|
Прекрасная мазохистка Санса СтаркАвтор статьи: Куликова Марина Геннадиевна
Мазохист – это прежде всего самоуничижительные установки. Я плохой, и все должно быть плохо. Причина формирования мазохистической динамики кроется в ранней встрече с насилием по отношению к себе. Это не обязательно пила, топор и гвозди. Вполне тривиальное: «я сказала доесть кашу, мне не важно, хочешь ты этого или нет», сказанное металлическим голосом, отлично подойдет. «Тебя здесь никто не спрашивал». «Твое мнение никого не волнует». «Твое самочувствие никому не важно». «Терпи до следующего угла (до конца поездки)». Перенесшие насилие девочки склонны становиться мазостическими, тогда как мальчики садистическими - противоположные полюса образуют одну и ту же динамику характеров с разной векторной направленностью на себя или от себя на другого. В раннем детстве у мазохистов формируется бессознательное желание мучить окружающих своей болью как способ коммуницирования с другим. Получить одобрение другого очень важно. Сдаться, для них значит потерпеть поражение. «Терпеть» и «поражение» часто ключевые слова в их речи. «Показать другому свои слезы – это слабость». С точки зрения юнгианских аналитиков мазохисты в покорности перед агрессором размещают свою «теневую сторону» поклонения и почитания. Для мазохистов характерно самоотречение во имя высокой цели. Махатма Ганди и Мать Тереза, несомненно, святые личности, в характерах которых нельзя отрицать мазохистическую динамику. Ведь они реальные люди, которым присущи черты характера. В терпении насилия, реализуется некая цель, оправдывающая страдание, например в сохранение семьи ради детей. Им характерно хроническое состояние тревоги, а ожидание наказания приносит облегчение в том, что время и место страдания выбрано самостоятельно, - в этом подтверждение своей власти. Внешне мазохисты производят впечатление высокомерных и даже презрительных. При этом они испытывают глубокое чувство обездоленности. Они недостойны, наполнены виной, отвергаемы и заслуживают наказания. Сами мазохисты, как правило, зависят от кого-то еще, не умеют заплатить за ЖКХ самостоятельно, теряют пенсионные удостоверения, важные свидетельства. Выглядит так, как будто они наслаждаются своим страданием. Они практически провоцируют на насилие и несчастье,- ну сколько же можно ныть? Мазохисты выставляют своего агрессора как неполноценного еще и тем, что морально превосходят его, не дают фактического отпора. Это непонятно остальным. Подчеркнуть и обозначить свои границы невозможно: внутренний ребенок сжался в позе эмбриона и замер.
Они так же, как и депрессивный тип, испытывают глубокую печаль и бессознательную вину. Другие присущие им их чувства -- гнев, огорчение и возмущение. Оба типа осознают себя как страдающие, но несправедливо. Это жертвы, неудачники и обладатели плохой кармы. Но депрессивные люди подчиняются своей судьбе, а мазохистические восстают, хотя довольно оригинально, поэтому в динамике мазохистов часто есть очень сильный гнев и агрессия, но они глубоко запрятаны. Агрессия может превращаться в ауто-агрессию и, как выход, в соматические расстройства, например в аллергию на все. Это похожие и разные типы как две сестры Санса и Арья Старк. Депрессивный тип тоже испытывает тревогу и, его травма - брошенность, покинутость. Чтобы заглушить эту тревогу депрессивному требуется помогать другим, так его тревога обнуляется. Чувство, что «я плохой и недостойный любви», успокаивается на время. Депрессивные могут испытывать экзистенциальную пустоту, им не на что опереться, это красиво показано на выборе Арьей бога Никто. Пытка Арьи в ее одиночестве. Помогая другим, Арья остается одинокой. Санса не может убежать от отношений, даже от невыносимых. Пытка Сансы в свадьбе с Рамси, он берет верх, а она побеждает морально, но отдает свою честь. Испытывает ли Санса стыд от того, что третий видит ее страдания? Вонючка, знающий ее с малых лет, оставлен Рамси в спальне наблюдать брачную ночь Сансы, фактически ее изнасилование. Но пытка позором или стыдом – это уже совсем другой конфликт. Это будет пытка Серсеи. Вина и стыд отличаются очень сильно. Вину можно искупить страданием (мазохист) или покаянием (депрессивный). В страдании есть Я и Другой, от которого постоянно требуется страдать. В покаянии тоже есть Я и Другой, которому оно приносится. Стыд же тупик одиночества. Внутренним жизненным драйвом Сансы становится моральная победа над другими плохими ценой своего собственного страдания. Первопричина - поиск чужого одобрения, вера в свою слабость, потребность увидеть слабость другого плохого. Внутренний конфликт, который пытается разрешить Санса - позволить себе быть сильной и желание остаться слабой одновременно. Ей бы надо перестать быть хорошей. Ведь хорошая, в ее понимании, это подчиняющаяся, страдающая и слабая. Проблема Сансы в том, что она притягивает вполне обычных людей, чтобы сделать из них плохих. Это почти удалось ей сделать с Арьей, собственной сестрой. Призрак Арьи, отбирающей власть Сансы над Северным Домом, почти стал реальностью. Санса, кажется, делала все, чтобы спровоцировать свою собственную сестру на бунт. Победит ли Санса судьбу? Очень вероятно, что ей встретится очередной негодяй, и вновь придется доказывать свою ценность через страдания в паре. Выход из страдания - обретение способности к действиям, ответственности за саму себя, внутренних границ и собственной хорошести, ценности, но не в глазах другого человека, а в своих. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|