Устойчивость терапевта

Автор статьи: Александр Уразов

Устойчивость терапевта

                Одним из важных качеств терапевта является его устойчивость.

                В среде приверженцев гештальт-подхода (предполагаю, что не только там) существует расхожая фраза: «Клиент приходит за устойчивостью терапевта».

                Что это значит?

                Зачастую человек испытывает эмоции столь высокой интенсивности, что начинает испытывать потребность во внешней опоре, так как опереться на себя у него уже не получается. Собственно говоря, чаще всего, на мой взгляд, на терапию приходят именно в этом состоянии.

                И тогда на первое место выходит именно это качество: способность остаться в контакте и при этом самому не оказаться в аффекте, потеряв связь с реальностью.

                Вообще, психическая устойчивость, разумеется, полезна не только специалистам, работающим в сфере психологических услуг. Быть способным выдерживать давление строгого начальства на работе, плещущие через край эмоции ребенка в период переходного возраста, смену окружения в связи с переездом в другой город или переходом на новую работу, «атаку» раздраженного клиента и так далее – все это очень полезные в быту и на работе навыки.

                Но есть одно различие между только что описанными примерами и работой терапевта (за исключением ситуаций с собственными детьми и некоторых других – все же достаточно редких – случаев). Во всех них всегда можно мысленно дистанцироваться, отдалиться от человека, с которым находишься в этот момент в общении. Есть даже специальные техники. Например, представить, что человек находится за толстым стеклом, и мы смотрим на него и только лишь «видим картинку», не слыша при этом слова. Или что перед нами маленький капризный ребенок.

                В случае же работы с клиентом в процессе терапии, мы не можем себе этого позволить.

                Почему?

                Потому что это означает оставить человека наедине с собой. Выйти из контакта с ним.

                То есть, представьте (или вспомните), приходит клиент, приносит с собой какую-то тяжелейшую эмоциональную ситуацию и «выкладывает» ее на сессии, «впадая» в сильнейшие переживания.

                Что тут можно сделать для того, чтобы самому не «вылететь» в аффект или, например, контрперенос?

                Первый вариант уже только что рассмотрели: мысленно дистанцироваться. Он не совсем нам подходит, на мой взгляд.
                Второй вариант. Не дать человеку впасть в эти самые переживания: почувствовав, что он начинает это делать, вовремя остановить его: «Да, конечно, тяжело! Но не позволяйте себе раскисать!» Способ, вроде, неплохой, но есть одно «но». Поступая подобным образом мы делаем пришедшему послание: «Я не хочу видеть тебя в этих чувствах!» И человек вновь оказывается один, неподдержанный в своих переживаниях, разделив которые, он смог бы испытать облегчение. (Справедливости ради, здесь нужно отметить, что данная стратегия оправдывает себя в работе с манипуляциями.)
                Третий вариант. Осталось, вроде, только одно: быть собой, оставаться устойчивым.

                Чуток отвлекусь от основной линии. Может быть, у кого-то возник вопрос, для чего так важно не впадать в аффект или контрперенос. Дело в том, что в этом случае терапия не происходит, так как, потеряв связь с собой настоящим, терапевт теряет свою идентичность и начинает либо играть роль какого-то персонажа из жизни клиента, либо вообще исчезает для него. Как бы то ни было, в итоге, клиент не получает нового опыта: он отыгрывает привычный сценарий – то, что уже делал ранее, и без терапевта.

                Что же такое терапевтическая устойчивость? Именно терапевтическая.

                Это умение находиться в определенном расщеплении. С одной стороны – быть с клиентом в его переживаниях; с другой – оставаться собой, в контакте со своей идентичностью. Ну, и «высший пилотаж» – это если при всем этом еще и получается понимать, что происходит в отношениях между вами.

                Думаю, вполне очевидным представляется утверждение, что устойчивость в значительной мере зависит от степени «проработанности» терапевта. Когда у специалиста нет сильных переживаний, которые «надежно припрятаны в закромах» бессознательного – он не реагирует так остро на эмоции клиента. В то же время, если вспомнить еще одну «терапевтическую мудрость»: «Клиент идет на тему терапевта», – понимание влияния непроработанных в личной терапии тем специалиста на его работу становится еще более ясным.

                Однако, несмотря даже на качественную проработку, для каждого терапевта всегда будет ряд тем, где он не сможет остаться устойчивым, например, в силу глубокой травматизации. На мой взгляд, понимание специалистом данного факта говорит не о «непрофессионализме», а как раз наоборот – о его адекватности, выражающейся в данном случае в знании своих ограничений, своих пределов.

                Но даже если мы вполне готовы встречаться с болью или какими-то другими чувствами клиента в обозначенной им теме, иногда бывает так, что интенсивность эмоций настолько «зашкаливает», что нам может не хватить нашей устойчивости.

                Что делать в подобном случае?

                Здесь может помочь способ, предложенный Александром Лоуэном, который называется «заземление» (уверен, многие о нем слышали):

  1. сесть удобно и расслабленно, откинуться на спинку стула/кресла, поставить стопы «плотно» на пол – всей подошвой;
  2. ощутить давление пола на стопы;
  3. ощутить давление сиденья на ягодичные мышцы;
  4. ощутить давление спинки на спину;
  5. дышать глубоко и спокойно.

                Суть его в общих чертах заключается в том, чтобы во время сильного эмоционального напряжения больше внимания уделить чувствованию своей связи с собственным телом и с реальностью. Для этого, в свою очередь, необходимо иметь хорошую соматическую чувствительность, которая может быть выработана путем, соответственно, работы с телом. Подробней об этом методе можно прочитать непосредственно в работах Лоуэна.

                Многое из описанного Лоуэном в его книгах вызывает у ряда специалистов определенную долю спепсиса. Однако, на мой взгляд, «заземление» – одна из тех вещей, которые достаточно просто проверяются в ходе практики и подтверждают свою состоятельность. По крайней мере, мой опыт применения данной методики говорит в ее пользу.

                На этом в обозначенной теме пока ставлю точку и заодно хочу сообщить, что в ближайшее время (вероятно, начну уже на следующей неделе) буду проводить в Челябинске цикл занятий по повышению терапевтической устойчивости методами работы с телом посредством улучшения чувствительности, осознанности и целостности. Приглашаю всех заинтересованных. Приходите!

Записаться ко мне на консультацию Вы можете по телефону 902-867-18-14 либо вот здесь.


Просмотров: 272
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ошибки терапевта в работе с клиентом. Какую цену платит клиент за контрперенос терапевта
  • На этом свете меня огорчает только одно – то, что нужно становиться взрослым (c)
  • Что делает супервизор во время сессии терапевта и клиента
  • Себя нельзя найти, собой можно только Быть!
  • Песок и не только. Использование различных наполнителей в работе песочного терапевта.
  • Уход клиента и завершение терапии: размышления о чувствах терапевта.
  • Чтобы научиться жить в этом мире, нужно всего лишь позволить себе иногда злиться
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Клиент злится на терапевта. Что делать?
  • Арт-альбом - только для арт-терапевта?
  • Что такое чувства? Взгляд гештальт-терапевта.
  • Возникновение психологических защит у детей: взгляд гештальт-терапевта
  • Человек может быть счастлив только в настоящем моменте
  • Клиент идет на проблему терапевта, или Игра отражений
  • Есть только один способ избежать критики: ничего не делать, ничего не говорить и быть никем
  • Инструкция для клиента гештальт-терапевта.
  • Клиент не выполнил домашнее задание: роль терапевта
  • Эффективная терапевтическая интервенции может быть только выбрана
  • В чем и как может помочь психолог. Размышления практикующего гештальт-терапевта
  • Бесплатные консультации — для кого они важны? Для клиента или для терапевта?
  • Мне всегда есть место в этом мире!
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • О личных качествах терапевта, необходимых в работе с клиентом
  • Что для меня терапия?-2 (взгляд терапевта)
  • Драма созависимости. Взгляд гештальт-терапевта.
  • А как же мы мыслим? Постмодернистский взгляд гештальт-терапевта
  • Дыхание и тревога. Взгляд гештальт-терапевта
  • Забрать терапевта с собой!
  • Арт-терапия – неисчерпаемое поле для творчества клиента и терапевта
  • Фокусы интервенции и ловушки терапевта в работе с зависимым клиентом



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь