Управление семьей: основные сегменты семейных отношений и поведения

   Управление семьей основные сегменты семейных отношений и поведения

В своей предыдущей статье мы писали о четырех стереотипах представлений о человеке семейном:  «человеке расчетливом», «человек функциональном», «человеке любящем» и «человек моральном».

   Почему это так важно? Да потому, что, преломляясь в сознании супругов и остальных членов семьи, в том числе и ближайшего семейного окружения, они определят поступки этих людей, как в отдельно взятых конкретных ситуациях, так и в целом, если рассматривать уже общую линию поведения.

 Попробуем более детально расшифровать эти стереотипы.

  Стереотип «расчетливый человек».  Он предполагает, что жизнь в семье, начиная с периода знакомства и ухаживания,  подразумевает некий расчет, выгоду,  в том числе (и не только!) экономического характера, а, например, самореализации в творческом плане.  Поэтому главная ставка в отношениях делается на приращении каких-то преимуществ. Человек, вступая в брак, получает нечто понятное и осязаемое – увеличение материального достатка, новый статус, должность, доступ в бизнес, новые творческие возможности и компетенции или какие-то другие ресурсы. Супруги, да и члены семьи, в данном случае вовсе не считают, что в их отношениях этим и ограничивается, но придают получаемой выгоде, расчету решающее значение. При этом не исключено,  что наличие этого стереотипа в отношениях и в поведении носит не всегда осознаваемый характер.

  Тот, кто в этих материальных и нематериальных выгодах преуспел, тот, согласно логике этого стереотипа и «играет  ведущую скрипку» в семье или, по крайней мере,  имеет очень веский довод при всех семейных конфликтах и противостояниях.  Конкретно этот стереотип проявляется в таких фразах, как: «Мы живем за счет моих родителей!», «Ты женился на мне, чтобы получить работу у папы!», «Я столько всего в тебя вложил!», но и: «Ты столько для меня сделал!» и т.д. Стереотип того, что его вклад в семью (и, конкретно, в партнера) выше, чем вклад партнера, играет в данном случае ведущую роль в отношениях и супругов, и членов семьи.  Он живет в их сознании, то, вспыхивая ярким светом,  особенно тогда, когда позитивно-эмоциональная составляющая в жизни супружеской пары начинает сходить на нет,  то,  затухая, когда становится очевидным, что апелляция к таким аргументам ничего, кроме проблем семье не наносит. Впрочем, может быть и все наоборот.

 

Стереотип «человек функциональный».  Хорошо подходит к семьям традиционного типа, где все роли, которые выполняли члены семьи, расписывались заранее, были очевидны, а их исполнение довольно жестко контролировалось. Отчасти такой стереотип о том, какого рода отношения должны быть в семье, свойственен и многим молодым парам, втянутым в орбиту жестко структурированных деловых отношений на своей работе.  Семья – это приложение к работе: здесь спят, едят, занимаются сексом, воспитывают детей. Соответственно и человек в ней – это некое приложение, прибор, который должен работать идеально, а в случае «поломки», быстро «чиниться». Если же он «не чиниться», то должен заменяться на другой. «Живем ради семьи», «Живем только ради детей», «Главное быть успешными на работе» и т.п. – вот девизы жизни тех семей, где доминирует именно этот стереотип. Жизнь семьи – это жесткая включенность в деловые процессы, все прописано, все «под контролем», «шаг влево и ша вправо  вызывает, как минимум, бурю негативных эмоций.

 

 

Стереотип «Человек любящий».  Этот стереотип из тех, кто «в представлении не нуждается». Хотя на самом деле, наверное, это далеко не так.  Этот стереотип формируется  в результате чтения романтической любовной литературы,  прозы, поэзии, просмотра  соответствующих художественных отношений, возвышенных отношений, царящих  в семье,  в ближайшем кружении ребенка или молодого человека. Основная идея этого стереотипа понятна: «Без истинной любви в семье жить нельзя!». В отношениях и в поведении членов семьи этот стереотип проявляется в подчеркнуто нежном отношении к друг другу, искренне заботе, в особо приподнятой эмоциональной психологической атмосфере, в принятии партнера и членов семьи такими, какие они есть, без преследования какой-то корысти, выгоды только для себя.

 

Стереотип «человек моральный».  В основе этого стереотипа лежит принцип добровольного, но иногда и добровольно-принудительного подчинения человека особым морально-этическим требованиям и традициям, сложившимся в семейном кругу.  Такие требования формируются на основании совместно полученного опыта, соглашений, договоренностей, клятв  и т.п.  Морально-этические нормы, сложившиеся в семье, выступают в качестве регулятора поведения отдельного человека. Эта регулятивная функция проявляется в оценках поведения и поступков, как других людей, так и самого себя.  Нередко эти оценки биполярны, например: «Так вести себя членам нашей семьи недостойно, а достойно вести себя вот так».  Очевидно, что единая морально-нравственная шкала оценок  поступков и поведения окружающих в семье не может сложиться сразу, если вообще это возможно. Несовпадение этих оценок в жизни супругов и других членов семьи  часто приводит к краху ожиданий, разочарованию, а также смены шкалы оценок, постепенной или достаточно быстрой.  Таким образом, в семье формируется обязующие нормы и должно поведение, которое приветствуется, а также запрещающие нормы и отношение к поступкам и поведению, которое не приветствуется или осуждается прямым образом.

   Совмещаясь в сознании и поведении членов семьи,  эти стереотипы определяют четыре типа  семейных отношений и семейного поведения:  подчиненных долгу и семейным традициям (императивный сегмент),  подчиненных  жестким требованиям работы и семьи (фрустрациоонный сегмент),  подчиненных эмоциям и чувствам (эмоционально-чувственный сегмент),  подчиненных внутренним потребностям человека и внешнему стимулированию (стимулирующий сегмент).

 



Просмотров: 531
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Оздоровление отношений в семье – краеугольный камень улучшения состояния всех членов семьи
  • Нарушение коммуникации в семье. Как ведут себя члены семьи
  • Семья для человека или человек для семьи?
  • Управление семьей: стереотипы представлений и особенности поведения человека в семье
  • Формирование созависимых отношений в семье. Передача чувств между членами семьи .
  • Когда в семье психическое заболевание. Рекомендации членам семьи.
  • Болезнь ребенка как вторичная выгода для членов семьи.
  • Могут ли роботы заменить членов семьи и тем самым решить проблему одиночества?
  • Коррекция созависимого состояния личности членов семьи больных химической зависимостью
  • Нарушения полоролевой идентификации детей в семье как фактор дисгармонии будущей семьи
  • Повторение жизненного сценария родительской семьи, в семье клиента. Работа с этим.
  • Устройство семьи и ответственность в семье.
  • Устройство семьи и ответственность в семье.
  • Социальный стереотип как составляющая иррационального социального познания
  • Модель поведения семьи : последствия для детей
  • Психически больной человек — позор семьи?
  • Динамический стереотип. Овсянка.
  • Стереотип мужчины для мальчика
  • Образовательная программа «Азбука семьи», как способ профилактики жестокого обращения в семье.
  • Стереотип про сексуальное насилие над детьми.
  • Стереотип восприятия правоохранительных органов
  • "Моей зарплаты хватает только для меня одного". Готов ли этот мужчина к созданию семьи?
  • Стереотип «с помощью ребенка можно удержать мужчину» соответствует действительности?
  • Роль дисфункциональной семьи в формировании зависимого поведения у подростков
  • Влияние семейных отношений на развитие личности и формирование модели создаваемой семьи.
  • Любовь. Молодость. Проблемы молодой семьи, и кризисы семейных отношений. Часть 2.
  • Любовь. Молодость. Проблемы молодой семьи, первые кризисы семейных отношений. Часть 1.
  • Стереотип - киллер публичного выступления. Что мешает подготовке к публичному выступлению? Часть 2.
  • Миссия семьи в предотвращении суицидального поведения.
  • Задачи семьи и их решение. Стадии жизненного цикла семьи



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь