"Опасности", подстерегающие психотерапевта

Если специалист работает в русле развития эмоциональной компетентности, то процесс психотерапии, как правило, делится на несколько этапов. И на каждом из этих этапов нужно быть готовым к определённым сложностям. 

Итак, с какими клиентами мы обычно работаем в ключе повышения эмоционального интеллекта?

Это люди, страдающие паническими атаками, аффективной вспыльчивостью, затяжными депрессиями, алекситемией.

Эмоциональное взросление — это тонкий и уникальный процесс, окрашенный индивидуальностью каждой личности. Однако за 18 лет практики "разложились по файлам" и общие повторяющиеся моменты.

  • И первый шаг на пути — это признание того, что душа (или можно называть — Внутренний Ребёнок) имеет право на чувства и имеет право выражать свои эмоции. На этом этапе мы знакомимся с устройством внутреннего мира, с эмоциональной шкалой, с тем — как каждая из эмоций проявляет себя в теле.

Сложность для психотерапевта: есть риск утонуть. 

Клиент, долгие годы не обращавший внимание на свой внутренний мир, получивший разрешение на проявление эмоций, начинает "фонтанировать", вспоминая и разблокируя с каждым днём всё новые и новые ситуации.

Нужно для него подробно простыми словами объяснять каждое наше терапийное действие, потому что в моменты эмоциональных всплесков работа мозга блокируется, и человеку очень сложно быть внимательным. Нужно логично донести до клиента необходимость обучения управлению эмоциями, получить от него обратную связь, убедиться, что он понял. При этом — максимум материнской всеобъемлющей любви.

  • Второй шаг — начинаем учиться урезонивать эмоциональные проявления, переключаться и дисциплинировать.

Сложность для психотерапевта: есть риск превратиться в маму. 

Клиент, только-только вошедший во вкус смелого проявления своих эмоций, почувствовавший себя в нежных объятиях полного принятия, наслаждающийся своим — "я-таки имею право!", вдруг понимает, что сия "лафа" потихоньку прекращается, и психотерапевт начинает обучать дисциплине и наведению порядка. 

В этот период обычно срабатывает мощное сопротивление, проявляющееся в лени, прокрастинации и забывчивости.

Внутренний Ребёнок обижается и протестует: "Как же так?! Я ведь поверил и доверился тебе! Я рассказал тебе о самом сокровенном! Я почувствовал в тебе Любящую Маму, которой был лишён в реальной жизни! А ты теперь не хочешь слушать мои бесконечные жалобы на жизнь! А говоришь, что теперь уже "пора что-то делать"! А я не привык что-то делать! Я привык плыть по течению и получать вторичную выгоду от своей роли жертвы в виде ничегонеделания…".

На этом этапе нужно включать в себе талантливого воспитателя детского сада, любяще-мягкого и при этом твёрдо подводящего к соблюдению Правил.

  • Шаг третий — начинаем выращивать Внутреннего Ребёнка до Подростка. В этот период ещё пока очень много детских проявлений, но есть и зачатки взрослых осознаний. К примеру, осознание того, что психотерапевт не поддастся манипуляциям, не поведётся на чувство жалости, а будет требовательно продолжать процесс обучения и практики.

Сложность для психотерапевта: оказаться на "ринге".

Клиент, не проживший в правильном возрасте свои подростковые этапы становления, начинает возрастать под руководством психотерапевта. И при этом, перенося на специалиста те модели поведения, которые бы должен был по-правильному прожить в семье, если бы та семья была функциональной. К примеру, подросткам свойственно вступать в конфликты с родителями и сверстниками в поисках границ своей личности. Они максималистично спорят по всяким пустякам, не слушая партнёра по диалогу. Они невероятно подвластны общественному мнению, постоянно пытаются что-то доказывать и норовят самоутвердиться за счёт того, кто под руку попался. "Ради красного словца не пожалею и отца".

Как правило, те люди, которые функционально прожили пубертатный период в любящей семье, не нуждаются в психотерапии во взрослые годы.

А с теми, кто-таки обратился за помощью, нужно быть готовыми к "проверке на прочность". На этом этапе лучше всего включить в себе Тренера.

Тренер апеллирует к взрослой части Подростка, много и уважительно объясняет и при этом должен быть максимально требователен к соблюдению договорённостей. Ибо основа взрослости — это не только умение управлять своими эмоциями, но и соблюдать договорённости, отвечать за свои слова.

  • Четвёртый шаг — Подросток становится Взрослым.

Сложность для психотерапевта: спокойно отойти в сторону. 

"Я сам знаю, что нужно сделать!" — всё чаще начинает возникать в поле клиент-терапевт, и в некоторые моменты клиент пытается совершить "захват власти", потому что ему начинает казаться, что он всё уже понял и теперь и сам может прекрасно рулить процессом. Он начинает подсказывать — как распределить время на сессии, какие упражнения нужно встроить и какие задания ему дать. 

На этом этапе нужно отпустить ситуацию и дать возможность клиенту самостоятельно справиться с продолжением терапии.

"Знаешь — как, делай сам" — должно стать вашим девизом на этот период. Если не дать человеку совершить возможные ошибки, он так и не избавится от остатков подростковости. Зато спокойно помочь справиться с последствиями этих действий, заложить алгоритм "приобретения опыта" — это наша непосредственная задача.

  • Пятый шаг — начинаем полноценно общаться как два взрослых человека, как два равноправных партнёра по общению.

Сложность для психотерапевта: стать предателем. 

За те три месяца, что мы занимаемся, клиент привыкает к ранее несвойственному для его жизни, более глубокому, качеству общения. И неосознанно пытается продлить терапийный процесс саботированием домашних заданий и растягиванием процесса по времени. На этом этапе специалист должен продолжать быть бережным, чтобы резким разрывом не повредить хрупкую новую конструкцию внутреннего мира своего клиента. Это очень тонкий момент, с одной стороны, человек в момент окончания терапийного процесса должен полностью взять ответственность на себя.

С другой стороны, новые нейронные связи ещё не стали достаточно устойчивыми, поэтому можно подкрепить их каким-то недолгим интересным совместным проектом. При этом человек уже не чувствует себя подопечным, однако специалист своим периодическим присутствием в жизни напоминает о пройденном материале и постепенно освобождает от зависимости.

Кстати, эта зависимость и не возникнет, если в процессе терапии специалист некоторые функции постепенно распределит между членами семьи клиента или его близкими друзьями. Тогда расставание со специалистом пройдёт плавно и жизнеутверждающе.Опасности подстерегающие психотерапевта



Просмотров: 305
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Виртуальная психотерапия на этом сайте - "за" и "против".
  • "Как мой сын мог жениться на "этом"? Она еще и эксплуатирует моего мальчика!"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • "Ловушки" любви: "Ты должен/должна быть хорошим/хорошей"
  • "Я подумаю об этом завтра. А сейчас…" Причины прокрастинации и что с ней делать.
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Такая разная терапия: клиент "Хочу" и клиент "Надо"
  • Я живу ради своих детей...."а мы тебя об этом не просили"...
  • Самопознание. Почему не нужно "чистить каналы" и "вращать чакры"? Не понятая йога
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Отношения "клиент - психолог". Что им нужно друг от друга?
  • Одиночество травматика 2. "Мы чужие на этом празднике жизни".
  • "В жизни нужно быть эгоистом" - как реагировать на эти слова?
  • Когда говорить об "этом"?..или половое воспитание в семье
  • Нельзя показывать себя, нужно быть "серой мышкой".
  • Специальность психотерапевта "совершенно бессмысленная" и "идиотская"?
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Как понять, что вы уже "залиплы" на этом мужчине: всего один признак
  • "Я тебя не хочу, но не знаю как сказать об этом"
  • "Жениться нужно только на тех женщинах, с которыми, если что, не страшно разводиться"
  • Всем "Х" нужно только "Y"
  • "Полюби моего Внутреннего Ребёнка!" или "Сделайте то, что не хочу делать я"
  • Немного Общего о Психотерапии, "Новые" Корни Психических Проблем и "Личные Повестки"
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Сложные моменты свободного принятия решений. Автоматические "Да" и "Нет"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь