуировка – это серьезный выбор, ведь это не то же, что надеть форму или костюм, которые всегда можно снять, она может остаться с вами на всю жизнь. Врачи не всегда могут помочь с удалением татуировок, поэтому бывает не просто вернуть тело в обычное состояние.

Я хочу взглянуть на этот вопрос с точки зрения того, как татуировки и другие способы модификации тела могут трактоваться психологией 21 века. Современные причины этого явления имеют мало общего с теми, что существовали на протяжении веков. Я буду опираться на проведенные в этой области исследования таких авторов как Эрик Шторх (Eric Storch), профессор психиатрии, Эрика Бравата (Erica Bravata), Джонатан Роберти (Jonathan Roberti), клинический психолог из Университета Южной Флориды (University of South Florida), Марвин Цукерман (Marvin Zuckerman), почетный профессор клинической психологии Университета Делавера (University of Delaware), а также на результаты работ  по гендерным различиям и индивидуальным чертам индивидов, у которых были татуировки и пирсинг в нетрадиционных местах, опубликованные в журнале «Личность и индивидуальные различия» (Personality and Individual Differences).

Сегодня татуировки можно рассматривать и как дань моде, способ показать, что вы не социальный аутсайдер. Но ведь очень важно понимать с психологической точки зрения, как они воспринимаются и «читаются» окружающими. Традиционно моряки всего мира имели татуировки, в их числе оказался даже король Норвегии. Это мало чем отличается от колец различных сообществ и братств, являющихся символами некого единства. Однако такая мотивация далеко не единственная. Такие действия считаются мотивационно оправданными, но нас больше будут интересовать патологические аспекты этих мотивов.

Так что же толкает людей на изменение своего тела? Каковы психологические факторы мотивации? Есть огромное количество причин, почему люди делают это. Конечно, все люди разные, и каждый из них имеет свой индивидуальный тип личности, соответственно, и побудительные причины у них разные, иногда самые невероятные. Итак,

  • Выражение индивидуальности. Это самый распространенный мотив в обществе. Глубоко укоренившееся желание быть уникальным и отличаться от других людей присуще большинству. Это одна из самых понятных психологических причин. Но следует помнить, что наличие татуировок посылает четкое и однозначное сообщение об агрессивности и непокорности своего владельца. Профессор Вирен Свами (Viren Swami) из Университета Англии Раскин (Anglia Ruskin University) выяснил, что татуировка лица выражает более высокий уровень вербальной агрессии, гнева и реакционного бунтарства по сравнению с нетатуированными людьми. Было выявлено, что татуированные люди имеют значительно более высокую склонность к бунтарству, но это не просто немотивированная агрессия, скорее реакция на разочарование и травмирующие события в их жизни.
  • Увеличение привлекательности и сексуальности. Часто можно услышать, что пирсинг живота – это очень сексуально. Психологический мотивационный аспект – привлечь партнера. Это ярко выраженное поведение истероидного типа личности. Но если речь идет о пирсинге языка или интимных частей тела, то необходимо говорить о большой составляющей мазохистской личности. Но, конечно, все эти процессы важно рассматривать в контексте. Ведь существует большая разница между наличием одной серьги в области пупка или же пирсингом интимных частей тела, это же относится и к серьгам в ушах. В разных культурах трактовка может быть совершенно иной. В целом, наличие множества серег в ухе на сегодняшний момент говорит о дани моде.
  • Развитие устойчивости к физической боли. Как правило, все татуировки делаются без анестезии, а это означает, что нужно будет вынести определенный вид физической боли. Многие «выезжают» на адреналине и эндорфинах, производимых собственным телом. Поиск острых ощущений присущ антисоциальным личностям. Если же речь идет о людях, которые травмируют себя ради избавления от эмоциональной боли, то мы говорим о пограничной личности.
  • Воплощение собственной истории. Часто татуировка — это результат совместной работы татуировщика и рассказа индивида о себе. Это может свидетельствовать как о нарциссическом стиле личности, так и о стремлении привлечь максимум внимания к себе и к своей персоне, т.е. об истероидной личности.
  • Любовь к Body Art. К таким татуировкам люди прибегают во имя искусства (татуировки, пирсинг, шрамирование (инородные тела под кожей) и т.д.). В данном случае личностный диапазон крайне широк: от антисоциальной и садистской личности до истероидной и мазохистской.
  • Показать принадлежность к определенной группе. Этот вид татуировок использовался на протяжении многих веков, чтобы показать преданность, союз с группой, стремление к одной цели. Как уже упоминалось выше, это часто делают военнослужащие всех стран (девиз, эмблема). Влюбленные таким образом доказывают свою верность. В племенах так показывали принадлежность и положение в племени.

То же касается и спортивной культуры в нашем обществе. Благодаря росту числа команд и лиг, привязанность клубов к местным сообществам позволила спорту диктовать определенные направления в моде и доминировать в социальной жизни сообществ. Преданность поклонников стала ценным качеством, а татуировки стали одним из способов показать эту лояльность, особенно это касается татуировки, устремленной к заветной цели (обещание победы). Это сродни религии, ведь религиозный человек не теряет веру из-за неудач в жизни, точно также и преданный фанат не откажется от команды даже после ее проигрыша. Такова их преданность, несомненная лояльность, неугасимая вера в победу. Поклонники команд имеют глубокую эмоциональную связь с ними, настолько глубокую, что команда становится расширением их собственной идентичности, и они воспринимают ее победы и поражения, как собственные. Эрик Симонс (Eric Simons), автор книги «Секретная жизнь спортивных фанатов» (The Secret Lives of Sports Fans) отмечает, что недостаточно только одного этого чувства фаната для объяснения спортивных татуировок, которые подсознательно видят в команде проекцию себя. Для нанесения спортивной татуировки, а тем более заветной татуировки, требуется еще и определенный тип личности, независимо от вида спорта. В их психологии и мировоззрении есть что-то такое, что вероятно и составляет их личностные особенности. Но поскольку спорт стал неотъемлемой частью их индивидуальной идентичности, то именно через него они проявляют себя. Заветные татуировки не изучались официально психологами или социологами. Но профессор психологии Кевин Беннет (Kevin Bennett), который занимается изучением личности, считает, что эти люди, скорее всего, обладают рядом общих черт личности. Он описывает их так: низкий уровень добросовестности, неспособность к осознанным действиям (отражение импульсивности), они не испытывают тревожности и беспокойства, а также стремятся к острым ощущениям. Все это характерно для антисоциальной личности.

  • Поиск духовного просвещения. Часто служители некоторых культов, или аналогично мыслящие люди, совершают определенные манипуляции со своим телом (например, строгий пост, хождение по горящим углям), что, по их мнению, увеличивает единство ума, души и тела, когда это выполняется продуманно и последовательно. Телесные истязания необходимы, так как считается, что физическая боль проясняет мысли. Такая позиция свойственна шизоидной и шизотипической личности.
  • Признак вызова обществу. Несмотря на то, что сегодня татуировки и пирсинг считаются модной тенденцией, все же это остается явлением определенной субкультуры. Чаще всего это противодействие массовой культуре, религии, обществу, правительству, родителям. Так часто поступают именно подростки, демонстрируя свою необузданность и агрессивность одновременно с поиском острых ощущений и получением нового, уникального опыта. Это характерно для антисоциальной личности.
  • Импульсивность. К сожалению, встречаются люди, у которых много непрофессионально набитых татуировок или плохо выполненных проколов, и это показывает их импульсивность. Возможно, они были в это время пьяны и/или спонтанно присоединились к своим друзьям. Импульсивное поведение характерно в первую очередь для антисоциальной личности, а также в некоторой степени касается истероидной личности.
  • Тюремные татуировки. Есть много факторов, связанных с этим явлением, но я не буду долго на этом останавливаться, так как о них много написано. Отмечу, что они, как правило, делаются «на коленке» подручными средствами и в антисанитарных условиях, неся сообщение окружающим о принадлежности к определенной категории лиц и их истории. Это также говорит о том, что главенствующие черты таких индивидов соответствуют антисоциальной или садистской личности.

 Подводя итог сказанному можно сделать следующие выводы:

  • Люди, имеющие татуировки и пирсинг, более агрессивны и склонны к бунтарству; чем больше татуировок, тем они агрессивнее. Сильно выражен гнев.
  • Акт нанесения татуировки воспринимается как проявление мятежности, вызова и инакомыслия.
  • Склонность к рискованному поведению, проявляется как у мужчин, так и у женщин.
  • Татуировки и пирсинг у подростков в большей степени связаны с рискованным поведением, употреблением алкоголя и легких наркотиков, неупорядоченным пищевым поведением, депрессией, сексуальной активностью, идеализацией самоубийств и склонностью к ним.
  • Склонность таких людей к необычному и незащищенному сексу с большим количеством партнеров.
  • Злоупотребление психоактивными средствами.
  • Существует связь между татуировками и расстройствами личности, а также с депрессией, невротизмом, расстройством пищевого поведения и повышенным риском самоубийств.
  • Наличие пирсинга говорит о большом количестве пережитых стрессовых ситуаций, это помогало им преодолеть травму, перенесенную в прошлом, причиняя себе боль при воспоминании о ней. Но вот что касается татуировок, то стрессовые ситуации не влияли ни на их количество, ни на склонность к ним, поскольку татуировки могут передавать больше визуальной информации, чем пирсинг.

При этом, как уже отмечалось, не стоит забывать, что любое явление необходимо рассматривать в определенном контексте, сегодня пирсинг и татуировки в значительной степени – дань моде. У многих знаменитостей есть тату и пирсинг, а им часто подражают. На рост увлечения экспериментами в данной области оказывает влияние тот факт, что процедура нанесения татуировок и установки пирсинга стала не такой болезненной вследствие применения анальгетиков. К тому же технологии сведения татуировок достигли значительного прогресса.

Сегодня по сравнению с тем временем, когда я впервые столкнулась с этим явлением в лице неизвестной девушки с татуировкой дракона, мне гораздо яснее видятся причины данного явления, чем я постаралась поделиться с вами, уважаемые читатели. Как следует из приведенных результатов исследований в данной области, чаще всего к модификации своего тела прибегают люди, имеющие антисоциальный, истероидный, мазохистский, нарциссический и в редких случаях садистский тип личности. У шизоидных и шизотипических личностей склонность к татуировкам носит менее патологический характер. Таким образом, при диагностике клиентов наличие любой модификации тела может служить хорошим диагностическим инструментом в определении типа личности, по крайней мере направить внимание психотерапевта в определенное русло, облегчая первоначальную психологическую оценку.

Светлана Березовская

 



Просмотров: 453
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • «Татуировки» подростка или уроки, которые мне были так нужны
  • Психологическая мотивация принятия решения нанесения татуировки.
  • Почему татуировки стали популярными. Психологические причины
  • Татуировки, которые наносят себе эпилептоидные акцентуанты и психопаты
  • Татуировки, которые наносят лица с возбудимо-неустойчивой акцентуацией (на примере знаменитостей)
  • «Татуировки» подростка или уроки, которые я не забуду 2
  • Психическая боль и татуировки.
  • Татуировки
  • Составление дерматографической карты личности (при наличии татуировок)
  • Психология татуировки
  • Татуировки. Биомеханика.
  • Татуировки. Взгляд психолога
  • Зарубки на память или татуировки
  • О детстве Анджелины Джоли или татуировки эмотивно-лабильных личностей
  • Визуальная психодиагностика: татуировки как невербальная передача ценностных ориентаций
  • "Татуировки на теле, шрамы на душе"
  • ...переселять людей целиком в чужие тела... Душа есть вне тела?
  • Люди-объекты, люди-функции, люди-личности
  • Внутренний конфликт шизоидной личности. Отличие от других типов личности
  • Типы личности. Демонстративный тип личности. Ч.2. Поведение ребёнка.
  • Ох уж эти люди - социальная панорама личности на практике
  • Теория личности: 4 базовых стремления личности 21 века. Часть 1.
  • Истерический тип личности. Часть 2.1. Истерогенная семья. Кто эти люди?
  • 11 причин сделать пирсинг , если вы девушка
  • Добропорядочные люди: жизненные парадоксы обсессивно-компульсивной личности
  • Работа с отвергаемой частью тела как частный случай терапии образа тела
  • Статья №18. Тематика татуировок в современном обществе.
  • Черты незрелости личности, которые могут привести к делинквентному поведению
  • Депрессивный тип личности. Часть 2. Гипоманиакальные личности – альтернативный портрет депрессии
  • Депрессивный тип личности. Часть 1. Портрет депрессивной личности и механизмов ее формирования.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь