Амбивалентность эмоций - как пережить?

Почему эмоции часто становятся проблемой? Что такого в этом механизме, который сопровождает человечество на протяжении всей его истории, способствует выживанию (изначально), наделяет смыслами (чуть позже), обеспечивает как самые лучшие, так и самые худшие моменты нашей жизни?

Эмоциональность - пожалуй самый яркий из феноменов психической реальности. Мышление, работа памяти, спокойное восприятие происходят незаметно, где-то в глубине. Хотя это важнейшие процессы, обеспечивающие нашу жизнь и разнообразные деятельности, нужно постараться, чтобы обнаружить, отметить про себя - я сейчас воспринимаю: свет из окна, стул и твердый пол под собой, движение пальцев и прикосновения их к клавиатуре... Вижу массу предметов вокруг себя. Разделяю их на значимые в данный момент, и просто присутствующие в комнате. Вспоминаю лекции и прочитанные книги, про эмоции и эмоциональные состояния)) Подбираю слова, прежде чем они появятся на экране монитора. Как видите, полно всего происходит. Но при этом со стороны я абсолютно неинтересна. И выгляжу примерно так же как шкаф, рядом с которым сижу. Зато если вдруг мне сейчас пришлют свежий мемчик, скорее всего я не удержусь и продемонстрирую некоторое количество отличий от мебели вокруг)

Да, в определенных условиях (и у каждого они свои) мы регулируем проявления собственной эмоциональности. То есть бывают случаи, когда человек, испытывающий те или иные эмоции, также будет неотличим от шкафа. Вся "движуха" вполне может происходить в рамках сознания, а то и за его пределами, не осознаваясь напрямую. Тем не менее яркость и значимость происходящего внутри его психической системы нисколько не снижается. Это важно с точки зрения принятия решений относительно другого человека.

Эмоции как правило возникают в ответ на некий "факт", появившийся в зоне восприятия. Считается, что ее функция - сообщить человеку о том, полезен или приятен этот "факт", или - вреден и опасен. В самом коротком варианте логики при этом может включиться одна из функций: бей или беги. То есть доступно решение практически без размышлений. Однако же в жизни эмоции чаще всего наоборот затрудняют принятие решения. И само это затруднение переживается весьма неприятно.

Дело в том, что для эмоции (и чувства) характерно свойство амбивалентности. То есть в единомоментном переживании могут сочетаться разнонаправленные эмоциональные составляющие. Например, страх и интерес. Злость и привязанность. Нежность и отвращение. Благодарность и смущение... И чем выше эмоциональный заряд ситуации, тем острее переживается ее двойственность. Правильнее даже сказать - многополярность. Хотя чаще всего она не осознается: я могу злиться на партнера и именно это будет в фокусе. Но боль мне доставляет не злость, а весь комплекс эмоциональных составляющих, воздействующих на меня одновременно.

В чем причины такого положения вещей? Прежде всего в многоуровневом мозге, который не полностью "переизобретался" в процессе эволюции, а подвергался наращиванию мощности за счет приобретения новых отделов. То есть примитивные составляющие, типа "нападай или беги" никуда не делись, но к ним добавилась весьма разветвленная нейрофизиологическая система. И ученые с интересом наблюдают: вот у этого индивида сейчас победит участок мозга, отвечающий за долгосрочные цели, или он предпочтет посмотреть 130 серий свежескачанного сериала?

С другой стороны, при взгляде "изнутри наружу" тот самый "факт", вызывающий эмоциональную реакцию, тоже значительно эволюционировал в наших глазах. Даже если это просто вишенка на ветке над забором. Сравните: вижу вишню, спелая, можно съесть. Или: вижу вишню, спелая, забор, на улице кто-то увидит, а она может в химикатах, выглядит аппетитно, съесть или не съесть? Или вспомните, как на работе случилась неприятность и шеф сказал что-то обидное. Сколько всего нужно "перебрать", чтобы "правильно" отреагировать?

На фоне такого уровня сложности проблем, связанных с эмоциональностью, выглядит логичным совет переждать эмоцию, а потом принять решение. Из этой же логики исходило и принятое в нескольких поколениях решение "не чувствовать" эмоции, подавлять их. Раз они такие вредные и мешают интеллекту, сознанию, то есть тому, что собственно делает человека человеком, нужно отвергнуть их как отживший атавизм. Не позволять ему "портить жизнь".

Но тут стоит снова вернуться к телу. Как бы мы не "управляли" эмоциями, лимбическая система мозга, в которой происходят процессы с ними связанные, запускает совершенно конкретные и недоступные сознательному контролю процессы во всех системах и органах: выделяются соответствующие гормоны, даются команды к напряжению или расслаблению. Принимая решения вопреки, мы начинаем бороться не только с ситуацией, но и со всем своим телом. Иногда это приводит в очень нехорошим последствиям.

И кроме того, невозможно "выключить" часть эмоционального диапазона. Убирая, запрещая себе чуввствовать что-то негативное, мы автоматически закрываем для себя и возможность чувствовать приятное. И сталкиваемся со скукой, бесцельностью существования. В психологических теориях эмоции непосредственно связывают с мотивацией. Все многочисленные жалобы на отсутствие мотивации выглядят как прямое следствие нарушений в эмоциональной сфере.

Теория эмоционального интеллекта выглядит хорошей попыткой примирить все эти противоречия. Научиться видеть, чувствовать, проживать эмоции, высвобождать энергию и для принятия решения, и для его реализации - помогает не только в ощущении внутренней свободы. Заметно изменяется качество взаимодействия с другими людьми. Сложные ситуации уже нет необходимости упрощать, ухудшая таким образом положение. Осознавание спектра эмоций внутри, и диапазона значений для ситуации происходящей вовне, открывает возможность находить лучшие решения.

 



Просмотров: 332
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Хлеба и зрелищ" тогда и сейчас. Эмоции в нашей жизни
  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Работа с МАК. Техники "Эмоции наоборот" и "Эмоции наоборот — 2"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Хорошая" девочка и "плохие" эмоции
  • Ощущения. Эмоции. Чувства. Часть №5 "Трансформация эмоций и подмена чувств"
  • Сложные моменты свободного принятия решений. Автоматические "Да" и "Нет"
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Эмоции, чувства и дети...игра "Звездочет эмоций"
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Ощущения. Эмоции. Чувства. Часть №3 "Эмоции"
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Фантазм "Одна жизнь на двоих" или "Все будет потом!"
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Если ваш партнер "не умеет выражать свои эмоции"
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • Эмоции и чувства - "краски жизни".
  • Как понять, что вы уже "залиплы" на этом мужчине: всего один признак
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь