|
Эмоции как ресурс в карьере и бизнесеАвтор статьи: Смадьярова Сауле Тулепбергеновна
Об эмоциональном интеллекте сейчас много говорят и пишут, но, с моей точки зрения, этого все-таки недостаточно, потому как, наблюдая за собой и другими людьми, я всякий раз убеждаюсь, что мы не до конца осознаем тот факт, что наши эмоции могут быть для нас огромным РЕСУРСОМ как в личной жизни, так и в профессиональной. В предыдущей своей статье, которая, как и заявленная тема, называлась «Эмоциональный интеллект», я попыталась раскрыть, что такое эмоциональный интеллект, каковы его структура и степень влияния на нашу жизнь в целом. В данной статье предлагаю рассмотреть, как развитый эмоциональный интеллект влияет на успех в карьере и бизнесе. Думаю, что не для кого уже не секрет, что большую часть времени в своей жизни мы действуем на автоматизме, то есть совершаем определенные действия, реагируем на те или иные ситуации определенным образом, так как мы привыкли это делать. Профессиональная сфера нашей жизни не исключение. Нами движут неосознанные эмоциональные привычки. Когда у нас срываются сделки, теряем своих клиентов, проваливаем очередные переговоры или не можем договориться с партнером – это наше собственное неконструктивное эмоциональное состояние в тот или иной момент времени. Эксперты в области изучения эмоционального интеллекта уверены, что наш успех в карьере и бизнесе в большей степени зависит от уровня развития нашего ЕQ, потому что наши эмоции становятся нашим ресурсом только тогда, когда мы их осознаем и умеем ими управлять! С этим сложно поспорить, а если все-таки есть сомнения, можно просто попробовать, как это работает. Попробую проиллюстрировать это на конкретном примере (пример приводится с согласия клиента, имя клиента изменено). Ко мне обратился Сергей, руководитель департамента. Причина его обращения заключалась в следующем: он руководит коллективом, где сотрудники в большинстве своем люди старше его по возрасту, имеющие больше опыта работы в данной сфере, знающие себе цену и с большим недоверием относящиеся к тем нововведениям, которые он пытался внедрить в департаменте. Он испробовал много методов и инструментов, чтобы справиться с этим сопротивлением, но все тщетно. Его авторитет в коллективе с каждым днем угасал, а веры в то, что он добьется цели, становилось все меньше и меньше. Для себя он эту ситуацию объяснил так: люди привыкли жить по старинке и не хотят меняться. Отчасти он был прав, поскольку любое изменение наш мозг воспринимает вначале как потенциальную опасность и сопротивляется ему, а умение управлять корпоративными изменениями – это вообще большая тема для отдельной статьи. Но важнее было другое в его ситуации – его эмоциональное состояние, из которого он производил эти перемены, какие эмоции он при этом испытывал, как его видели окружающие и что на самом деле он сообщал своим поведением другим людям. Как выяснялось позже, он попал в довольно известную управленческую ловушку – «цель любым путем!», где, как правило, человек игнорирует эмоциональный компонент на пути достижения этой цели. В процессе работы, разбирая одну из рабочих ситуаций, мы постарались детально проанализировать его эмоциональное состояние в той ситуации – и вот что получилось. Шаг 1. Вначале я попросила Сергея идентифицировать эмоции, которые он испытывал и которые не позволили оказать должное влияние на коллег. Это было раздражение, которое переросло в гнев. Шаг 2. Необходимо было услышать информационный сигнал эмоции, то есть что эмоция хотела сообщить. Наши эмоции подобны чуткому другу, который оповещает нас о ситуации, требующей реакции. И неважно это позитивные эмоции или негативные. Все эмоции имеют информационный сигнал, если отреагировать на них, как на важное сообщение. Не имея привычки так относиться к своим эмоциям, Сергею было непросто сразу понять, о чем говорил гнев. Но, немного поразмыслив, стало очевидно, что, выражая свой гнев повышенным тоном, сарказмом, он хотел выразить вовсе не гнев, а свою обеспокоенность тем, что из-за отсутствия слаженности в работе, когда каждый отдел «тянет одеяло на себя», могут быть сорваны не только сроки проекта, подорван авторитет департамента и его как руководителя, но и серьезно подорвано доверие заказчика к компании, что в будущем может вызвать серьезные трудности и отразиться на всем коллективе. Шаг 3. Необходимо было определить, чего Сергей хотел добиться, выражая гнев и недовольство. Какова была цель? Как только Сергей осознал, о чем ему «говорил» его гнев, стало очевидным, что он хотел взрастить ответственность коллег за конечный результат всего проекта, а не только за тот участок работы, за который отвечал каждый отдел. Шаг 4. Далее необходимо было наметить конструктивные пути выражения эмоции гнева. Поскольку эмоции – это не только наше отношение к кому-либо или к чему-либо, но и энергия, важно было теперь энергию гнева направить в конструктивное русло для достижения цели. Сергей наметил несколько мероприятий по укреплению командной работы в департаменте и развитию проактивности и системного мышления. Осознал, какие именно эмоции и чувства помогут ему сплотить коллектив и реализовать проект в срок и с должным качеством. Как видим из приведенного примера, люди, не желающие понять свои эмоции и чувства, оказываются в чрезвычайно невыгодном положении. А умелое управление своими эмоциями значительно повышает способность добиваться целей. Если к эмоциям относиться, как к своим помощникам, как к ресурсу, то даже такие эмоции, как гнев, печаль, страх, могут быть хорошим стимулом для прогресса и движения вперед. Поэтому слова известного философа Паблиуса Сируса «управляйте вашими чувствами, пока ваши чувства не начали управлять вами» будут актуальны для нас всегда! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|