Предлагаю вашему вниманию фрагмент моего доклада, представленного на встрече, проведенной в формате круглого стола по теме «Детские суициды. Диагностика. Терапия. Профилактика»
"Как психоаналитик я задаюсь вопросами о причинах возникновения суицидальных попыток и мыслей у детей. Опираясь на свой опыт работы с подростками, для которых характерны суицидальные мысли, самоповреждающее поведение, а также суицидальные попытки, могу сказать, что первоначально проблема возникает на уровне взаимоотношений в семье. Что приходилось наблюдать в практике? Очевидны нарушения во взаимоотношениях членов семьи. В первую очередь это разлад между родителями. Отцы зачастую отстранены от воспитания и проблем детей, или же вообще физически отсутствуют. Матери в семьях занимают главенствующую (даже деспотичную позицию), они неадекватны в отношении к другим членам семьи. По отношению к ребенку, для которого характерны суицидальные мысли или попытки, такие матери занимают позицию преследования (тотального контроля), у детей в таких семьях нет личного пространства. Речь идет не о квадратных метрах (комната у ребенка может быть своя), но границы все время нарушаются. Это и требование говорить родителям всю правду, но за нее же и накажут. Это проверка телефонов, карманов, личных дневников, которые ведет сын или дочь и т.п. Ребенок в таких условиях отстраняется от родителей, чувствуя себя одиноким, непонятым, покинутым. Еще для таких детей характерно чувство вины перед родителями, что они как дети не достаточно хороши, не оправдали родительские ожидания или даже винят себя в том, что их родители несчастны и не состоялись в разных сферах жизни. Они будто берут на себя ответственность за страдания родителей. Нужно сказать, что родители действительно внушают прямо или косвенно мысль, что их страдания связаны как-то с детьми и перекладывают на них ответственность за свое счастье. Естественно, осчастливить родителя – непосильная задача для ребенка и помочь отцу или матери он ничем не может, что усугубляет детские страдания. Отдельно надо сказать, что родители не очень внимательны к эмоциональной жизни своих детей. Родители часто уходят с головой в работу, занимаются решением финансовых вопросов, вопросов карьеры или пребывают в депрессии, вызванной неудовлетворенностью жизнью, неустройством личной жизни. Родителей, конечно, не стоит в чем-то обвинять – они заняты вопросами выживания и живут при этом как могут. Но в итоге ребенок предоставлен сам себе, оставаясь наедине со своими глубокими душевными переживаниями. Надо заметить, что в зону риска попадают дети кризисного возраста – подросткового. Для этого возраста характерна повышенная чувствительность ко всему, что происходит во внешнем мире и во внутреннем. Обычно подросток стремится показать свою взрослость, самостоятельность, но в глубине души он совершенно беззащитен и нуждается в помощи и поддержке взрослых. К сожалению, окружение детей склонных к суициду не способно дать глубокую поддержку ребенку, даже если взрослые сами того желают. И хорошо, если семья своевременно обратится за помощью к специалистам. Но даже за такой жизненно важной помощью родители обращаются не всегда, предпочитая не замечать проблему. Если ребенку никто не может помочь – самому ему не справиться. Ему всегда нужна помощь извне: родителей, педагогов, психологов или, в конечном счете, ребенок обращается за помощью к друзьям. Не всегда ребенок способен обратиться за помощью ко взрослым. Причиной тому нередко служит недоверие, выработанное в семье ко взрослым людям. Дети опасаются, что их будут осуждать или накажут. Находясь наедине с собой, со своими страхами, проблемами, чувством вины и никчемности, ребенок нередко формирует мысли о суициде. Иногда ситуацию усугубляет встреча ровесников, которые «подкидывают» идею о суициде. Или же ребенок уходит с головой в интернет и сталкивается с незаконными организациями типа «Синего кита», опыт общения с которыми способствует формированию и укреплению суицидального поведения. Другая сторона, подкрепляющая актуальность проблемы детских суицидов, возникает на социальном уровне. Начну с того, что ценность семьи и близких отношений в социуме снижается. Со всех сторон молодые люди видят пропаганду потребительского образа жизни. Нам буквально диктуют, что в первую очередь необходимо во что бы то ни стало выстроить карьеру для зарабатывания денег. Это вроде бы и не плохо, ведь лучше зарабатывать, чем бездельничать. Но в голове молодых клиентов зачастую возникает искаженная картина. Они считают, что улучшать финансовое положение необходимо не для того, чтобы, например, о ком-то заботиться, а для того, чтобы спускать деньги на «красивую жизнь» и атрибуты успешности, тусовки, получение популярности у противоположного пола и т.д. Семья зачатую уже не входит в планы подрастающего поколения, хотя потребность в семье, также как и в душевной близости, доверительных отношениях, никуда не девалась. Более того, как психоаналитик, могу твердо заявить, что потребность в близости является для любого человеческого существа базовой для выживания - как психического, так и физического. Но современная молодежь не всегда знает, как выстроить такие отношения, основанные на доверии, любви и душевной близости – как создать крепкую семью. Люди все больше отчуждаются друг от друга, оставаясь в одиночестве. Кроме этого, нас – жителей мегаполиса – постоянно окружает большое количество стресогенных факторов. Чем больше людей живет на участке земли, тем больше конфликтов и агрессии возникает в отношениях. Также для выживания среди большого количества конкурентов (а мы живем в мире с высоким уровнем конкуренции), человеку необходимо соответствовать большому количеству требований по отношению к его знаниям, умениям, способностям. Человек также находится в большом информационном потоке, который постоянно меняется. Если человек хочет быть «на гребне волны», ему необходимо успевать перерабытывать всю поступающую информацию. Глядя на то, что происходит во внешнем мире и какую колоссальную порой приходиться выполнять работу взрослым, ребенок формирует пугающий образ взрослого человека. Взрослый – это человек, который находится постоянно в стрессе, конфликтах, он страдает, куда-то всегда торопится, он всем что-то должен (супругам, детям, родителям, работодателям, обществу и т.п.). ребенок видит взрослого, который несчастен и страдает. Идентифицироваться с такими взрослыми дети очень часто не хотят и, как следствие, не хотят взрослеть. Замечу еще, что большое количество негативной информации сливается в детские головы из интернета и телевидения. Новости, телепередачи, кино – демонстрируют нам зачастую насилие, убийства и т.п. ценность человеческой жизни в глазах детей снижается. В кино убить – легко и просто. В компьютерных играх вообще герои практически бессмертны. Не всегда подростки осознают, что смерть это серьезно. Жизнь, своя или чужая, для них ничего не значит. Более того, они задаются вопросом: зачем жить, если все так плохо у родителей и в мире вообще? Некоторые подростки, желая избавиться от жизни просто хотят остановить боль, которую чувствуют в душе. А боль появляется, на мой взгляд, из-за невозможности во внешнем мире найти адекватный отклик на глубокие душевные переживания. Вместо этого внешний мир в лице родителей упрекает и требует, а социум предлагает потребительские ценности, которые на какое-то время иногда и могут заменить духовные, но в итоге нерешенные психологические проблемы все равно выходят на первый план".
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.