|
Профессиональное самоопределение у детейАвтор статьи: Садриева Лилия Дуферовна
Профессиональное самоопределение ребёнка Вопрос кем быть? Кто я? Чего я хочу? Эти вопросы встают на пути у каждого человека в разные периоды жизни. С самого детства бдительные родители стараются отыскать в ребёнке сильные стороны, чтобы помочь ему с самоопределением. Родители водят ребёнка на разные кружки потом, возможно, занимаются с репетиторами и вот кульминационный момент надо определиться с последующим учебным заведением или местом работы. Счастлив тот, кто нашёл себя, учится с удовольствием, потом работает горячо, реализовывая свой потенциал, и вдвойне счастлив, если и труд достойно оплачивается. Увы не много таких… Сейчас школьная система таким образом устроена, что ребёнку надо достаточно рано определиться куда пойти учиться, после 9 класса в свои 15 лет ребёнок должен знать какие ОГЭ сдавать и случае если в школе не проходит в 10 класс, куда пойти учиться. В 15 лет, как правило, ребёнок ещё не созрел, чтобы сделать правильный выбор. Ещё недостаточно знает себя и знание о профессиях и отраслях не сформированы. И здесь родители в помощь, раньше вопросами профориентации занималась школа в системе УПК, сейчас тоже вопросы профориентации как-то решаются, но остро стоит вопрос финансирования, и система отстаёт от реальностей жизни. Как могут родители помочь ребёнку? С самого раннего детства родители должны быть рядом с ребёнком и следовать за ним. Как прекрасно, когда мы наблюдаем за ребёнком и наслаждаемся жизнью вместе с ним. Количество запретов должны быть минимальным, если говорим нет, то это «нет» выдерживаем до конца. Очень важно разрешать ребёнку проявлять свои чувства, разрешать плакать, злиться, радоваться, делать свой выбор. Ребёнок исследует себя и окружающий мир, формируются знания о себе, кто я, чего я хочу. Конечно адекватно реагируя на ситуации, не нарушая иерархии, родитель главный и он принимает решения. Если же мы не даём возможности ребёнку проявлять себя, не плачь, туда не беги, не трогай, не пачкайся, я лучше знаю, что тебе надо и т.д. Ребёнок может вырасти не включённым в жизнь, не знает, что хочет, что ему нужно, ему ничего не интересно и особо не нужно. В общем то родитель и дальше должен принимать решения за ребёнка и, соответственно, нести бремя ответственности за них. Ребёнок, которого принимают уверен в себе, он не боится хотеть, желать, мечтать и добиваться исполнения желаний. Потом он вырастает с чувством – всё возможно, у меня всё получится. Ребёнок растёт, в дошкольном возрасте у детей широкое распространение получают сюжетные игры, часть из них имеет профессионально ориентированный характер. Дети в игре присваивая себе роли продавцов, воспитателей, врачей и др. Важное значение имеют для дальнейшего профессионального самоопределения трудовые пробы - участие детей в домашних делах, наблюдение за трудом родителей. В этот ребёнок входит в социальные институты его начинаем водить на кружки, важно помнить о сенситивных периодах. Напоминаю: 5-7 лет период для развития художественных способностей, 7-9 лет развитие гимнастических и спортивных способностей, 10-12 лет математические способности и усвоение социальных ценностей, 12-15 лет к технике и развиваются технические способности. Школьное время очень долгое, за это время ребёнок проходит разные периоды, важно ребёнку ценить своё время и уметь структурировать его, а также брать ответственность за учёбу на себя. Когда приходит время выбора с учебным заведением с ребёнком необходимо разговаривать, проясняя что из себя представляют профессии, с чем потом ребёнок будет работать, что необходимо для того чтобы стать профессионалом. В это время у ребёнка может формироваться романтическое отношение к профессии, образующиеся под действием моды, СМИ, рекламы, окружения. Так учатся банковскому делу представляя себя банкиром на мешке денег. Родителям важно заземлять представления ребёнка делать их более осязаемыми. Профориентационная работа с ребёнком направлена на всесторонний анализ личности с целью выявления способностей, склонностей, мотивов как это соотносится с профессиональной деятельностью. В итоге важно наиболее эффективно использовать имеющийся потенциал человека и быть довольным своей жизнью. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|