Если специалист работает в русле развития эмоциональной компетентности, то процесс психотерапии, как правило, делится на несколько этапов. И на каждом из этих этапов нужно быть готовым к определённым сложностям.
Итак, с какими клиентами мы обычно работаем в ключе повышения эмоционального интеллекта?
Это люди, страдающие паническими атаками, аффективной вспыльчивостью, затяжными депрессиями, алекситемией.
Эмоциональное взросление — это тонкий и уникальный процесс, окрашенный индивидуальностью каждой личности. Однако за 18 лет практики "разложились по файлам" и общие повторяющиеся моменты.
И первый шаг на пути — это признание того, что душа (или можно называть — Внутренний Ребёнок) имеет право на чувства и имеет право выражать свои эмоции. На этом этапе мы знакомимся с устройством внутреннего мира, с эмоциональной шкалой, с тем — как каждая из эмоций проявляет себя в теле.
Сложность для психотерапевта: есть риск утонуть.
Клиент, долгие годы не обращавший внимание на свой внутренний мир, получивший разрешение на проявление эмоций, начинает "фонтанировать", вспоминая и разблокируя с каждым днём всё новые и новые ситуации.
Нужно для него подробно простыми словами объяснять каждое наше терапийное действие, потому что в моменты эмоциональных всплесков работа мозга блокируется, и человеку очень сложно быть внимательным. Нужно логично донести до клиента необходимость обучения управлению эмоциями, получить от него обратную связь, убедиться, что он понял. При этом — максимум материнской всеобъемлющей любви.
Второй шаг — начинаем учиться урезонивать эмоциональные проявления, переключаться и дисциплинировать.
Сложность для психотерапевта: есть риск превратиться в маму.
Клиент, только-только вошедший во вкус смелого проявления своих эмоций, почувствовавший себя в нежных объятиях полного принятия, наслаждающийся своим — "я-таки имею право!", вдруг понимает, что сия "лафа" потихоньку прекращается, и психотерапевт начинает обучать дисциплине и наведению порядка.
В этот период обычно срабатывает мощное сопротивление, проявляющееся в лени, прокрастинации и забывчивости.
Внутренний Ребёнок обижается и протестует: "Как же так?! Я ведь поверил и доверился тебе! Я рассказал тебе о самом сокровенном! Я почувствовал в тебе Любящую Маму, которой был лишён в реальной жизни! А ты теперь не хочешь слушать мои бесконечные жалобы на жизнь! А говоришь, что теперь уже "пора что-то делать"! А я не привык что-то делать! Я привык плыть по течению и получать вторичную выгоду от своей роли жертвы в виде ничегонеделания…".
На этом этапе нужно включать в себе талантливого воспитателя детского сада, любяще-мягкого и при этом твёрдо подводящего к соблюдению Правил.
Шаг третий — начинаем выращивать Внутреннего Ребёнка до Подростка. В этот период ещё пока очень много детских проявлений, но есть и зачатки взрослых осознаний. К примеру, осознание того, что психотерапевт не поддастся манипуляциям, не поведётся на чувство жалости, а будет требовательно продолжать процесс обучения и практики.
Сложность для психотерапевта: оказаться на "ринге".
Клиент, не проживший в правильном возрасте свои подростковые этапы становления, начинает возрастать под руководством психотерапевта. И при этом, перенося на специалиста те модели поведения, которые бы должен был по-правильному прожить в семье, если бы та семья была функциональной. К примеру, подросткам свойственно вступать в конфликты с родителями и сверстниками в поисках границ своей личности. Они максималистично спорят по всяким пустякам, не слушая партнёра по диалогу. Они невероятно подвластны общественному мнению, постоянно пытаются что-то доказывать и норовят самоутвердиться за счёт того, кто под руку попался. "Ради красного словца не пожалею и отца".
Как правило, те люди, которые функционально прожили пубертатный период в любящей семье, не нуждаются в психотерапии во взрослые годы.
А с теми, кто-таки обратился за помощью, нужно быть готовыми к "проверке на прочность". На этом этапе лучше всего включить в себе Тренера.
Тренер апеллирует к взрослой части Подростка, много и уважительно объясняет и при этом должен быть максимально требователен к соблюдению договорённостей. Ибо основа взрослости — это не только умение управлять своими эмоциями, но и соблюдать договорённости, отвечать за свои слова.
Четвёртый шаг — Подросток становится Взрослым.
Сложность для психотерапевта: спокойно отойти в сторону.
"Я сам знаю, что нужно сделать!" — всё чаще начинает возникать в поле клиент-терапевт, и в некоторые моменты клиент пытается совершить "захват власти", потому что ему начинает казаться, что он всё уже понял и теперь и сам может прекрасно рулить процессом. Он начинает подсказывать — как распределить время на сессии, какие упражнения нужно встроить и какие задания ему дать.
На этом этапе нужно отпустить ситуацию и дать возможность клиенту самостоятельно справиться с продолжением терапии.
"Знаешь — как, делай сам" — должно стать вашим девизом на этот период. Если не дать человеку совершить возможные ошибки, он так и не избавится от остатков подростковости. Зато спокойно помочь справиться с последствиями этих действий, заложить алгоритм "приобретения опыта" — это наша непосредственная задача.
Пятый шаг — начинаем полноценно общаться как два взрослых человека, как два равноправных партнёра по общению.
Сложность для психотерапевта: стать предателем.
За те три месяца, что мы занимаемся, клиент привыкает к ранее несвойственному для его жизни, более глубокому, качеству общения. И неосознанно пытается продлить терапийный процесс саботированием домашних заданий и растягиванием процесса по времени. На этом этапе специалист должен продолжать быть бережным, чтобы резким разрывом не повредить хрупкую новую конструкцию внутреннего мира своего клиента. Это очень тонкий момент, с одной стороны, человек в момент окончания терапийного процесса должен полностью взять ответственность на себя.
С другой стороны, новые нейронные связи ещё не стали достаточно устойчивыми, поэтому можно подкрепить их каким-то недолгим интересным совместным проектом. При этом человек уже не чувствует себя подопечным, однако специалист своим периодическим присутствием в жизни напоминает о пройденном материале и постепенно освобождает от зависимости.
Кстати, эта зависимость и не возникнет, если в процессе терапии специалист некоторые функции постепенно распределит между членами семьи клиента или его близкими друзьями. Тогда расставание со специалистом пройдёт плавно и жизнеутверждающе.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.