|
"Поговори со мною, мама!"Автор статьи: Наталия Владимировна Фомина
«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому: родители – пример ему». (Себастьян Брант) Некоторые родители – папы, а часто и мамы – не уделяют должного внимания общению со своим ребенком, ошибочно считая повседневную заботу о малыше своим первоочередным делом. « О чем можно поговорить с ребенком 4-7 лет? Главное - его накормить, одеть, отправить в садик, проводить в развивающую студию, спортивную секцию…» А ведь семья, родители - первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа - ваш дом - окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Мы на протяжении всей своей жизни постоянно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье. Так ведь? Даже убеленный сединами ветеран продолжает ссылаться на «то, чему меня учили дома», «чему учила меня моя мать», «что мне показал отец». Семья оказывает решающее влияние на формирование личности и психическое развитие ребенка. Общаясь с мамой и папой, братьями и сестрами, малыш усваивает отношение к миру, думает и говорит так, как думают и говорят в его семье. Став взрослым, он может сознательно не принимать некоторые черты своей семьи, однако бессознательно все равно несет в себе манеру поведения, речи, качества характера, заложенные семьей. Все это, стиль жизни, уникальное соединение черт, поступков и навыков, которые в совокупности определяют маршрут движения ребенка к его жизненным целям. Малыш всему учится в общении со взрослыми, ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать, подготавливает ребенка к пониманию смысла слов. Каждый человек должен уметь слушать другого, воспринимать и стремиться его понять. От того, как человек чувствует другого, может повлиять на него, не оскорбив и не вызвав агрессии, зависит его будущий успех в межличностном общении. Очень немногие среди нас умеют по-настоящему хорошо слушать других людей, быть восприимчивым к нюансам в их поведении. Требуется определенное умение и известные усилия, чтобы сочетать общение с взаимопониманием, наблюдением и слушанием. Если у вас есть возможность погулять с ребенком, не упустите ее. Совместные прогулки - это общение, ненавязчивые советы, наблюдения за окружающей средой.
Не меньшее значение имеет способность слушать и понимать самого себя, то есть осознавать свои чувства и действия в различные моменты общения с другими. И всему этому надо учиться. Умение не приходит к человеку само собой, оно приобретается ценой усилий. Однако вы как первые учителя своего ребенка можете во многом помочь ему в этом нелегком труде, если начнете прививать навыки общения уже в самом раннем возрасте.
Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни. Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации. Создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.
Научитесь встречать детей после их пребывания в дошкольном учреждении. Не стоит первым задавать вопрос: «Что ты сегодня кушал?», лучше задавать нейтральные вопросы: «Что было интересного в садике?», «Чем занимался?», «Как твои успехи?» Лучший способ воспитывать ответственность и уверенность в себе - предоставить ребенку возможность самостоятельно принимать решения. Не делайте за ребенка то, что он в состоянии сделать сам. Он может и в дальнейшем использовать вас в качестве прислуги. Поощряйте любознательность ребенка. Если вы попытаетесь отделаться от него, когда он задает откровенные вопросы, ребенок будет искать ответы на стороне.
Не давайте обещаний, которые не можете выполнить. Это поколеблет веру ребенка в вас. Не поправляйте ребенка в присутствии посторонних. Если вы скажете ему все спокойно, с глазу на глаз, он обратит гораздо больше внимания на ваше замечание. Не читайте ребенку нотации и не ворчите на него, иначе он будет вынужден защищаться, притворяясь глухим. Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте внимательно, с пониманием, не перебивая и не отворачиваясь. Не дайте ему заподозрить, что вас мало интересует, о чем он говорит. Не сравнивайте ребенка с другими детьми, любите его таким, какой он есть, если вы хотите развить у ребенка определенные качества, относитесь к нему так, словно они у него уже есть. Когда вы раздражены, начните говорить с ребенком тихо, едва слышно. У многих раздражение сразу проходит. Когда сын или дочь возвращаются, встречайте их у дверей. Ребенок должен знать, что вы рады его возвращению, даже если он и провинился. Когда ребенок совершит что-нибудь дурное, его обычно мучит совесть. Но вы наказываете его, и совесть замолкает. А это опасно. Мы привыкли, что дети просят о чем-то родителей. А сами мы умеем просить детей или мы только приказываем? Постарайтесь овладеть культурой просьбы. В спорах с сыном или дочерью хоть иногда уступайте, чтобы им не казалось, будто они вечно не правы. Этим вы и детей научите уступать, признавать ошибки и поражения. Старайтесь никого не критиковать при детях. Некоторые родители избегают ласковых слов и прикосновений, потому что считают, что заласканному ребенку будет в жизни трудно. Не бойтесь. Теплые, ласковые прикосновения смягчают душу ребенка и снимают напряжение.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|