|
Работа с тревогой как последствием негативного воздействия кризисаАвтор статьи: Киричик Елена Станиславовна
Понятие кризиса можно обосновать как острое эмоциональное состояние, возникающее при блокировании целенаправленной жизнедеятельности человека, как дискретный момент развития личности [1]. Кризис - это понятие, которое используется для обозначения реакции на опасные события, которая переживается как болезненное состояние. Кризисное состояние не входит в категорию болезненных нарушений, это — нормальная реакция человека на аномальные события. В процессе преодоления кризиса человек может приобрести новый опыт, расширить диапазон адаптивных реакций [2]. Как чувствует себя человек во время кризиса? Тревога — главное сопровождающее кризис чувство, наиболее распространенное и общее для всех людей. Любая значимая угроза вызывает тревогу, которая помогает мобилизовать силы в этой ситуации. Тревога помогает в мобилизации против угрозы, следовательно, вполне нормальна. Однако сильная тревога дезорганизует деятельность, приводит к неверному восприятию событий, оборонительному поведению. Иногда, в том случае, если человек склонен реагировать на кризис дезадаптивными реакциями, кризис может углубиться, а болезненное состояние — усилиться [3]. В основе тревоги лежит самое древнее и глубинное чувство страха, которое уже проявляется еще в утробе матери. Работа со страхами как основой тревожности является основным моментом психологической помощи. Часто бывает, что детский мир так же подвержен влиянию кризисных ситуаций. Например, случаются кризисы лишения, когда погибает один или оба родителя, либо кризис становления связанный с взрослением и достижением социальной зрелости, либо кризисы вызванные экстремальными ситуациями и др. [3]. Коррекция детской тревожности может осуществляться посредством различных подходов: игротерапии, арт-терапии, куклотерапии, индивидидуально-групповых занятий, улучшения детско-родительских отношений, сказкотерапии. В идеале, все представленные подходы полезно использовать в комплексе. Но сказка – это именно та основа, та канва, на которой проще всего для психолога построить коррекционно-профилактическую работу с тревожностью у детей. Форма метафоры, в которой созданы сказки, истории, притчи, анекдоты, наиболее доступна для восприятия ребенка. [4]. Психокоррекционные сказки — это сказки, сочиняемые психологами, психотерапевтами, психиатрами, педагогами и родителями. В них метафорически отражаются проблемы пациента: эмоциональные и поведенческие затруднения, трудности во взаимоотношениях, тревоги, обиды, страхи и пр. [5]. По мнению Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой сказкотерапия — это лечение сказками, совместное с клиентом открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими; это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем [6] . Я достаточно активно использую элементы сказкотерапии в своей работе. Чтобы поделиться опытом мной был составлен и реализован тренинг «Сказкотерапия в работе с тревожностью». Основная цель тренинга: демонстрация для педагогов и психологов возможностей сказкотерапии в работе с тревожностью. Задачи: 1. продемонстрировать основные приемы, которые можно использовать в работе с тревожностью; 2. содействовать повышению психологической культуры педагогов; 3. поделиться опытом совмещения различных техник арт-терапии, сказкотерапии, игротерапии. Ход тренинга
Цель: введение, создание сказочной атмосферы. Инструментарий: рисунки главных героев (Волшебник-творец, Волшебник-разрушитель, гном), лестница. Ход: Психолог рассказывает сказку, демонстрируя главных героев (Волшебник-творец, Волшебник-разрушитель, гном) и лестницу. «Вся наша жизнь немного сказка и все мы в ней немного волшебники. Далеко-далеко в сказочной стране Фантазии, жил один волшебник, и он умел творить. Творить радугу и радость, солнце и улыбки, облака и мечты.… Но, однажды он столкнулся с обратной стороной – пришел Волшебник - разрушитель и предложил померяться силами. Долго длился их спор и в какой-то момент Волшебник-творец почувствовал слабость, неуверенность, грусть… Смеялся Волшебник-разрушитель, а Волшебник-творец уменьшался на глазах пока не превратился в мелкого гнома. Стало гному совсем страшно. Все казалось огромным и пугающим. Он лишился способности творить. Был лишь один выход. Подняться по огромной лестнице, ведущей к солнцу, набраться там сил, энергии и вновь стать творцом. Каждая ступенька лестницы – испытание. Подошел гном к лестнице и ужаснулся – такой огромной она ему показалась»
Цель: визуализация страха животного и его проработка. Инструментарий: пластилин, рисунки главных героев (гном, лестница, рисунок символизирующий страх животных). Ход: Читая сказку, психолог предлагает из пластилина слепить свой страх, а потом сделать его смешным. «Вот и первая ступень. Гном очень долго пытался на нее взобраться и наконец, у него получилось. И вдруг сотни огромных жуков, пауков, змей, мышей и прочих гадов сбежались вокруг…» Кого бы увидели вы в первую очередь? Кто пугает вас больше всех из живых существ? Слепите свой страх. «Гном в ужасе стоял и не мог сдвинуться с места от страха. И вдруг он в истерике начал громко смеяться. Все гады вдруг опешили, остановились. Гном понял, что смех – это то, что нужно. Он начал смеяться все больше, сильнее. Все жуки-пауки испугались, змеи, мыши и прочие разбежались» Попробуйте и вы из своего страха сделать что-то смешное. Может, вы что-то приклеите или наоборот уберете из своего творения, так чтобы оно оставалось собой, но было менее страшным, а больше смешным.
Цель: воплощение страха громких звуков в игровой, приятной форме их проработка и снятие эмоционального напряжения в ходе релаксации. Инструментарий: воздушные шары, иголки, рисунки главных героев (гном, лестница, молния и дождь). Ход: Читая сказку, психолог предлагает лопнуть шары «пугая громкие звуки» и релаксационное упражнение – стучать пальцами имитируя капли дождя по телу партнера. «Вот и 2-я ступень. Как не странно она была уже меньше и гном смог взобраться на нее гораздо быстрее. Но, что тут случилось! Гром, молния, реки воды!» Давайте встанем и представим эту непогоду. (Психолог разбрасывает воздушные шары). Испугаем грозу, лопнем шары. Но как нам справится с сильным дождем? Предлагаю стать в пары. 1-й человек закрывает глаза, второй изображает капли дождя по телу партнера (исключая лицо, грудь и паховую зону). Сначала изобразите сильный ливень, потом затяжной дождь, потом мелкую моросячку, потом легкие капельки. Когда закончите, поменяйтесь. Спасибо всем. Гром и дождь оказались совсем не страшными. Мы легко с ними справились, и думаю, даже получили удовольствие.
Цель: визуализация страха и его проработка. Инструментарий: листы бумаги (1/2 или ¼ А4), ножницы, карандаши, фломастеры, клей, журналы, цветная бумага, конфеты, мешок для «страхов», рисунки главных героев (гном, лестница, сказочные персонажи). Ход: психолог рассказывает сказку, позже предлагает создать свой страх. «Впереди виднеется новая ступень. Она еще более легкая, чем предыдущая. Но со всех сторон слетелись привидения, страшные сказочные герои, герои фильмов и мультфильмов. Они все пугают гнома» Психолог предлагает нарисовать свой страх сказочного героя (героя фильмов, вымышленного существа), можно вырезать его силуэт, приклеить клеем какие-то детали из журнала или из цветной бумаги. После того когда страхи изготовлены предлагается продать свой страх на «ярмарке». Для этого подумать: Какая польза от этого страха? Какому человеку он может пригодиться и для чего? Кому вообще важно иметь такой страх? Придумать рекламу своему страху, кому он может пригодиться. Психолог «покупает страхи» и складывает их в мешок, платя за «страх» конфетой.
Цель: высмеивание страха темноты. Инструментарий: мяч, рисунки главных героев (гном, лестница, темнота). Ход: психолог рассказывает сказку, позже предлагает придумать страшилку, передавая по кругу друг другу мяч. «Вот и еще одна ступень. Она с легкостью покоряется гному. Он стал уже намного сильнее и увереннее в себе. Но, что случилось. Вдруг стало совсем темно. А гном совсем один, такой слабый, такой беззащитный…» Предлагаю стать в круг, передавая друг другу мяч, придумывайте страшилку. Каждый добавляет по предложению. Сказка должна нагромоздить так много страшного, чтобы это страшное превратилось в смешное. Психолог начинает: «Однажды в темном, темном городе….» и передает мяч. Историю нужно заканчивать смешно.
Цель: снятие напряжения, наполнение новыми силами. Ход: психолог рассказывает сказку, проводит релаксацию. Инструментарий: рисунки главных героев (гном, лестница, солнце, зеркало). «И вот последняя ступень. Вот солнце.» Закройте глаза. Представьте, как сверху светит ласковое солнце, дует спокойный ветерок. Ветерок наполняет ваше тело свежестью, каждая клеточка дышит. Солнечный свет наполняет вас теплом и силой. Тепло и энергия течет от макушки по всей голове, лицу, по шее, плечам, по рукам, до самых кончиков пальцев. Вы наполнены теплом и силой. Вдохните глубоко этот свет. Ваша грудь наполняется светом, он растекается по животу, наполняет таз, тепло течет по ногам до кончиков пальцев. Вы чувствуете тепло и силу по всему телу. Вы наполнены. Дышите легко и спокойно. Ветер пробуждает вас своей свежестью, вдохните ее. Запомните эти ощущения. Когда будете готовы, медленно возвращайтесь назад. Предлагаю завершить нашу встречу, дослушайте, чем же закончилась наша сказка. «И гном уже не гном. На этой ступени стоит зеркало. Волшебник-творец заглянул в него и увидел там Волшебника-разрушителя. Волшебник-творец удивился: «Так ты это я? Ты часть меня?» Волшебник-разрушитель ответил: «Свет без тени не существует.» И после этих слов Волшебник стал целостным, он стал человеком. Ведь в человеке есть все – и доброта и злость, и радость и грусть, и страх и смелость, уныние и взлет… Все мы немного творцы, и немного разрушители. Приняв себя мы становимся сильнее.»
Цель: осознание смысла тренинга, его плюсов и минусов, обращение к своим чувствам, логическое завершение тренинга. Инструментарий: шляпа волшебника, вырезанные звезды из цветной бумаги с вопросами: чего ожидала от тренинга? Какие чувства и мысли посещали в ходе тренинга? С чем ухожу? Ход: психолог предлагает осознать свои чувства и мысли, которые посещали до тренинга, во время тренинга и после него. Всем большое спасибо за такую теплую и продуктивную встречу. Надеюсь, она была для вас полезна, и вы вынесли для себя много интересного и полезного. Прошу подумать, какие у вас были ожидания об этом тренинге, какие чувства и мысли вас посещали в ходе встречи и с чем вы уходите. Может еще захотите от себя добавить что-то. Как у любого уважающего себя Волшебника, у нашего тоже есть шляпа, не хватает на ней только звезд с вашими мыслями. Напишите все, что думаете, о нашей встрече и приклейте звезды на нашу замечательную шляпу. Литература:
3. Ромек В.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях / В.Г. Ромек, В.А. Конторович, Е.И. Крукович. – СПб.: Речь, 2004. - 256 с. 4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: Златоуст, 1998. – 352 с. 5. Вачков И.В. Развитие самосознания через психологическую сказку / И.В. Вачков. – М.: Академия, 2007. – 143 с. 6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: ООО «Речь», 2000. – 310с . 7. Международный образовательный сайт "Учебно-методический кабинет" [Электронный ресурс] / Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного возраста. – 2017. – Режим доступа : http://ped-kopilka.ru/blogs/schipicina-marina/igry-i-uprazhnenija-napravlenye-na-korekciyu-detskih-strahov.html – Дата доступа : 12.10.2016. 8. Наговицын А.Е. Типология сказки / А.Е. Наговицын, В.И. Пономарева. – М.: Генезис, 2011. – 336 с. 9. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников / Е.В. Белинская. – М.: Сфера, 2008. – 25с. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|