часто на это жалуются мне клиенты. "Как мне стать более спокойной" звучит их психологический запрос. Раздражаются на мужа, родителей, свекровь, детей, коллег по работе и т.п. Ситуации у всех разные, а вот механизмы, "включающие" раздражительность одинаковые. Опираясь на свой опыт работы с подобными явлениями, я выделил несколько основных причин раздражительности. Осознав причину, можно предпринять какие нибудь действия, для изменения состояния. В этой статье я опишу две основные причины раздражительности.
Причина №1. Избегание конфликтов, сдерживание злости, в моменты, когда нарушаются психологические границы индивида. Накапливание злости. Проще говоря индивид систематически находится в ситуации, когда кем-то нарушаются его психологические границы. Ежедневно на них кто-то посягает, стараясь навязать нам свои интересы и желания. Естественное чувство, возникающее, когда наши границы нарушаются или нам что то не нравится - это злость. Из-за страха разрушить отношения, индивид терпит посягательства на границы, сдерживая злость. Злость накапливается и начинает расплескиваться, как вода из переполненного сосуда. Мы становимся раздражительными и срываемся на всех кто попадется. Иногда сдерживаться уже нет сил и в этот момент может возникнуть истерика и приступы гнева. Накапливая злость, мы разрушаем себя изнутри. Из-за этого возникают психосоматические симптомы, такие как головная боль, повышение артериального давления и т.п. Решение. Не избегать конфликтов, отстаивать свои интересы, своевременно, экологично и аргументированно преъявлять свою злость оппоненту. То есть объяснить причину своей злости оппоненту (за что вы злитесь) и предъевление своих требований, желаний в связи с этим. Например: "Я злюсь на тебя потому(выражение злости), что я тебя просила починить кран две недели назад, и ты обещал мне сделать это в течении 5 дней, в итоге кран до сих пор не починен (причина злости). Из-за того, что кран не починен, я не могу пользоваться горячей водой, поэтому приходиться мыться холодной, а из-за этого я болею (аргументация). Почини пожалуйста кран сегодня (желание)". Очень важно сказать что вы злитесь, привести аргументы и в итоге сказать о своем желании.
Причина №2. Фрустрация своих потребностей, желаний и интересов. Обременяя себя непомерным количеством дел, забот и хлопот, в попытке все успеть, часто мы забываем про свои желания, интересы и увлечения, которые приносят нам радость и позитивные эмоции. В жизни им просто нет места. На нас давит окружение и социальные установки. Надо во что-бы то ни стало соответствовать ожиданиям окружающих. А иначе ты можешь быть отвергнут. Ты должна быть заботливой матерью, примерной женой, ответственным сотрудником и т.п. Стремясь соответствовать ожиданиям ты забываешь про свои интересы, которые наполняют твою жизнь смыслом и радостью. И конечно же в такой атмосфере появляется раздражение. Решение. Поиск своего внутреннего жизненного ритма, поиск своих ценностей, нахождение гармоничного внутреннего баланса и вырабатывание в себе способности поддерживать этот баланс. Иногда приходиться возвращать клиента в прошлое, чтобы найти там заброшенные и забытые интересы, увлечения, хобби. Или искать поле интереса здесь и сейчас, побуждая клиента к творческой активности. Если вы чувствуете раздражение, связанное с вышеописанными причинами, рекомендую вам не затягивать, и не ждать пока само по себе все рассосется, а начинать принимать меры. Делать паузы, искать источники вашей радости и позитива, восстанавливать душевный баланс. А если не получается справляться самостоятельно, то обращаться за психологической помощью.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.