|
"Вам помог психолог или нет?"Автор статьи: Екатерина Добрынина
"А Вам помог психолог или не помог?" Этот вопрос я часто встречаю на форумах, в Инстаграм и иных пространствах сети, в кухонных разговорах знакомых и обрывках фраз, случайно услышанных в аэропорту или транспорте. Психология и психотерапия в ее практической форме - это все еще что-то новое для России и стран СНГ, что-то непонятное и сомнительное - для многих. Это досадно, и говорит о все еще низкой психологической просвещенности, и это представление, увы, нередко мешает повысить качество жизни тогда, когда психотерапия более, чем способна на это. Но есть и другая сторона вопроса и другое представление, которое кажется безобидным, но таит в себе не меньше подвохов. Это представление связано с "помощью психолога" и выражается обычно в том, что Психолог Должен Помочь. Непременно и обязательно. Вне зависимости от того, что делает клиент и что извлекает из работы с терапевтом. Есть целая категория клиентов, которые говорят своим знакомым и друзьям, что они ходят к психологу. Некоторые даже пишут об этом опыте в своих блогах. Но загвоздка в том, что они ждут, что им помогут. Уже в самой форме этого глагола содержится смысл пассивности клиента. Помощь при этом заключается в волшебстве ("Я жду чуда, я похожу к Вам и все изменится!") или в готовых советах ("Вы мне просто скажите, что мне делать, я все это повторю, и все изменится!"). Очень часто лицом к лицу с такими ситуациями оказываются начинающие психотерапевты и консультанты, опыт которых вкупе с жаждой практики мешает вовремя увидеть эти бесполезные, если не сказать - деструктивные, ожидания и перенаправить работу в иное русло. В начале своего пути в качестве психотерапевта я не была исключением, хотя, к счастью, это продлилось не слишком долго. Психолог-консультант, психотерапевт - это не маг и волшебник, не кладезь готовых советов и решений на все случаи жизни. Мы не осуществляем привороты и отвороты, не можем заставить начальника нашего клиента срываться на него, не можем заставить бывшего (или нынешнего) мужа соответствовать ожиданиям клиента. Наша помощь заключается в том, что мы обладаем знаниями и набором техник, позволяющих прочувствовать, отреагировать и осознать глубоко запрятанные чувства, усложняющие ему жизнь, покрутить ситуацию клиента в разных плоскостях, помочь увидеть ее в различных ракурсах и помочь прийти к нужному и максимально подходящему для клиента решению. Но не сделать все за него. Когда клиент впервые садится в кресло напротив меня, я всегда начинаю с того, что моя задача - быть инструментом для продвижения на пути к позитивным изменениям, мои функции состоят в помощи в работе над собой. Никто не обещает, что эта работа будет легкой. Как правило, это тяжелый труд, который лишь начинается в моем кабинете или в рамках онлайн-сессии, но продолжается постоянно вне этих пределов. Я знаю, что на вопрос "Помог ли Вам психолог, и стоит ли идти и тратить на это деньги?" положительно отвечают те, кто был готов к переменам или хотел их, кто трудился ради этих перемен, кто знает, что такое откаты назад, кто научился рефлексии. Я знаю, что эти люди никогда не пожалеют об этом опыте и о потраченном времени. И я знаю также, что об этом неизбежно говорят со скепсисом те, кто переступает порог кабинета в надежде на легкий путь и готовые ответы, как в "решебнике" по алгебре для 7 класса. Они могут "ходить" бесконечно, гордиться будто бы работой над собой, а потом говорить, что им "не помогли". Или же они просто предпочитают оставить свою жизнь без изменений - как правило, осознанно. Что же, каждый делает свой выбор. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|