|
Разрешить или запретить?Автор статьи: Лаврова Алена Евгеньевна
Часто перед родителями встает выбор, запрещать или разрешать ребенку делать что-то. Как сохранить баланс? Не передавить, и не попустительствовать. Конечно, здравый смысл играет первоочередную роль! Но часто сказываются издержки воспитания родительской семьи. У меня есть знакомый, который запрещает все, что не необходимо. До смешного: 4хлетняя дочь приходит и спрашивает, можно ли взять салфетку. Первое, что отвечает папа: «Нет!». «Почему?» - спрашиваю я. «А зачем?». А на самом деле – зачем? Зачем сразу запрещать? Почему не узнать у ребенка, что он планирует делать? Что такого страшного может сотворить ребенок с этой салфеткой, что нанесет вред ему или окружающей действительности? На самом деле, стоит только задуматься, и ответ меняется. «Можно». Даже если ребенок настолько изобретателен, что может себе навредить салфеткой, задача родителя, заключается в том, чтобы НАУЧИТЬ безопасностному и/или правильному использованию предметов. Не убивая креатива! Ребенок, кстати, салфеткой стал укрывать куклу, как одеялом. Мы запрещаем чаще всего из страха (а вдруг порежется, упадет, сломает), от лени (лень убираться, лень показывать, лень контролировать) или по привычке, не задумываясь. Очень важно давать себе время подумать о том, почему я хочу запретить «это» ребенку. Попробуйте останавливаться и задавать себе вопросы: Почему нелья? Что случится, если разрешу? Что важнее – чистота или развитие ребенка? Как он научится, если я все время буду запрещать? И другие похожие вопросы. Через игру ребенок осваивает мир, учится творить и отрабатывает навыки. Невозможно уберечь ребенка от всего на свете. Хорошо, когда родители могут позволить ребенку набивать шишки, пачкаться, мусорить и использовать предметы не по назначению. И, конечно, покажут, как правильно пользоваться опасными вещами. Вседозволенность ничуть не лучше влияет на ребенка, чем тотальные запреты. Он должен понимать, что можно, а что категорически недопустимо. Выстроенные границы дают ощущение безопасности. Показывают пример заботы о себе, о доме, об окружающих. Запреты - это часть заботы. У меня есть совет, доставшийся от мамы, которым я хочу поделиться. Чтобы сохранить баланс в воспитании необходимо поделить на три равные части: 33% запретов, 33% разрешений и 33% компромиссов. Учить ребенка договариваться тоже важная часть воспитания. Есть такой рецепт: запрещено все, что может нанести вред жизни и здоровью ребенка (разбитая коленка и мокрые сапоги не в счет), разрешено все, что позволяет ребенку развиваться физически и психически, договариваться нужно обо всем остальном. Подумайте, не слишком ли много у вас запретов? Или вы многое разрешаете, что уже «избаловали» ребенка? Что вы можете поправить? Где можете пойти на компромисс с собой и разрешить ребенку попробовать? Может ваш ребенок делает что-то, в чем его стоит ограничить? Только думающий взрослый сможет помочь ребенку гармонично развиваться. А что запрещено и разрешено у вас?
Всегда для Вас, Алена Лаврова Психолог, консультант СПб Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|