|
«Так ли страшен черт, как его малюют» или «стоит ли прятать своего ребенка от психиатра»?Автор статьи: Фролова Мария Геннадьевна
В нашей стране люди только-только стали спокойно относиться к профессии «психолог», но слово «психиатр» до сих пор вызывает у множества людей чувство страха и неизвестности. Предлагаю Вам разобраться, имеет ли смысл бояться этих специалистов. Итак, как правило, первая встреча с психиатром должна состояться при плановом осмотре ребенка в год. Для чего это нужно? Здесь мнения и психологов, и родителей расходятся. Одни говорят, психиатры – это "зло", «не надо к ним ходить, чего доброго, еще диагнозов наляпают». Если руководствоваться этим принципом, то можно из дому вообще никуда не выходить! А зачем ходить к хирургу, ЛОРу , окулисту или просто даже педиатру?! А ведь они тоже могут «диагнозов» «наляпать». Про «наляпывание» диагнозов поговорим чуть позже, а сейчас вернемся к главному. Здравый смысл и простая человеческая логика подсказывают, что осмотр психиатра, так же, как и осмотр любого другого специалиста, предназначен для того, чтобы исключить возможные нарушения, а если они есть (или есть подозрения на них) регулярно наблюдать ребенка, чтобы в случае необходимости, оказать ему своевременную помощь. В год уже можно диагностировать признаки аутизма, коммуникативных нарушений и даже заподозрить нарушения в психическом развитии. Отсюда вытекает следующий страх родителей: а может ли психиатр «наляпать» диагноз, если ребенок на приеме что-то не сделал и повел себя плохо? Психиатр, как и психолог в образовании, сделает запись об этом в свою карту, но если нет оснований – диагноз «просто так» не поставит. Реалии нашего времени требуют очень обоснованного и грамотного ведения документации. Ведь над одним врачом стоит еще «энное» количество проверяющих и любой грамотный специалист прекрасно понимает, что любой из родителей может попытаться оспорить диагноз, пожаловаться начальству или другое. Если диагноз поставлен обоснованно – врачу будет, чем апеллировать при «разборках», в противном случае – это ошибка, за которую врач может понести наказание. Поэтому, опытный и компетентный специалист никогда не поставит диагнозов просто так. Следующий вопрос, вызывающий недопонимание: «А в каких случаях психиатр может поставить на учет»? Случаев, при которых психиатр может поставить на учет множество. Опишу только те, которые встречались в моей практике. На учете у психиатра стоят дети с нарушением речевого развития (эти дети, как правило, посещают специализированный ДОУ и автоматически снимаются с учета при полной коррекции нарушения: в большинстве случаев это наступает при поступлении ребенка в школу). Также на учете у психиатра могут состоять дети с трудностями в поведении или обучении, или дети, нуждающиеся в психотерапевтической помощи. Если ребенок социально не опасен, не имеет психических или интеллектуальных нарушений - посещение психиатра никак не отразится на его дальнейшей судьбе. Частенько родители спрашивают: «А права он (а) потом сможет получить?». Конечно же получит, если нет вышеперечисленных нарушений. Хочу сразу отметить, что психиатра, как и любого другого специалиста, нужно «выбирать» очень внимательно. Очень важным моментом при любых взаимоотношениях «врач-пациент» является доверие к специалисту и признание его компетентности. Если Вас по каким-то причинам не устроил врач – смело обращайтесь к другому! И для того, чтобы усилить вышеописанные мною доводы, приведу несколько примеров из своей практики. Очень часто приходилось мне общаться с родителями детей - «речевиков» (детей, с речевыми нарушениями). Это были взрослые, интеллигентные и образованные люди, которые, при прохождении комиссии в специализированный ДОУ побоялись обращаться к психиатру и…упустили драгоценное время. Вместо того, чтобы сразу начать комплексную коррекцию – выжидали время («А вдруг само рассосется?!»), к психиатру было идти страшно. Как следствие – дети пошли в школу с некомпенсированными нарушениями. Бывает и такое, что встречаются уже достаточно большие "пропущенные" психиатром дети. Например, ученица 4-го класса с умственной отсталостью (а ведь девочка как-то доучилась до 4-го класса и осталась «незамеченной»). Бывают дети, у которых в процессе диагностики были выявлены нарушения, которые вовремя не были пролечены и к моменту нашей работы стали уже «замаскированными» (компенсированными, но не в полном объеме). А более печально для меня то, что это не единичные случаи. Уважаемые специалисты, если я что-то упустила, прошу Вас меня дополнить в комментариях. Искренне считаю, что в тандеме «врач - психолог» можно достигать больших результатов в работе с детьми и их семьями. Уважаемые родители, жду и Ваших комментариев. С уважением, Мария Геннадьевна Фролова. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|