Наблюдение функционирования феномена сознания

Введение. Зачем психологу нужно практическое наблюдение феномена сознания?

Сознание – одно из ключевых понятий психологии. Именно это понятие лежит в основе рассмотрения практически всех других феноменов (явлений) психики, включая феномен бессознательного.

Наблюдение функционирования феномена сознания

Когда я учился, практически все феномены психики объяснялись преподавателями, как философские категории. Обычно вначале давалось определение понятия, а затем следовало обширное объяснение.

Вот некоторые определения сознания:

Созна́ние — состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих события. (Лекторский В.А.)
Сознание - высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей деятельности. (Большой энциклопедический словарь, 2000 г.)
Сознание - высшая, свойственная только людям и связанная со способностью объяснить мысли, функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека за счет рефлексии. (Спиркин А.)

Связь этих определений и объяснений с практическим действием очень часто оставалась «за кадром». Связь между теорией и практикой, таким образом, оставалась под большим вопросом. Когда я сам начал преподавать – решил устранить этот разрыв между теорией и практикой.

Здесь наверно нужно сделать отступление. Я работаю в общеобразовательной школе. Девять лет преподавал по совместительству разные предметы психологии в четырех ВУЗах студентам психологических специальностей. Периодически работаю со студентами, когда они приходят в школу на производственную практику. Во время практики понимание феномена сознания студенту-психологу необходимо для работы с проективными методиками психодиагностики.

Эксперимент по наблюдению функционирования сознания

На видное место в аудитории (часто на стол) ставлю табуретку или стул и даю следующую инструкцию: «Представьте себе, что академия наук сделала Вам заказ на статью для энциклопедии о табуретке. Вы хорошо знаете этот предмет с детства, пользуетесь этим предметом в жизни и сейчас видите этот предмет перед собой. Сделайте описание этого предмета так, чтобы человек, который не знаком с этим предметом и не видел его раньше, мог осознать, что это такое, для чего этот предмет предназначен, и как его можно применить в жизни. Время на написание статьи три минуты».

Затем студенты зачитывают свои тексты по желанию. Если эксперимент происходит в аудитории с большим количеством студентов – обычно слушаем 5-6 человек. Если это студенты на практике – слушаем всех, их обычно много не бывает.

После прослушивания текстов обращаю внимание студентов на следующие факты:

  • все они в этом эксперименте действуют сознательно, их деятельность факт работы сознания;
  • предмет, на который они смотрят - один и тот же;
  • при этом ни один текст не повторяется (бывают похожие тексты, но повторений нет).
  • После этого рассказываю о метафоре функционирования сознания по аналогии с фонарем, который освещает отдельные стороны и детали объекта. В процессе описания каждый человек воспринял и описал те особенности предмета, на которые он обратил внимание и сделал это в определенном порядке, придал им определенные интерпретации, связал наблюдаемое с определенными смыслами.

    В процессе беседы студенты делают анализ тех смыслов, которые легли в основу их текста. Кто-то обратил внимание на конструктивные особенности предмета, кто-то на его эстетические особенности, кто-то на прочность и материалы, кто-то на цвет и формы, кто-то на безопасность, кто-то на уровень комфортабельности. Различных смысловых тем может быть достаточно много, и они располагаются в описании в определенном порядке, имеют свою иерархию субъективной значимости для данного конкретного человека.

    Выводы из эксперимента по наблюдению функционирования сознания

  • сознание каждого конкретного человека функционирует индивидуальным образом;
  • сознание имеет интегративную функцию – связывает воспринимаемые (у-знаваемые) части наблюдаемого предмета в единую систему, таким образом, получается «со-знание»;
  • связи между воспринимаемыми частями предмета сознание осуществляет на основании присваиваемых этим частям смыслов (именно смыслы превращают описание предмета в целостную систему знания о предмете и осуществляют его «о-со-знание»);
  • индивидуальность осознания предмета определяется индивидуальностью смыслов данного конкретного человека.
  • Важное следствие выводов из наблюдения функционирования сознания

    Из описанных выше выводов возникает очень интересный вопрос.

    Если индивидуальность осознания предмета определяется индивидуальностью смыслов – то, что определяет смыслы человека?

    Ответ на этот вопрос лежит за пределами сознания – в феномене бессознательного. Это предмет следующей статьи.



    Просмотров: 338
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Наблюдение функционирования феномена бессознательного
  • Изменение предмета игры в динамике коррекционной работы с детьми от 4 до 7 лет
  • Психоанализ предназначен для тех, кто этого хочет, нуждается в этом и может его принять
  • Фундамент нашего мира – это не что иное, как отражение знаний о нём каждого конкретного человека
  • Апатия, усталость от жизни. Инструкция для тех, кто попал в это состояние и для тех, кто хочет помочь близким.
  • Почему не могу быть счастлива 8 марта? Для тех кто ссорится и плачет в этот день. Из жизни пациента
  • Для чего ты пришел в этот мир? Кто ты в этом мире?
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Счастьесознание – это сознание Человека счастья
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • СОЗНАНИЕ и реальность. Этапы и уровни развития сознания. Часть 1.
  • СОЗНАНИЕ и реальность. Этапы и уровни развития сознания. Часть 2.
  • СОЗНАНИЕ и реальность. Этапы и уровни развития сознания. Часть 3.
  • СОЗНАНИЕ и реальность. Этапы и уровни развития сознания. Часть 4.
  • СОЗНАНИЕ и реальность. Этапы и уровни развития сознания. Часть 5.
  • Статья для тех, кто чувствует что его жизнь - серая и скучная, и очень хочет новизны
  • Облака и уровни сознания человека.
  • Как объяснить человеку то, от чего его сознание защищается
  • Игрушки в жизни маленького человека: какие они выполняют функции и почему они так важны?
  • «Между Сциллой и Харибдой» – сохрани душу от Массового Сознания и Коллективного Бессознательного!
  • Почему мне нравится Групповой Анализ (очень коротко для тех, кто впервые сталкивается с этим методом)
  • 6 последствий родительских манипуляций для человека и его жизни
  • Постабортный синдром. Что это и кто виноват? А главное, как с этим можно (вы)жить?
  • Умереть, чтобы жить. Для всех кто болен раком и для тех, кто работает с такими людьми.
  • Вот что с нами происходит: не много о кризисах в жизни человека
  • Кто есть кто в психологии и с чем все это едят
  • Что происходит внутри человека, когда его отвергают?
  • Почему мы такие какие есть? Поток сознания, блоки сознания и наше развитие
  • Уровни сознания по Хокинсу или где вы сейчас и к чему это ведет
  • Безумие в представлении обыденного сознания. Проблема понимания феномена.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь