Беспредметная тоска: источники, распространенность, преодоление

Мой путь один, всего один, ребята,

- Мне выбора, по счастью, не дано.

В. Высоцкий

 

Беспредметная тоска источники распространенность преодоление

 

Тоска в психологических исследованиях главным образом связана с потерей или расставанием с объектом привязанности. В качестве объекта привязанности может быть человек (мать, родители, кормилица, сексуальный партнер) или место (место рождения, родная страна и т.д.). Данный вид страдания похож на те, которые в науке принято называть потребностными состояниями. Ясно, что это тоска по Первому  типу (восприятийному, подробнее в статьях «Ключ» и «Два чувства»). Тоска - очень сильное потребностное состояние, вызывающее значительное страдание. Возникает тогда вопрос о потребностных состояниях по Второму типу (мышленческому), как интенсивных, так и малозаметных. Что это за состояния? Как их можно описать? Как они представлены в науке и культуре? Скорее всего, данные потребностные состояния также названы тоской («руки истосковались по работе»).

Главные вопросы для освещения в этой связи:

Кому свойственен данный вид тоски, кто его испытывает, все или не все?

Как она проявляется, каковы ее последствия?

Логично предположить, что чем менее развита Вторая психика (мышление и сопровождающие его побуждения, статьи «Ключ» и «Два чувства»), тем менее она склонна к образованию своих потребностных состояний. По всей видимости, как и совесть (подробнее в статье «Стыдить или вызывать угрызения совести»), Второй вид тоски становится действующей силой не у всех. Связан он может быть, например, с лишением возможности заниматься наиболее значимыми для человека делами, т.е. теми делами, которые склонны вызывать Вторые полюсные переживания (ВПП). Это означает, что если у человека нет оснований для ВПП или просто очень интенсивных Вторых положительных переживаний, то Второй вид тоски как интенсивного и действенного состояния ему не свойственен. Дела, не вызывающие ВПП, легко замещаются другими значимыми делами. Серьезных оснований для переживания потери в этом случае не возникает. Дела, связанные с ВПП, по-видимому, невозможно заменить другими значимыми делами, возникает основание для тоски по Второму типу.

Тоска по Второму типу – вещь наиболee жуткая, которую можно только представить для человеческой психики. Фактически это потеря смысла жизни. ВПП - это сокровище, которое для жизни человека имеет абсолютную цену. Для того чтобы получить шанс на обладание им, нужно потратить жизнь. Все наиболее важные события жизни – это ступени к нему. Он захватывает все аспекты человеческой жизни, придает ценность любой мелочи. Если же он изымается – тускнет все. Все, что сопровождает жизнь человека, умножалось ценой, которая приходила от вещи, связанной с ВПП. Без этой вещи уходит и вся цена, ею привносимая. Это потеря, не восполняемая ничем. Для осуществления вещи, сопровождаемой ВПП, нужен высокий уровень развития личности. Если же дорога к осуществлению этой вещи перекрывается, необходимость в столь высоком уровне личностного развития отпадает. Повышается вероятность ослабления личности.

Далее возникает вопрос о соответствии уровня развития личности и уровня значимости тех дел, которые данный человек выполняет. В случае превосходства дел – страдают дела. В случае превосходства личности появляется основание для возникновения тоски по Второму типу. Чем больше это расхождение, тем больше вероятность тоски и тем она сильнее в случае возникновения. Это типичная ситуация для многих людей, которые, будучи достаточно развитыми личностями, выбрали специальность не по способностям или по тем или иным основаниям не могут заниматься своим профессиональным трудом.

Возникает еще и такой вопрос. А возможна ли Вторая тоска при неразвитой личности? В случае совести получалось, что совесть появляется и исчезает одновременно с личностью. По аналогии и со Второй тоскою должно быть то же самое. Это означает, что тоска как потребностное состояние может быть двигателем, когда личность уже есть. Если же личности нет, Вторая тоска не узнается как направленное потребностное состояние, имеющее свой собственный особый предмет, и стимулом к развитию личности быть не может. Иными словами, неразвитая личность не соскучится по работе, не будет страдать от безделья. Духовный голод не узнается человеком, не распробовавшим духовную пищу. Интенсивного и легко узнаваемого состояния дискомфорта, страдания, болезненности на почве отсутствия общественно ценной деятельности у неразвитой личности не возникает. Поэтому невозможно в развитии личности полагаться на данное потребностное состояние. Оно игнорируется. Таким образом, невозможен мотивационный механизм по типу прямого удовлетворения потребности. Такую потребность неразвитая личность не узнает и удовлетворить не может. То есть развитая личность – это личность, способная узнавать потребность в развитии и творчестве. Мотивационный механизм развития личности возможен только на основе систематического действия пяти факторов. Отчасти этот вопрос обсуждается в статье «Пять сил положительного влияния на ребенка» (планирую этому вопросу посвятить более подробную статью). То есть человек, в силу устройства своей психики, склонен сопротивляться развитию на начальных стадиях. Чем больше развивается личность, тем менее она склонна этому сопротивляться. На каком-то этапе она перестает сопротивляться развитию, но, наоборот, начинает к нему стремиться сама.

Важным в данном контексте является вопрос об эмоциональном благополучии человека со слабым развитием Второй психики. Какова степень комфорта в целом у личностно неразвитого человека? Каким образом он пытается достичь эмоционального благополучия? Что происходит в эмоциональной сфере человека при отсутствии мощных Вторых переживаний? При слабой Второй психике в современном обществе мы находим неизбежной тенденцию к невротизации. И чем слабее Вторая психика, тем более выражена эта тенденция. Почему происходит невротизация? Дело в том, что в окружающем мире нет беспрерывного потока сильных положительных стимулов, вызывающих интенсивную положительную реакцию Первой психики. Мир, в котором живет человек (проходит жизнедеятельность человека), устроен так, что Первая психика не способна с ним справиться. Ее ресурсов не хватает для того, чтобы жить в положительном эмоциональном фоне.

Возникает и философская проблема жизнеспособности современного общества - проблема жизнедеятельности Первого человека в мире, созданном Второй психикой. Главный конфликт современного человека – служба Второй психики на посылках у Первой. Более развитый и совершенный подчиняется более примитивному. Первая психика активно использует то, к созданию чего не причастна. Господство Первой психики при возможностях Второй, близких к нулю, как это наблюдается у всех млекопитающих, кроме человека, ничем существенным не угрожает ни какому-то конкретному виду, ни в целом жизни на Земле. Но господство Первой психики в мире, полностью созданном Второй психикой, угрожает человеку как виду самоуничтожением. Чем более активно развивается мир, созданный Второй психикой, тем большую опасность представляет собой верховодство Первой психики.

Путь эмоционального благополучия по Первому типу - подавление окружающих, подчинение их, беспрепятственное пользование неограниченным количеством благ. Это путь старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. Какова вероятность успеха на этом пути? Это зыбкое и весьма условное единство на фоне бесчисленных противоречий, заложенных самой логикой активности Первой психики, предназначенной для жизни в Первом мире - мире овладения привлекательными объектами.

Главный конфликт, в который попадает Первая психика и который делает невозможным «счастье» по Первому типу, - это ее непредназначенность для жизни в обществе. В обществе Первая психика не способна успешно решать задачи жизнедеятельности и потому не получает положительные переживания, а получает отрицательные как реакция на неуспех. Слабость Первой психики перед задачами жизнедеятельности в обществе есть главная причина неизбежной невротизации личности - постоянного накапливания отрицательных эмоций, невозможности избавления от них.

Негативный эмоциональный фон, происходящий от Первой психики, образуется неизбежно. Это Первые отрицательные переживания. В зависимости от индивидуальных особенностей они могут приобретать различную форму (острые субдепрессивные состояния, раздражительность и т.д.). Это может быть и тоска по Первому типу, или Первая тоска. Разрыв между возможностями Первой психики и сложностью мира делает страдания и негативные эмоциональные состояния неизбежными. Главная сложность исходит от общества, от необходимости выполнять его требования в своей жизнедеятельности.

Ситуация осложняется еще одним серьезным обстоятельством. По большому счету, с той сложностью, которую несет в себе жизнь в современном (Первом) обществе, не справляется и Вторая психика. Следовательно, негатив идет и от нее. То есть даже с развитием Второй психики и переходом личности на Второй этап развития преодолеть негативный эмоциональный фон не удается. Почему? Что означают слова «Вторая психика не в состоянии освоить жизнь в обществе»? Почему не хватает ее ресурсов? Дело в том, что человеку нужна эмоциональная опора, поддержка. Он не может на протяжении всей жизни быть один. А такой опоры, которая нужна Второй психике, в Первом обществе нет. Это еще один источник тоски по Второму типу. Объект этой тоски - «зрячее» общество и «зрячее» окружение. Вторая психика вынуждена его искать, а искать его бессмысленно, его нет. Не может человек в одиночку прийти к счастью. Нет у него таких ресурсов.

Еще одна проблема в том, что при доминировании Первой психики в современном обществе Вторая психика практически с неизбежностью развивается достаточно интенсивно. При всем том, что в реальном поведении преобладают Первые побуждения, Вторая психика так или иначе сопровождает эту активность и в какой-то степени дает всему этому свою оценку, которая постоянно недобирает интенсивности положительных переживаний. Этот эмоциональный фон создает ощущение недостачи чего-то, ненаполненности, т.е. пустоты. Ощущение недостачи - это потребностное состояние. Оно, возможно, не настолько выражено, чтобы его назвать тоской, но оно тоже способно вносить определенную долю негатива в ощущение степени своего эмоционального благополучия.

Исходя из общей схемы психики, рассматриваемой в статьях, размещенных ранее («Ключ», «Два чувства» и др.), и главного закона психической жизни - стремление к тому, что вызывает положительные переживания, и уход от того, что вызывает отрицательные переживания, - можно представить себе, как будет выглядеть потребностная сфера человека. Она состоит из трех блоков: потребности, создаваемые организмом; потребности, создаваемые Первой психикой; и потребности, создаваемые Второй психикой. Исходя из последовательности их появления в эволюции, им можно дать соответствующие имена.

Первичные потребности (потребности, созданные организмом, физиологическими изменениями в нем) - сон, тепло, питье, еда, сексуальная потребность, экономия сил и др.

Вторичные потребности (положительный эмоциональный фон по Первому типу) - безопасность, новые впечатления, созерцание привлекательных объектов (красота), общение, принятие окружением, высокий статус в сообществе. В данную группу входят также потребности во внимании противоположного пола, потребность в зрелищах, в развлечениях, в играх, в обладании объектами привязанности или близости к ним, потребность в замыкании привязанности, особенно в младенчестве и детстве.

Потребности, создаваемые Второй психикой, - третичные. Третичные потребности - самореализация, оценка заслуг со стороны общества, взаимодействие с личностно высокоразвитыми людьми. Потребность в полноте, осмысленности, содержательности происходящих вокруг событий. Главные третичные потребности - профессия по способностям, творчество, Второй человек как половой партнер, Второе общество.

Таким образом, три уровня потребностей человека таковы:

1) Потребность в целостности и сохранности организма, полноценном его функционировании.

2) Потребности в положительном эмоциональном фоне Первой психики и ее интенсивных положительных переживаниях.

3) Потребности в положительном эмоциональном фоне Второй психики и ее интенсивных положительных переживаниях.

Самые яркие потребности - первичные. Вторичные менее яркие, но тоже весьма ощутимы. Третичные потребности являются для человека наименее приметными. Их зов в значительной степени приглушается процессами актуализации и удовлетворения первичных и вторичных потребностей. Однако так или иначе они актуализируются и дают свою порцию негатива в общий строй переживаний. Ощущение неудовлетворенных потребностей возникает. Однако предметы этих потребностей не узнаются. Причиной является отсутствие возможностей у отдельного человека их обнаруживать. Ресурсы отдельного человека слишком малы, чтобы находить предметы данных потребностей и овладевать ими. Обеспечить их удовлетворение по силам только обществу. Только общество может создать схему их удовлетворения и обеспечить ее соответствующими условиями.

Первая тоска связана с объектами, способными вызывать Первые полюсные переживания. По аналогии Вторая тоска как интенсивное и узнаваемое потребностное состояние может быть вызвана лишением возможности взаимодействия с объектом или предметом ВПП - делами и людьми, вызывающими ВПП. И возникать она может только на Втором этапе личностного развития. При слабом личностном развитии третичные потребностные состояния выражены заметно менее интенсивно.

Они заглушаются более яркими первичными и вторичными потребностями. В силу своей малой яркости и отсутствия в обществе культуры их узнавания, они практически не привлекают к себе внимания. По-видимому, их нельзя в полной мере назвать Второй тоской. Если попробовать найти им аналоги Первых переживаний, то это больше похоже на скуку по интенсивности. В качестве названия для данных потребностных состояний можно использовать понятие предтоски по Второму типу.

От уровня личности зависит сила и знак переживаний. Одна и та же работа у разных личностно людей вызывает неодинаковые переживания. Чем больше зазор между уровнем личности и значимостью выполняемой ею деятельности, тем сильнее негативная реакция Второй психики. Фактически это и есть тоска.

При удовлетворении любой потребности и наличии вариантов в ее предметах выбирается лучшее, то, что сопровождается как можно более интенсивными положительными переживаниями, желательно полюсными. Но что выбирается? Предметы быта, движимое и недвижимое имущество – все это хотя и способно существенно повлиять на общий эмоциональный фон, не может обеспечить человека полюсными переживаниями. Человеку нужен максимум. Он нуждается в этом. Любое отставание от максимума начинает вызывать ту или иную степень негатива. Чем ближе человек находится к максимуму, тем меньше возникает негатива, но он возникает неизбежно. Чем дальше человек находится от максимума, тем негатива больше.

Следовательно, полное избавление от негатива - это точка максимума. Остается вопрос: что есть максимум? И этот вопрос в контексте данного исследования не выглядит столь уж сложным. Гораздо более сложным является вопрос о главном источнике негатива. И ответ на этот вопрос найден. Главный источник негатива – отсутствие максимума.

Итак, потребность в максимуме. Максимума может быть два: Первое полюсное переживание (ППП) и Второе полюсное переживание. С чем связаны оба максимума, было рассмотрено ранее в статьях «Ключ» и «Два чувства». Здесь нам нужно рассмотреть максимум как генерализованное общее чувство.

Рассмотрим жизнь Первого полюсного переживания как общего генерализованного чувства максимума. Оно может возникать в каком угодно возрасте (почти в любом), и теоретически можно предположить, что оно может быть достаточно длительным, вплоть до срока всей жизни. Какие могут быть варианты в этом случае, исходя из сопровождения различного уровня развития Второй психики. Нам достаточно показать три наиболее ярких варианта: сильная Вторая психика, слабая Вторая психика и средняя Вторая психика (высокий, средний и низкий уровни развития Второй психики).

Начнем со слабой Второй психики. Какую логику функционирования максимума можно ожидать? Слабая Вторая психика в условиях жизни в обществе способна решать лишь самые простые задачи. В то же время совместная жизнь мужчины и женщины предполагает организацию взаимодействия и взаимоотношений с ним. Если представить себе, что слабую личность может выбрать сильная (в современном мире это вполне вероятная история), то сильная проблемы взаимоотношений долгое время может брать на себя, а сама, испытывая негативные эмоции от взаимодействия со слабым партнером, последнего может защищать от негатива. Неся негатив окружающим, слабая личность сильную будет отталкивать, а со стороны сильной вызывать ответный негатив. В любом случае максимум будет невозможен. Либо к нему будет примешан постоянный поток негатива (союз со слабой личностью), и тогда это уже будет неполноценный максимум. Вероятность разрушения такого максимума и разрыва отношений тоже велика. Сильный при союзе со слабым долгое время будет уберегать слабого от негатива, но сам, пресыщаясь негативом, от первого также в конце концов либо уйдет, либо невротизируется, возвращая поток негатива слабому.

Союз средних личностей более защищен от негатива. Однако во взаимоотношениях он не может не нести негатива партнерам. Минимизировать поток негатива во взаимоотношениях по силам только двум людям с высоким уровнем развития личности, и то при условии, если они оба устремлены в сферу развития себя не только как специалистов, но и в сферу развития себя как супругов, т.е. в сферу умения обеспечить комфортное взаимодействие, создать своим поведением состояние комфорта у супруга.

Взаимоотношения, совместная жизнедеятельность, равновесное участие в решении задач, стоящих перед семьей: быт, отдых, здоровье, воспитание детей и т.д. – все это сферы, требующие большого вклада Второй психики. Она – единственная сила, способная обеспечить максимум в сфере взаимоотношений.

Итак, мы столкнулись с ситуацией, когда новая психическая инстанция (Вторая психика), активно развиваясь и все более и более защищая человека от всевозможных проблем, создала новый мир, в котором прежние психические ресурсы (Первая психика) не могут создать максимума (в котором невозможна Первая модель максимума). Создавая максимум на протяжении длительного времени (когда человек не выделился из животного мира), Первая психика продолжала (и продолжает) «заказывать музыку» (представляет модель максимума), когда мир человека продолжал все более и более меняться и состояние максимума по этому типу становилось все менее и менее возможным, точнее, все более и более невозможным. Таким образом, создав новый мир, Вторая психика разрушила максимум. Главная потребность человека потеряла возможность быть удовлетворенной. Человек оказался в ситуации, когда главная потребность заведомо не может быть удовлетворенной ни при каких условиях. Вторая психика, создав новый мир, создала и новую глобальную проблему - проблему максимума в новом мире, проблему новой модели максимума. Каков он, этот максимум?

Как уже было сказано, самым трудным было – задать этот вопрос. Ответить на него значительно проще.

Брешь в максимуме появилась сразу. И человек, по-видимому, ощутил это и стал пытаться ее заделать. И какое-то время в той или иной степени все же, видимо, в значительной степени удавалось сохранять максимум. Максимум этот мог быть только Первого типа. Но Второй мир рос, вместе с ним росла брешь в максимуме. Заделывать ее становилось все труднее и труднее. В настоящее время эта брешь выросла до космических масштабов, и заделать ее вслепую уже невозможно. Функцию закрытия пробоины в максимуме взяла на себя религия. Почему религия не справляется с этой функцией – это отдельный вопрос. Он не является темой нашего исследования. У нас стоит вопрос не столько о том, почему мы не можем решить проблему максимума, сколько о том, что это за проблема и как она решается в принципе. Брешь в максимуме создала Вторая психика. Только ей по силам закрыть образовавшуюся пробоину. Именно Вторая психика, все ее процессы, и есть эта пустота. Именно ее ощущения постоянно дают сигнал отсутствия максимума, ее максимума (максимума по Второму типу). Соответственно, общий максимум есть главным образом максимум Второй психики – Второе полюсное переживание. Таким образом, во Втором полюсном переживании есть потребность. Но это только полдела. Все дело в том, что это главная потребность. Без ее удовлетворения невозможно общее генерализованное чувство максимума, насыщенности, удовлетворенности. Нет Второго полюсного переживания – есть чувство ненасыщаемого голода, от которого невозможно избавиться. Признаки пробуждения этой странной потребности дают о себе знать очень рано, еще в дошкольном возрасте, примерно к годам четырем. А уже к 10-12 годам они дают первую полномасштабную манифестацию, которая мерным непрекращающимся ропотом начинает требовать пищу, отвечая на все, что ей предлагается, одним коротким словом - нет, нет, нет, нет, нет. И этот шум будет продолжаться на протяжении всей оставшейся жизни, его ничем нельзя остановить.

Итак, Второе полюсное переживание – не прихоть, не блажь, не изыск, не сверхнеобходимое излишество, а потребность. Потребность, которой невозможно подсунуть муляж, суррогат, поделку, заменитель. Ей нужна ее пища, ее продукт, и свою пищу она примет и сообщит: да, сыта. Что это за продукт, где его найти?

Будем разбираться. Особенностью Второй психики является то, что при рождении она дана в неразвитом виде. То есть прежде, чем дать ей её пищу, ее еще нужно развить до той степени, когда она сможет эту пищу потреблять. То есть потреблять данную пищу может только личность, стоящая на Второй ступени развития (подробнее в статье «Развивающие личность эмоции»), а до того потребность будет проявляться, а её насыщение будет невозможно. Далее вопрос состоит в том, что нужно этой личности, чтобы она своей сверхчувствительной Второй психикой не испытывала никого негатива.

Некоторые важные вещи уже были перечислены выше – профессия по способностям и творчество в ней, Второй человек как половой партнер и Второе общество, способное принимать продукты творчества. Это немало. Одно лучше другого. Что из этого джентльменского набора реально для современного человека? Боюсь, что немногое. Не говоря уже о том, сколько нужно вложить, чтобы это реальное стало осуществленным. Действительно реальным для современного человека в данном списке является только один пункт - профессия по способностям. Даже такой, казалось бы, вполне близкий и доступный компонент, как выбор Второго человека в качестве полового партнера, и то для современного человека, по большому счету, оказывается нереальным. Какие препятствия на этом пути делают данный пункт для современного человека недостижимым? Главных препятствий два: редкость людей, стоящих на Второй ступени личностного развития, и общекультурная модель полового партнера, который должен вызвать не Второе, а Первое полюсное переживание. Это веками отшлифованная модель, которую делали лучшие из лучших мира сего. Никому не может прийти в голову, что эта модель является ложной. К этому следует добавить возраст человека, когда в современном обществе в нем можно ожидать появление Вторых полюсных переживаний – это 30-40 лет. Большинство браков к этому возрасту уже заключены. Вероятность того, что брак заключили оба человека, которые к 30-40 годам созреют до Второй ступени личностного развития, также мала. Теоретически, разумеется, можно ожидать, что такие браки есть. Но это уже не проценты. Это очень и очень штучные явления. И это уже нельзя назвать капиталом. Это как раз то количество, которое не делает никакой погоды. Это то, о чем можно сказать, что этого нет.

Говорить о Втором обществе уже не стоит. Здесь ничего объяснять не надо. Если нет Второго человека (1 % в данном случае все равно что 0%), то откуда может взяться Второе общество. В современном мире нет ни одного общества, которое может претендовать на то, что оно является Вторым.

Итак, мы разобрали три пункта, три абсолютно сложных пункта. Профессия по способностям – это очень сложно. Но здесь уже можно говорить о процентах. Если за Второго человека условно принять самоактуализирующуюся личность по А. Маслоу1, то, по его данным, их целый процент (по тесту САТ Э.Шострома среди людей с высшим образованием самоактуализантов насчитывается до 5-15%). В нашем случае, когда мы говорим о столь тонких материях, столь бесконечно сложных вещах, это уже приличный капитал, это уже залежи сокровищ. Не буду здесь останавливаться на том, насколько сложны эти три пункта и достижимы ли они практически. В данной статье важно ответить только на один вопрос: какие компоненты способны полностью закрыть образовавшуюся пробоину в максимуме? Были названы три компонента. Достаточно ли их? Ответ является отрицательным. Даже этих трех могущественных компонентов недостаточно, чтобы восстановить максимум. Будем искать оставшиеся. Начнем с самого сложного.

В данном случае мы вынуждены перейти в область сверхтонких материй. Здесь правомерен вопрос: не является ли это выходом за рамки фундаментальной научной психологии? Тут же возникает и ответ, который может быть сформулирован в форме вопроса. Каким образом предмет потребности человека может не интересовать научную психологию? Иными словами, никакого выхода за рамки фундаментальной научной психологии не предполагается, хотя разговор вынужден уйти в столь необычное направление.

Итак, четвертым компонентом, который необходим для удовлетворения потребности в максимуме является потребность в избавлении от смерти, или потребность в вечной жизни, или потребность в том, чтобы в мире присутствовал Господь Бог. Так как данная потребность при отсутствии Бога принципиально неудовлетворима, то, вероятно, правильная ее формулировка все же должна звучать как потребность в Его наличии. Данный компонент резко отличается от трех предыдущих, которые, впрочем, тоже в высшей степени необычны.

Из чего вытекает необходимость присутствия Творца в максимуме? Из принципиальной невыполнимости Главной задачи (подробнее в опубликованной ранее статье «Творчество: кому показано, кому противопоказано?»). Психика есть то, что защищает организм, что обеспечивает его целостность и сохранность. Вторая психика способна не только несопоставимо более эффективно защищать организм, но и показывать бессмысленность этой защиты. В этом ее главный парадокс. Первая психика обладает довольно скромными возможностями в адаптации. Но она не угрожает самой себе. Она не воспринимает информацию, которая была бы для нее самой настолько разрушительной, какой является информация о конечности жизненного пути для Второй психики.

Каким образом может быть восстановлен максимум, если мы исходим из необходимости присутствия данного компонента? Попытаемся найти и проанализировать возможные варианты. Их количество определяется как со стороны Создателя (наличие – отсутствие), так и со стороны человека – способность воспринять тот или иной факт. Рассмотрим все варианты по порядку.

Творца может не быть, и человек может быть способным увидеть этот факт, тогда потребность в максимуме не является удовлетворяемой в совершенном виде, а лишь в том или ином приближении к нему. Потеря, по-видимому, является ощутимой, и эмоциональный негатив от нее будет заметным.

Творца может не быть, но человек по ошибке сделает вывод о его наличии. В данном случае, вероятно, можно ожидать, что приближение к максимуму будет более значительным. Будет ли оно полным? Это трудный вопрос. Рано или поздно любые ошибки обнаруживаются. По-видимому, обнаружится и эта.

Творец может быть, но человек по ошибке может сделать вывод о его отсутствии. В этом случае максимум в полном виде также окажется недостижим.

Наконец, четвертый вариант. Творец есть, и человек убедился в том, что он есть, - максимум достижим в полном и безупречном виде.

В целом по всем четырем вариантам ситуация такова. Если за первичными и вторичными потребностями оставить 10%, а за третичными оставшиеся 90 %, то большая часть пространства максимума лежит на человеке. Он отвечает за наполнение этого пространства. На сегодняшний день все это пространство практически пустое. Если же человек сможет заполнить это пространство, то он окажется в несопоставимо иной ситуации по сравнению с той, в которой он находится сейчас. Что это за ситуация? Какие у нее отличительные признаки? Это чрезвычайно развитый в своих индивидуальных способностях человек. Это общество с высочайшей способностью к единству в восприятии мира и его адекватности. Это грандиозная мощь в адекватности и единстве восприятия окружающего мира. Столь громадная сила, вероятно, способна установить факт наличия или отсутствия Бога. Если это произойдет, останется только два варианта: первый или четвертый.

Исходя из общей логики активности психики, направленной на сохранение и защиту организма, вытекают еще две потребности, которые следует отнести к третичным: достижение Вторых полюсных переживаний в общении с собственными детьми; сознательная целенаправленная активность, направленная на сохранение своей жизни и своего личного здоровья. Ниже в трех таблицах излагаю все потребности человека, изложенных в данной статье. В скобках указана гипотетическая доля каждой группы в генерализованном чувстве общей удовлетворенности. Выше это чувство я назвал «максимум». В целом данная схема изрядно перекликается с представлениями об этой сфере А.Маслоу. Отличие состоит в том, что потребность в самореализации имеет весьма разветвленный вид, по сути состоит из 6 блоков или подгрупп. Что касается раздвоенности потребностной сферы человека, то у А.Маслоу она присутствует не менее заметно, чем в данной статье.

 

Таблица 1

Первичные потребности (5%)

Вторичные потребности (5%)

 

Потребности организма: пища, вода, отдых, сон, тепло, уют и др.

 

 

Безопасность: здоровью, телу, жизни, психике.

Привязанности: близкие, друзья, приятие и авторитет среди окружающих, родные места, домашние животные.

Зрелища: красота,  легкая музыка, мода, юмор, покупки, шоу, зрелищное эмоциональное кино, предметы и ситуации, вызывающие яркие, волнующие эмоции.

 

Третичные потребности

Таблица 2

15%

15%

15%

Детско-родительская самореализация.  Благодарность и внимание к родителям. Воспитание и развитие детей.

Супружеская самореализация. Навыки определения уровня личности окружающих.

Общественная самореализация, служение обществу. Встречное внимание общества и государства, оценка заслуг. Забота об инвалидах, их реабилитация.

15%

15%

15%

Профессиональная самореализация. Поиск и развитие своих способностей.

 

Забота о своем здоровье.

(оздоровительный спорт, правильное питание, отсутствие вредных привычек; закаливание; своевременное обращение за медицинской помощью).

Потребность в долгой жизни (в наличии Бога).

Таблица 3

Потребность в максимуме (100%)

Необходимость удовлетворения всех перечисленных потребностей.

 

Итак, потребность в максимуме требует колоссальных по своим вложениям продуктов, которые современный человек, по-видимому, может воспринять не иначе как только невыполнимые. Однако, если они все-таки будут выполнены, удовлетворению потребности в максимуме даже в этом случае будет не хватать еще одной детали, по меркам вышеназванных компонентов относительно небольшой. Речь идет о потребности в привязанности. Забыть о себе она не даст. Несколько сотен миллионов лет ее существования в биологическом мире и многие тысячелетия главного ориентира всей предшествующей человеческой культуры списать в одночасье со счетов не получится. Эта потребность будет требовать пищи. К тому же за ней останется важнейшая функция – обеспечение высокой интенсивности взаимодействия детей и родителей. Каким образом возможно удовлетворить данную потребность в сексуальной сфере без потерь для удовлетворения более важной для заполнения максимума альтернативной третичной потребности? Дать ей ее настоящую пищу нельзя. В этом случае начнет страдать потребность из третичной группы.

Выход здесь возможен следующий. Потребности в привязанности нужно дать почти то же самое, на что она сама и указывает, за одним небольшим исключением - отсутствием реального, непосредственного сексуального взаимодействия. Это взаимодействие переносится в воображение, в фантазии и живет там своей жизнью, сопровождаясь пониманием, что такое взаимодействие на почве Первого полюсного переживания возможно только в воображении. Только в этом случае потребность в максимуме не будет страдать ни в малейшей степени. Как только эта сфера выйдет из сферы фантазии и перейдет в реальность, все третичные потребности начнут терять пищу, максимум станет невозможным. Способ удовлетворения потребности в привязанности на сексуальной почве только через воображение по сути является муляжом. Разумеется, жизнь муляжа будет иметь индивидуальные форму и содержание. Однако есть необходимость присутствия данной сферы и в общекультурной жизни, которая задавала бы муляжу определенные правила, границы и т.д., чтобы не допускать его возможного разрушительного влияния на личность.

Завершая анализ потребностной сферы человека, подведу краткий итог. В данной статье я пытался выявить основные источники негатива современного человека. В результате анализа потребностного поля человека вышел на два таких источника. Первый из них связан с тенденцией к невротизации современного человека вследствие доминирования Первой психики. Для нее мир, в котором живет человек, слишком сложен. Она не справляется с задачами адаптации в нем, в результате чего образуется первый наиболее яркий и наиболее легко обнаруживаемый поток негатива. Второй источник значительно более сильный и значительно более трудный для обнаружения. Он связан с наличием у человека ряда специфических потребностей, которые имеют особый путь удовлетворения. Этот путь весьма труден и незнаком современному обществу в той степени, в какой этого достаточно, чтобы встать на него и получить доступ к удовлетворению данных потребностей. Все эти потребности мы назвали третичными. Кроме того, описана еще одна потребность, не относящаяся к определенному уровню, а носящая генерализованный характер. Она получила имя «потребность в максимуме», которая, в свою очередь, представляет собой генерализованное чувство, показывающее степень насыщения всех имеющихся потребностей. Неудовлетворенность третичных потребностей, является огромной пустотой в максимуме. Главным условием, дающим возможность удовлетворения третичных потребностей является развитая Вторая психика. Слабая Вторая психика делает удовлетворение третичных потребностей невозможным. Предметом третичных потребностей являются шесть главных составляющих: творчество; непосредственное взаимодействие с личностно высокоразвитыми людьми, прежде всего это касается полового партнера; в высокой степени развитое общество, способное принимать продукты творчества и наличие Бога, возможность взаимодействия с ним; общение, вызывающее Вторые полюсные переживания между всеми поколениями внутри семьи; забота о собственной жизни и здоровье. Для нейтрализации отрицательных влияний потребности в привязанности на почве сексуального влечения необходима культурно приемлемая, безопасная для развития личности форма муляжа – взаимодействия с объектом сексуальной привязанности в воображении, в фантазиях.

Тоска как следствие неудовлетворенности третичных потребностей в той или иной степени свойственна если не всем без исключения, то подавляющему большинству современных людей. Однако особенности ее актуализации не позволяют ее легко обнаруживать. Современный человек не знает, как удовлетворять третичные потребности, а их проявления пытается приглушить интенсивными Первыми положительными переживаниями, т.е. путем перенасыщения первичных и вторичных потребностей.

Литература

Маслоу А.Г. Мотивация и личность / Пер. с англ. A.M. Татлыбаевой; Вступ. статья H.H. Акулиной. СПб.: Евразия, 1999.



Просмотров: 366
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что делать, если у близкого человека есть признаки расстройства психики
  • Потребность в любви существует -она базовая потребность Человека Разумного.
  • У каждого человека столько денег, сколько он может впустить в свою жизнь на данном этапе
  • Базовые потребности: потребность во внимании
  • Человек может быть счастлив только в настоящем моменте
  • Возвращение к своей жизни (или Чему человека может научить кот)
  • Структура психики человека. Механизмы развития невротических расстройств
  • Инь-Ян — модель психики. О духовности. Душа или психика.
  • Теория развития психики. Краткое содержание 1 главы "Психика и ее лечение" Вейкко Тэхкэ
  • Потребности человека
  • Трансактный анализ: Потребности человека.
  • Системные потребности человека
  • Инстинкты и потребности человека. Часть 1.
  • Забота или Контроль? Потребность влиять на поступки другого человека
  • Почему они убиваю себя? Механизм психики, который может привести к детскому суициду
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Системно-иерархическая модель психики человека.
  • Что будет если любовницу сделать второй женой?
  • Что будет, если не развить у ребёнка эстетические потребности?
  • Гадкий утенок. Часть 2. «Поиск родственных душ» - естественная потребность человека.
  • Почему люди не обращаются за помощью к психологам, даже если есть острая потребность?
  • Ну не может быть убогим человек – творение Бога!
  • Действительно ли психика может влиять на выздоровление
  • Можно ли полюбить человека таким, какой он есть?
  • Постижение тёмной стороны личности в условиях благополучия цивилизованного бытия современного человека
  • Из истоков психики человека
  • Потребность в любви, как потребность быть счастливым
  • Цикл "Как жить?" Статья 2: Кто я? или Психологические потребности человека
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Раскол психики Человека Разумного



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь