10 популярных ловушек в работе начинающих (и не очень) психологов:
(Кроме "давать советы" и т.д., т к речь не о некомпетентности , а именно о том, с чем может столкнуться каждый.
Или "психологи тоже люди"))
Он = Психолог
1. Работает свою работу ... Всем мозгом.
Да работает так, что на сессиях мозг вскипает, ищется срочное решение или инструмент. В этот момент клиент спокойно курит в сторонке и ждет готовое решение или механизм, но вряд ли это ему поможет. Ведь это не его решение и процесс не про него , а про психолога.
2. Не говорит о своих чувствах.
("Зачем? Это же клиент пришел говорить о чувствах... А я специалист") Эх, а как же иначе клиент научится говорить о своих чувствах, слышать их, видеть и предполагать чувства другого человека? Не лишайте клиентов дефицитного в жизни опыта. Затем он и здесь - улучшить контакт с собой и своими чувствами. Если вам страшно показать свои, про что это?
И конечно, все должно быть в меру и экологично.
3. Не знает, Зачем делает то, что делает (вопрос, комментарий, просьба или задание клиенту) или знает, но смутно. Если двигаться куда-то без цели, то можно куда-то придти... Куда-то...(А время -деньги(клиента)).
Можно / Продолжить предложение: "Я сейчас хочу сделать это, чтобы ....."
4. Занимает экспертную позицию в отношениях с клиентом. Иногда это уход от контакта, по тем или иным причинам, порой это про страх выглядеть некомпетентно, а бывает и клиент сам так и приглашает: "Господин психолог, вы такой великий и могучий гуру, подскажите что мне делать?" И тут психолог может купиться ... И подсказать. И подкрепить поведение - отдать ответственность за свою жизнь и решения, так и не помочь клиенту внутренне вырасти.
Тут тоже важно все в меру, рекомендации и отражение от психолога тоже могут быть полезны.
5. Боится чего-то не знать.
Не знать, как говорит один мой знакомый, это замечательно, значит ты стоишь на пороге новых открытий!) Не знать можно! А иногда даже нужно! Если вы будете все знать, то не знать будет ваш клиент (а зачем ему?), даже если ему про себя виднее или важно спросить Себя.
Если очень страшно, попробуйте ради эксперимента иногда говорить клиенту : "я не знаю" (и себе), после того как несколько раз подряд потолок не рухнет, а клиент не упадет в обморок, вам понравится. После чего, Знать вы станете даже больше).
6. Боится показать волнение, страх, агрессию.
Очень важно, чтобы клиент был готов это вынести, но чаще психологи недооценивают возможности клиентов). Тут важно ощущать, что принятия и поддержки достаточно для того, чтобы это не травмировало клиента. Хотя, кто-то работает в стиле конфронтации ...) но это другая тема. Конфронтация местами важна, но пока нет безопасности - рано.
Так же это обучает клиента выражению чувств, столкновению с чувствами другого и способствует построению терапевтических отношений.
7. Имеет одну гипотезу по поводу состояния клиента, тащит клиента за собой.
В свои истории, проекции и т.д.
8. Не образует системное видение работы с клиентом.
Например: Какая травма? Какие последствия? Какие у клиента выводы бессознательно ? Сценарии? Механизмы? С чем работать сначала, что дальше? Кто я для него в этом процессе , а он для меня? Что сейчас важно ..?
9. Не держит в фокусе Терапевтические Отношения как показательный момент и как основную опору и залог успешной терапии.
Хоть фокусы показывайте и на медведе галопом скачите каждую сессию, насколько эффективны бы вы ни были в своей обратной связи, заданиях, инструментах и методах, если нет терапевтических отношений - терапии не быть. Консультирование может быть, условно. Терапия нет.
10. Не проясняет отношения и чувства в терапии (психолог-клиент, клиент-психолог). Причин может быть много- страх, стыд, незнание зачем.
Если отношения прояснять, клиент учится делать это внутри себя и с окружающими, а значит, начинает лучше слышать и видеть других, а они - его!
И бонус, самое страшное 11. Решил, что не попадает в ловушки 🙈😅
Все мы не идеальны (и слава Богу), всем желаю осознанности и удачи 🙂!