(для детей с 6 - 8 лет и подростками) (Персона и Персонита)
Беседа о страхе. Когда и при каких обстоятельствах возник? Кто еще знает о твоем страхе? Найди из карт того, кто испытывает тот же страх, что и ты. Ребенок может выбрать 1 и больше карт. Опиши его (ее), представь, что ты его хорошо знаешь. Дай ему имя, расскажи, в какой семье он живет, о его родителях, есть ли сестра или брат, есть ли друзья. Что он любит? Что не любит? Кто его поддерживает, помогает ему. Как он справляется со своим страхом, что делает? Если ребенок выбрал взрослого на карте, то вопросы примерно такие какие мы задаем к любой карте-персоне.
Нарисуй свой страх. Даем лист бумаги, карандаши, краски и гуашь на выбор. Расскажи, что ты изобразил? Что ты сейчас чувствуешь, когда смотришь на страх? Что ощущаешь в теле?
Представь, что тот Ребенок (Взрослый) смотрит на твой рисунок. У него страх, похожий на твой. Но есть свои особенности, конечно. Что бы он сказал тебе? Ты бы позволил (Имя) что-нибудь нарисовать на твоем листе со страхом. Можешь это сделать за него? Достаточно, если ребенок хоть что-то нарисует еще на своем листе, любые внесенные изменения в рисунок, меняют состояние. И бояться вдвоем как-то легче.
Посмотри теперь на свой рисунок. Что сейчас чувствуешь? Как теперь ощущаешь себя, когда смотришь на страх. На что это похоже? Если хочется еще что-то нарисовать, закрасить, дополнить, сделай это. Как теперь тебе твой рисунок? (Обычно, после внесенных изменений у ребенка меняется отношение к своему страху. Некоторые могут отметить, что нет больше страха на рисунке, он убежал, теперь там что-то похожее на...и видят другие образы). А что бы сказал твой друг (Имя), глядя на этот рисунок? Ему еще страшно? Что ты скажешь ему?
Теперь можешь найти того, кто смелый, уверенный, решительный. Может себя защитить. Найди себе такого человека. Расскажи о нем. Что ему помогло стать таким? Иногда дети просят найти такого помощника и своему другу из Персониты. Конечно, же поощряем это. Хороший знак, что ресурсов достаточно, чтобы позаботиться и еще о ком-то.
Упражнение «Работа со страхом» (ОХ, Коуп, Танду, Сага и другие карты-сюжеты и символы).
После каждого пункта подробное описание и работа с картой.
Выберите карту, символизирующую ваш страх. (карта-сюжет или символ)
Выберите карту, символизирующую вас, когда вы испытываете этот страх. (карта-портрет)
Вытяните вслепую карту: что мне поможет преодолеть страх? (карта сюжет, символ)
Выберите карту, символизирующую вас, когда вы уже преодолели страх. (карта-портрет)
Вытяните вслепую: чему учит вас страх, от чего предостерегает? (карта-сюжет, символ)
Как работать с картой-портретом?
Дать имя карте собственное или нарицательное. (Мария или танцовщица)
Возраст.
Социальное положение (семейный, холост, где учится или работает).
О чем думает, мечтает, чего хочет?
Что сейчас чувствует?
Какие качества характера или личностные особенности есть у персоны положительные и отрицательные?
Каково ваше отношение к данной персоне? Почему?
Как работать с картой-сюжетом?
Расскажите, что вы видите на карте?
Какое чувство у вас это вызывает?
Какие ощущения в теле?
Место на карте, где вам хорошо, плохо, нейтрально?
Если бы оказались в этом месте, что бы хотелось сделать?
Что было до этого сюжета?
Что будет после этого сюжета?
Желаемое разворачивание сюжета для вас? Как сейчас себя чувствуете? Что ощущается в теле?
Это рекомендуемые вопросы. Конечно же, вы можете сами составить свой перечень вопросов, которые вас интересуют. Я, обычно, к каждому упражнению что-то добавляю или изменяю.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.