Истерический тип личности. Часть 2.1. Истерогенная семья. Кто эти люди?

Уже давно не секрет, что семейная система является не просто набором элементов, а упорядоченным механизмом, члены которого способны влиять друг на друга через отношения. Впервые этот эффект обнаружили наблюдая за людьми, страдающими шизофренией. Был выявлен интересный факт – состояние больных ухудшалось после того, как родные приезжали их навестить. Дальнейшее наблюдение открыло миру много любопытных нюансов, объединенных общей идеей – существует прямая связь между стилем взаимодействия внутри семьи и психологическим (а то и психиатрическим) благополучием отдельных ее членов.

На развитие ребенка влияют не только прямые педагогические действия родителей, но и их внутренние установки, особенности переживания и выражения эмоций, а также то, что происходит между отцом и матерью в их супружеских взаимоотношениях.

Давайте сразу разберемся в терминах.

Истерогенная семья – это семейная система, отношения (прежде всего нас интересуют детско-родительские и супружеские связи) и эмоциональная атмосфера которой являются почвой для развития и закрепления черт личности и моделей поведения, соответствующих истерическому типу.

Прежде всего стоит отметить, что истерогенные семьи имеют стандартные признаки нарушенных детско-родительских отношений.

Это выражается в невнимании к эмоциям ребенка – средние по силе эмоциональные переживания попросту не замечаются родителями и не получают необходимого отклика. При этом нельзя сказать, что родители игнорируют ребенка совсем, просто они не так чувствительны. Снижение этой реактивности может быть обусловлено и личностными характерологическими особенностями (сниженный эмоциональный интеллект), и ценностными установками (семьи, члены которых взаимодействуют на уровне мыслей и действий, но не чувств), и состоянием родителя (депрессия, эмоциональное истощение, хроническое соматическое заболевание, ментальное расстройство). Поэтому ребенок вынужден усиливать накал эмоционального проживания, чтобы уж точно попасть в диапазон восприятия родителя и быть замеченным. Со временем стереотип поведения закрепляется, и уже в общении с другими людьми (особенно, в общении со значимыми близкими) эмоциональные реакции подаются с «прикрученным градусом» по умолчанию.

Но что отличает истерогенную семью от любой другой нарушенной семьи – это особенности супружеских отношений родителей.

В предыдущей части очерка (если вы его не читали, советую ознакомиться для полноты картины) мною уже упоминалось распределение ролей между отцом и матерью в таких семьях. Здесь отец – это фигура притягательная, часто отождествленная с властью, но при этом отстраненная физически или эмоционально, и пугающая. Материнская фигура наоборот выступает слабой, подавляемой, инфантильной, часто зависимой от супруга.

Так как одно из важных посланий истерогенной семьи своему ребенку – это ценность и значимость мужчин и традиционно мужских качеств (в нашей культуре это сдержанность, рациональность, целеустремленность, умение постоять за себя и защитить другого), традиционные женские черты (чувствительность, мягкость, эмоциональность, запрет на прямое выражение негативных чувств) выступают как вызывающие равнодушное или даже пренебрежительное отношение. Этот тезис прямо отражается в отношениях родителей, а также опосредованно формирует личность ребенка по истерическому типу.

Для удобства читателя в продолжении мы рассмотрим два варианта таких семей: истерогенная семья, воспитывающая девочку, и истерогенная семья, воспитывающая мальчика. Так мы сможем полнее увидеть, как супружеские отношения, ценности и личностные черты родителей влияют на детей разного  пола.



Просмотров: 438
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Психологическое отделение ребенка от родителей: как это сделать и когда уже пора?
  • Развитие ребенка это скучно для родителей или увлекательно?
  • Переживания ребенка при разводе родителей. Что важно знать и как помочь?
  • Подростки и их родители. Роль семьи в формировании личности подростков. Детско-родительские отношения.
  • Родители вмешиваются в семейную жизнь. Как сказать «это наша семья, мы сами разберемся»?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Неполная семья и женщина одна воспитывающая детей - это разное.
  • Болезнь ребенка как вторичная выгода для членов семьи.
  • Проблемы у ребенка – это симптом неблагополучия семьи?
  • Истерический тип личности. Часть 2.3. Истерогенные семьи: воспитание сына.
  • Часть 2.2. Истерический тип личности. Истерогенные семьи: воспитание дочери.
  • Наёмник-контрактник. Профессия, в отношения с которой вовлечены все члены семьи.
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Семья для человека или человек для семьи?
  • Что будет, если поменять детско-родительские и супружеские отношения местами?
  • Семья и ее воспитательное значение для развития личности ребенка.
  • Формирование созависимых отношений в семье. Передача чувств между членами семьи .
  • Программа «Азбука семьи» – что это и зачем?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • Детско-родительские отношения. Любить-это как?
  • Помощь в создании семьи. У Вас нет семьи, случайность ли это? Ч.1.
  • Помощь в создании семьи. У Вас нет семьи, случайность ли это? Ч.2.
  • Консультации для пар — как это работает и так ли это страшно?
  • «Таблица умножения» или самостоятельность и ответственность? Что полезнее для ребенка и родителей.
  • Если муж не уходит из семьи, хотя об этом уже заявил
  • - После смерти хорошие люди попадут в рай. - Почему это так? - Потому что я хороший и хочу туда попасть.
  • Партнерские отношения как основа взаимоотношений между членами семьи
  • Кризис семьи: совсем не то, что мы об этом думаем



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь