|
Наблюдение функционирования феномена сознанияАвтор статьи: Скляренко Виктор Рамэссович
Введение. Зачем психологу нужно практическое наблюдение феномена сознания? Сознание – одно из ключевых понятий психологии. Именно это понятие лежит в основе рассмотрения практически всех других феноменов (явлений) психики, включая феномен бессознательного. Когда я учился, практически все феномены психики объяснялись преподавателями, как философские категории. Обычно вначале давалось определение понятия, а затем следовало обширное объяснение. Вот некоторые определения сознания: Созна́ние — состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих события. (Лекторский В.А.) Сознание - высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей деятельности. (Большой энциклопедический словарь, 2000 г.) Сознание - высшая, свойственная только людям и связанная со способностью объяснить мысли, функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека за счет рефлексии. (Спиркин А.) Связь этих определений и объяснений с практическим действием очень часто оставалась «за кадром». Связь между теорией и практикой, таким образом, оставалась под большим вопросом. Когда я сам начал преподавать – решил устранить этот разрыв между теорией и практикой. Здесь наверно нужно сделать отступление. Я работаю в общеобразовательной школе. Девять лет преподавал по совместительству разные предметы психологии в четырех ВУЗах студентам психологических специальностей. Периодически работаю со студентами, когда они приходят в школу на производственную практику. Во время практики понимание феномена сознания студенту-психологу необходимо для работы с проективными методиками психодиагностики. Эксперимент по наблюдению функционирования сознания На видное место в аудитории (часто на стол) ставлю табуретку или стул и даю следующую инструкцию: «Представьте себе, что академия наук сделала Вам заказ на статью для энциклопедии о табуретке. Вы хорошо знаете этот предмет с детства, пользуетесь этим предметом в жизни и сейчас видите этот предмет перед собой. Сделайте описание этого предмета так, чтобы человек, который не знаком с этим предметом и не видел его раньше, мог осознать, что это такое, для чего этот предмет предназначен, и как его можно применить в жизни. Время на написание статьи три минуты». Затем студенты зачитывают свои тексты по желанию. Если эксперимент происходит в аудитории с большим количеством студентов – обычно слушаем 5-6 человек. Если это студенты на практике – слушаем всех, их обычно много не бывает. После прослушивания текстов обращаю внимание студентов на следующие факты: После этого рассказываю о метафоре функционирования сознания по аналогии с фонарем, который освещает отдельные стороны и детали объекта. В процессе описания каждый человек воспринял и описал те особенности предмета, на которые он обратил внимание и сделал это в определенном порядке, придал им определенные интерпретации, связал наблюдаемое с определенными смыслами. В процессе беседы студенты делают анализ тех смыслов, которые легли в основу их текста. Кто-то обратил внимание на конструктивные особенности предмета, кто-то на его эстетические особенности, кто-то на прочность и материалы, кто-то на цвет и формы, кто-то на безопасность, кто-то на уровень комфортабельности. Различных смысловых тем может быть достаточно много, и они располагаются в описании в определенном порядке, имеют свою иерархию субъективной значимости для данного конкретного человека. Выводы из эксперимента по наблюдению функционирования сознания Важное следствие выводов из наблюдения функционирования сознания Из описанных выше выводов возникает очень интересный вопрос. Если индивидуальность осознания предмета определяется индивидуальностью смыслов – то, что определяет смыслы человека? Ответ на этот вопрос лежит за пределами сознания – в феномене бессознательного. Это предмет следующей статьи. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|