Мир детских переживаний. Родителям о психологическом насилии в семье – его признаках и последствиях.

Мир детских переживаний.

Родителям о психологическом насилии  в семье – его признаках и последствиях.

                                                                   Автор: Мальцева Лариса Александровна

                                                                         Психолог, гештальт – терапевт.

                                                                                                           г. Новокузнецк.

                 Жестокое обращение с детьми в семье, насилие в семье – что мы понимаем под этим?  Часто  насилие  связывают с физическим воздействием, которое уже имеет  выработанную  оценку в  обществе.  Но этот феномен  включает  в себя гораздо более  широкие аспекты.

            Насилие – это внедрение, нарушение границ человека – и не только  физических, но и    психологических.

             В консультировании  семей с детьми  я  часто сталкиваюсь с тем,  что некоторые виды семейного насилия как таковые не рассматриваются как теми, кто  это насилие осуществляет, так и теми, кто это насилие  переживает. Акценты последствий такого насилия  смещены, как правило,  не  на причины,  а на следствие, и это, в глазах родителей -  поведение ребенка, на которое они  жалуются. И в консультировании по вопросам детско – родительских отношений самой сложной бывает работа по  осознаванию  родителями  того, что является причиной  этого следствия, так как именно эти причины  родители и не  видят.  Бывает, что в результате  такой работы  у родителей  появляется сопротивление, проявляющееся  в агрессии, отрицании своей причастности к  этим  последствиям («Он просто ленивый, его нужно  постоянно  подпинывать»,  «У меня времени  нет на  то, чтоб  его нюни слушать», «Я не знаю, откуда  такое поведение, он просто никого не уважает»).  Позже у многих   возникает  вина за содеянное («Я плохой  родитель», «Какие теперь последствия), страх («Я причиняю вред ребенку», «Обо мне думают, что я не справляюсь», «Какие теперь последствия будут?»),  при выраженном   отрицании  - злость, обвинение других. 

           Итак, о каком насилии  в семье по отношению к детям порой не догадываются взрослые? Можно ли назвать насилием запреты, связанные с важными для ребенка делами, ограничение  свободы, тотальный контроль, навязывание своих представлений о жизни, неуважение, оскорбление личности ребенка,  отсутствие внимания  к миру ребенка, его интересам? И каковы последствия такого отношения в семье для подрастающего человека?

  Ответы на эти вопросы -  в переживаниях детей и взрослых, в их жизненных трудностях, с которыми они не справляются сами и поэтому часто приходят на консультирование по вопросам детско – родительских отношений, по разрешению личностных, семейных, супружеских  проблем.

    Мама пришла на консультацию с  ощущением катастрофы - после того, как вместе с мужем «вытолкала», по ее же словам,  из дома  15 – летнего сына – из – за  его несоответствия  родительским  требованиям: «Обязан  нести ответственность за свою жизнь, должен понимать  необходимость учебы,  должен знать, как  и кем  он будет в жизни».  Конфликт возник  из – за  пропусков уроков, нескольких двоек. Перерос в претензии – «не те интересы, не те друзья». Мальчика «вытолкали» недалеко -  в соседнюю квартиру, к бабушке, но он ушел с ощущением, что  он не так уж и нужен родителям  в их жизни. На консультации  он  защищает  позиции мамы: «Я понимаю, что не так хорош, как им бы хотелось, я стараюсь, но не получается». Он говорит, что не знает, как  справится с ситуацией самому, а родителям «не хватает времени, чтоб дать  внимание и помощь, они заняты, работают».  Мама,  страдая от своего поступка, продолжает  обвинять сына и ждет, что он «станет хорошим, таким, каким я хочу его видеть». Только на таких условиях она  пустит его в семью.  Мальчик  находится  в  состоянии  беспомощности,  ощущении, что он  «не соответствует»  родительским стандартам – не так хорош, как  им бы хотелось. Возвращаться в семью на любых условиях он уже не готов – у бабушки безопаснее.

Что  может развиваться в дальнейшем у мальчика, который не оправдал ожиданий мамы -  комплекс вины,  чувство неполноценности,  невозможность преодолевать трудности с установкой «я неудачник»?  Каковы  в дальнейшем  отношения с родителями -  приправленные чувством обиды,  вины, злости?

Что ожидают от детей родители, какие претензии, жалобы на них предъявляют?

«Ленивый, несамостоятельный, никаких жизненных интересов» - про  сына, который увлекается гитарой, читает книги, но не  учится  на «5», не занимается спортом и не приучен  к  порядку и самостоятельности.

«Огрызается, кричит» - про приемную девочку 14 лет, которую контролируют из страха, «чтоб ничего плохого не сделала».

«Влюбилась, а должна учиться, одни мальчики на уме» - про 17- летнюю дочь, которую не пускают после института к парню, заставляют сидеть дома, и которая готова  убежать к первому встречному, «чтоб почувствовать себя  взрослым человеком».

На что жалуются дети, переживающие  психологическое насилие в семье?  Каковы его последствия?  

«Мне не хватает свободы, воздуха, они  постоянно следят - куда я пошел и с кем. Постоянно говорят – что и как надо делать. Учат жизни – уже тошнит» - говорит 11 - летний мальчик. Родители жалуются на его неорганизованность, несамостоятельность, обеспокоены  случаями воровства денег у мамы. Ничего сделать самому не дают, уроки готовят с мамой. 

«Что бы я ни сделала – все плохо, все не так. Я не имею права ни на что. Подруги, одежда – все не  нравится маме. Говорит, как одеваться, что делать. Чувствую себя никчемной, недоразвитой». Тринадцатилетняя  девочка – эмо  заявляет протест на тотальный контроль своим образом жизни – приверженностью к молодежной суб -  культуре.  Мама  хочет видеть свою  дочь взрослой и  ответственной и при этом  проверяет каждый  ее шаг и  не разрешает  гулять после школы. Дочь  стала обманывать «даже по  мелочам»,  нашла  сайт, на котором  ведет переписку в интернете часами по ночам.

«Моя мама  всегда  говорила – раз ты такая, из тебя ничего  хорошего не выйдет. Кому ты нужна, кроме меня» - это говорит уже взрослый человек, – 26 – летняя женщина.  Не может  устанавливать длительные отношения с мужчинами. Чувствует себя  несамостоятельной, переживает свою человеческую  и женскую  несостоятельность: «Так и не научилась слушать себя, все время подстраиваюсь под других и перестаю быть для них  интересной».

               Случаев  великое множество.  Родители приходят,  жалуясь на детей –  их несамостоятельность,  незрелость,  грубость, нарушенное поведение, плохую учебу, ложь, воровство.  При  совместном  анализе  особенностей взаимодействия с детьми  в семье  мы  часто сталкиваемся  с  родительскими идеальными  ожиданиями  по отношению к детям, жесткими установками  на  их соответствие. Родители часто не хотят признать, что они видят не самого ребенка, а  свои представления о нем. Родители (прежде всего – матери) в силу загруженности, в силу  собственного психологического  неблагополучия  или по психологической неграмотности часто не могут адекватно оценить  возможности и ограничения ребенка: завышают или  занижают  их. В  основе этого может лежать и отсутствие представлений, что ребенок может что – то свое хотеть, и боль  собственных нереализованных ожиданий, и скорбь по  своим несбывшимся надеждам, так как родители с помощью ребенка  часто могут  пытаться удовлетворить свои ожидания, мечты.

         Незнание  возрастных  и индивидуальных особенностей   так же бывает  причиной усиления конфликтов с подрастающими детьми – уже самостоятельность 3 – летнего ребенка, становление его самосознания сразу может восприниматься как  упрямство и вызывать  стремление «переломить» его строгостью - до  отвержения  потребностей, желаний ребенка: «что он может хотеть – я знаю  сама, что ему надо».

           Нежелание  брать на себя  ответственность за  воспитание тех или иных качеств в своем ребенке, ожидание, что они должны появиться «волшебным » образом так же  отмечается  у родителей очень часто. Какая  - либо  трудность ребенка, невоспитанность какого – либо  его качества – самостоятельности, организованности и т.д.   игнорируются родителями под разными предлогами: «мне некогда», «это должна  делать школа», «нет сил». И  претензии к ребенку звучат как  обвинения ему.  И это – нарушение личностных границ  ребенка, а значит, насилие.

           Драматизм  ситуации в том, что дети  часто действительно  винят себя. Они могут принимать на себя то, что они «не так хороши, несовершенны» в глазах родителей.  Это  может стать основой  формирования личности по нарциссическому типу. В дальнейшем люди с такой личностной структурой страдают из – за постоянной неудовлетворенности, ощущения пустоты, чувства отвержения. Им трудно удерживать отношения, чувствовать удовлетворенность жизнью, ощущать себя целостной, счастливой личностью. И, приходя на консультирование, они  рано или поздно  говорят о  боли и горечи своего несоответствия ожиданиям родителей.

         Из – за напряженной обстановки в семье и неправильного воспитания у детей  формируются невротические состояния: ребенок легко расстраивается, все близко принимает к сердцу, по  - любому пустяку плачет или ворчит, капризничает, не может ждать, терпеть, очень часто обижается, дуется, не переносит замечаний, крайне неустойчив в настроении (может смеяться и плакать одновременно), все больше грустит и печалится без причины, повышенно возбудим – когда нужно сдерживать себя, или заторможен при выполнении задания, в новой ситуации появляется выражение  страха, боязни, нарастает неуверенность в себе,  нерешительность в действиях и поступках. Он все быстрее устает, отвлекается, не может концентрировать  внимание, все труднее  найти с ним общий язык. Он постоянно меняет решения или уходит в себя, начинает жаловаться на головную боль, бледнеет, краснее, потеет, появляется сыпь, снижается аппетит. Он часто и долго болеет.

              Ухудшаются возможности социальной адаптации детей – поведение в  детском саду, школе не вписывается в  общепринятые рамки, детям  трудно принимать правила, трудно ориентироваться в ситуации.

               Формируются личностные устойчивые особенности – стремление избегать трудности, ответственности,  негативизм,  несамостоятельность, безынициативность, инфантильность, неуверенность, чувство неполноценности и т.д.

                Недостаток   заботы  и принятия  ребенок   восполняет часто  вне семьи, если есть возможность.  Могут формироваться неблагоприятные личностные особенности: тормозимость (неуверенность), истероидность (протестное реакции).

               В консультировании  мы  проговариваем  направления  по преодолению последствий психологического насилия в семье.  Это возможно, если  сам факт  такого насилия  родителями осознается и принимается  и есть готовность  меняться и менять свои позиции и способы взаимодействия.  Только в этом  случае возможна  гармонизация семейных отношений между членами семьи и здоровое  установление  детско  – родительских отношений. Основные рекомендации в этом случае для родителей:

  1. Понимание своей позиции, роли в воспитании ребенка.
  2. Гармонизация противоречивого воспитания (эмоциональное принятие ребенка, заинтересованность в ребенке, требовательность, забота, поддержка  и т.д.) .
  3. Принятие самого ребенка,  его индивидуально – типологических особенностей.
  4. Адекватная оценка возможностей ребенка.
  5. Понимание проблем ребенка – его потребностей, переживаний.

               Психологическое насилие часто  незаметно постороннему глазу.  А если и замечается – воспринимается как норма – родители ругают, значит, воспитывают.  Но воспитание  и  предъявление  претензий,  обвинений – разные вещи.  С грустью я слышу воспоминания о родительских ранящих посланиях от очень взрослых людей, которые страдают от них  даже спустя годы. «Корова толстая» - вспоминает неуверенная в своей привлекательности  сорокалетняя женщина слова отца.  «Ты никакушка» - послание матери, о котором рыдала  женщина 35 лет с  горьким ощущением своей  никчемности и неприспособленности. «Мне всегда говорили, что из меня толку не   выйдет,  и я мало кому  нужна буду   с таким  характером и ленью» - это переживания студентки  после очередной  неудачи на экзамене, пришедшей на консультацию  после навязчивых мыслей о  суициде: «Все равно ничего у меня в жизни  не получится».  «Я не знаю,  каким  я вижусь  для других людей,  но себя до сих пор  воспринимаю как лишнюю вещь» - юноша  пережил  разрыв отношений с матерью, но ее слова, что он  мешал ей жить своей жизнью, он помнил с раннего детства.

                 Психологическое насилие часто  незаметно постороннему глазу.  Но от этого  оно не перестает  быть насилием. 

 

 

 

 

 

 

 

 



Просмотров: 227
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Отношения в семье после рождения ребенка. Причины конфликтов и что с этим делать.
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Как так получается, что ожидание результата важнее его самого? (техника включения ожидания)
  • Бедность, отсутствие заботы или стиль воспитания - что есть насилие в отношении ребенка?
  • Плохое поведение ребенка. Что это такое и что делать?
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Я самоутверждаюсь – значит, я существую?... Самоутверждение за счет других – что это и как его понимать?
  • «Так ли страшен черт, как его малюют» или «стоит ли прятать своего ребенка от психиатра»?
  • Мне все советуют как воспитывать ребенка. Что делать?
  • Как часто мы хотим от других того, что не можем дать им сами
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Он постоянно психует и обижается на меня. Может, я что-то делаю не так?
  • Что делать, если ни на что нет сил, кроме как лежать и корить себя за непродуктивность.
  • Что такое ПТСР, каковы его симптомы и что с этим делать?
  • От себя не убежишь (пост о том, как мы прячемся от себя в семье и что из этого выходит)
  • Как объяснить ребенку, что родители его любят?
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Нужно ли родителям играть со своими детьми? или Что такое ИГРА в жизни ребенка- дошкольника?
  • Ребенок говорит, что его не любят. Что делать
  • В других мы видим -себя, но это с ними, что то не так
  • Я чувствую, что теряю его. Что делать, если он отдаляется от меня?
  • Родительская ответственность. Или — как мне «заставить» ребенка делать то, что я хочу?
  • Не бери его так часто на руки – избалуешь



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь