|
Счастьесознание – это сознание Человека счастьяАвтор статьи: Стрелкин Константин Иванович (Константин Эс)
…Мой покойный ныне дед Василий при жизни был ещё тот чудак! Пройдя войну, залечив раны, оформив инвалидность по причине тяжёлой контузии, полученной в боях на Курской дуге, он стал заниматься мирными делами – подлатал землянку, заложил сад, привёл в порядок огород. Восстановив в череде хлопот неспешного послевоенного быта здоровье, устроился на работу, в конце 50-х вступил в общество рыболовов и охотников, приобрёл ружьё, завёл собаку, в начале 6о-х купил мотоцикл «Ковровец» и примерно в те же годы на моих глазах сплёл рыболовную сеть, научив меня, тогда ещё мальчишку, работать челноком и полочкой («планкой»). Деревенской ребятне всегда было интересно рядом с ним! Дрессировка собаки по кличке Альпа всегда была целым аттракционом, за которым малышня следила заворожено, почти не дыша. А уж яблоки, которые в изобилии родились у деда в саду каждый год, были просто объедение, и было их много, а дед никогда не ограничивал нас в наших «набегах» на его урожай. Совместно с бабушкой они на своих шести сотках выращивали также крыжовник, смородину красную и чёрную, клубнику, вишню, тёрн – сказочная вкуснятина для неизбалованной скудными прилавками советских магазинов и скромными семейными бюджетами малышни! Ну и овощи – картошку, капусту, огурцы, помидоры, укроп, морковь, лук, перец – для всего этого тоже находилось место на участке. Дед находил время и читал книги по садоводству, охоте, рыболовству; была в его домашней библиотеке книга по пчеловодству и «Забавная библия» со смешными карикатурами, хотя в доме висели иконы; он любил слушать различные радиопередачи и задаваться непростыми вопросами как-то, например, таким: можно ли ярко осветить комнату всего одной свечой, если стены, пол и потолок комнаты сделать из зеркал, которые будут отражать свет этой свечи? А ещё у него был верстак в тесном чулане и целая мастерская в нём со всяким инструментами и немаленьким арсеналом всякой всячины для ухода за садом в виде лестницы, ножниц для стрижки веток, опрыскивателя, защитной маски от ядохимикатов, рукавиц, бечевок, проволоки и т.д. На своём мотоцикле дед ездил на охоту и рыбалку, баловал нас и дичью, и свежей речной рыбой, а на хозяйственно-бытовом уровне, приспособив к мотоциклу лемех, пробовал на «ковровце» даже вспахивать огород. Долгими же зимними выходными днями и будними вечерами, когда жизнь после лета и полной хлопот осени замирала, он при тусклой лампочке чулана что-то вытачивал, свинчивал, паял, подключал к электромотору, привинченному к стенке, обрабатывал напильником и упрямо заявлял, что он-таки всё равно сделает «вечный двигатель», который будет работать без электричества и без бензина… Сегодня я наверняка и абсолютно точно не знаю, что было первичным – его идеи и мечты, которые заставляли его успевать делать очень и очень многое (помимо вышеназванного, они с бабушкой ещё держали корову, коз, курей в ветхом сарайчике и каждое лето дед неделю-две посвящал сенокосу!), или же длинный перечень всякого рода дел, о которых дед думал, чтобы достичь результата, а, достигая его, добиваясь чего-то, придумывал что-то необычное и устремлялся к этому с новой энергией. Скорее всего, это всегда был некий устойчивый и своеобразный симбиоз из мыслей и дел, проросших друг в друга. В этом «симбиозе» всякий раз снова и снова вспыхивали, как я только что сказал, необычные задумки, и дед за них брался, а, взявшись и доводя до конца, загорался идеей усовершенствования того, что сделал, и выстраивал в сознании новый план и снова брался за дело! Его сознание представляется мне сегодня сознанием Обывателя, устремленного к интересным делам, полезной и желанной жизни. Вокруг каждого из нас, когда близко, когда не очень, но есть всякого рода повседневные дела, и каждый из нас, занимаясь ими, о них же и думает. Эти дела наши обусловлены самыми разными типами сознания (о типах сознания и личности см. мою статью «Тип личности и тип сознания: кто вы?»), а тип сознания, как мы уже обсуждали, в свою очередь, обуславливает самые различные типы личности, например, такие как человек-Преследователь, человек-Жертва, человек-Спасатель, человек-Разрушитель, человек-Созидатель; или - роли и соответствующее им поведение, например, - Родителя, Ребёнка, Взрослого и т.д. Если человек понимает взаимосвязь и взаимовлияние сознания и поведения (образа жизни), определяющие тип Личности, то ему гораздо проще, чем другим, обозначать свои «слабые» места, «отравляющие» жизнь, и ставить пред собой задачи по достижению интересующего полезного и желанного результата. Какой результат мне интересен? – У каждого он свой. Например, я хочу себе счастья! Я несчастный человек? Да нет, я – обыкновенный! Таких тысячи, десятки и сотни тысяч! Я – не уникален! Но мне мало быть обыкновенным! И мне мало того, что вокруг всё те же самые тысячи, десятки и сотни тысяч обыкновенных. Быть обыкновенным, значит не быть счастливым. Не быть счастливым, значит почти быть несчастным. Но…«Несчастные люди опасны!» - сказал Гёте. И я согласен с этим, потому что вижу, что это так и есть в действительности! Именно несчастные люди затевают и ведут войны, не спят сами и не дают мирно спать другим людям, кипят злобой, непримиримостью, крадут, завидуют, плетут интриги, хотя часто пытаются показать себя другими – решительными, воинственными, грозными или – умными, прагматичными, целеустремлёнными. Исправима ли моя ситуация – ситуация, в которой я хочу себе счастья? Если – да, то как мне исправить её? Нужно думать о счастье, о путях к нему; счастье важно строить сознательно и ответственно, также как мы по утрам чистим зубы и говорим «извините», если кого-то нечаянно толкаем в общественном транспорте или на улице. Чтобы счастье случилось, давайте о нём для начала хотя бы просто говорить, обсуждать его, сделаем главной темой каждого дня эту тему, а не сводки с фронта и не новости о происшествиях! Создадим не «фильтр» новостей, а другую их иерархию, выберем другие приоритеты. Здесь, в этом приоритете внимания, крошечное, слабое, но всё же начало движения к Счастьесознанию – сознанию Человека счастья! Человек счастья – это человек, для которого счастье - смысл и цель его жизни! Часто слышу то, что, увы, стало устойчивым и грустным штампом: каждый понимает счастье по своему. И дальше – никакого движения, никакого развития мысли, никакого упорного поиска этого самого, казалось бы, непонятно-неясного, но тем не менее желанного явления по имени «счастье». …Я согласен с тем, что каждый из нас счастье понимает по-своему. Но многие ли задумываются, почему у каждого своё понимание счастья? А ведь «своё» потому, что каждого из нас несчастливым делает только его, исключительно его (!!!) персональная проблема. Она, как ложка дёгтя в бочке с мёдом, отравляет всю жизнь, превращая эту самую жизнь если не в мучение и страдание, то в каждодневное мытарство с одним единственным желанием скорее прожить наступающий день! Так дни превращаются в печаль, так на смену радости приходит депрессия, так жизнь становится томительной и пресной, превращаясь в сплошную нудную и серую несчастливость. Но разве разное видение (представление) и понимание сути счастья мешает сознательно-рациональной, целенаправленной и прагматичной работе любого из нас над формированием у себя Счастьесознания – сознания, когда в основе и в ряду прочих забот, есть главная – устремление к своему - именно своему ! - счастью? …Минувшие несколько лет были для меня удивительными по силе изумления от открытия того, что учение Иисуса – это учение «специалиста по счастью» от самого Бога! Сегодня для меня очевидно и неоспоримо то, что когда Иисус рассказывает своим ученикам и единомышленникам о Царствии Небесном, нужно много сил, знаний, решительности, мужества и мудрости, чтобы увидеть за этой метафорой (Царство Небесное) не столько религиозно-мистическую тематику и смысл, сколько психологию, материализм и практическую пользу основателя христианства; нужно много сил, знаний, решительности, мужества и мудрости для того, чтобы понять суть учения Иисуса именно как Учения о счастье, а Новый завет принять к изучению и постижению - как Учебник счастья (практической психологии счастья)! И, в первую очередь, это было бы крайне полезно для искренно и истинно верующих образованных людей, читающих проповеди обычным людям, предпочитающих больше слушать, чем читать и в чём-то самостоятельно разбираться. Нетрудно при желании заметимть, что, как только мы принимаем за основу идею о том, что Царство небесное – это особое состояние сознания (состояние гармонии и счастливости!), практически всё и моментально в Новом завете становится логическим и даже - научно объяснимым с позиций современной практической психологии и социологии! Как только мы представляем, что Царство небесное – это состояние сознания Человека счастья (имя ему и ему подобным в Новом завете звучит как «сыны света»!), трудно не согласится с рекомендацией Иисуса: «Ищите прежде Царствие Божие («Небесное») и правды его, а все остальное приложится вам…». Трудно не согласится с этим ещё и потому, что ещё такой авторитетный мыслитель, как Аристотель (годы жизни ок. 384–322 до н.э.), обозначил счастье, как смысл и цель жизни: «Счастье есть смысл и назначение жизни, единственная цель человеческого существования», - сказал он. Как мы понимаем, Иисус с Его учением о Царстве Небесном (Божьем) был уже после него, как после него был и современник Иисуса - римский философ Сенека, автор работы «О блаженной (счастливой – прим. моё) жизни» и другие, кому счастье не казалось химерой и выдумкой романтичных мечтателей. Думать, изучать, внедрять в уклад жизни задачу счастья предпринимали даже юристы той эпохи. Показательна в этом плане фраза Публия Цельса (Цельса-младшего, правового деятеля I-II н.э.), в переводе звучащая так: «Право есть искусство (наука) доброго и равного». Ну чем задача доброго и равного не задача устройства Царства Божьего на земле? Все чаяния, труды, устремления многих просвещённых людей прошлого (и не только их!) одновременно были посвящены этой задаче, равно как и задаче одновременного формирования у их единомышленников и современников, у всех апологетов и адептов счастьесознания – сознания Человека счастья. Есть неповторимый (уникальнейший!) пример чудесного преображения сознания Борца с инакомыслием по имени Савл в сознание Человека счастья по имени Павел, остаток жизнь которого прошла в трудах по пропаганде Учения о Счастье (о Царстве Небесном). Сегодня Послания Святого апостола Павла – это бесценный по своей глубине источник мудрости и психологических рекомендаций. Для их понимания и практического использования нужно только одно – отбросить химеру мистицизма и слегка вооружиться знаниями по психологии!!! Иными словами, совет касательно Царства Небесного, оставленный нам Иисусом, - это призыв разумнейшего и здравомыслящего, лучшего и первого среди всех времён и народов Психолога-практика заботиться, прежде всего, о своём сознании как о сознании Человека счастья, а всё остальное в нашей повседневной жизни непременно будет дополнять этот процесс самым естественным образом! ……………………………………………………………………………………………….. С чего начинается путь к формированию Счастьесознания? Я предлагаю начать его со следующего определения счастья: «Счастье – это такой уровень качества жизни и её организации, при котором жизнь удивляет, влечёт и получается.» Это определение, которое я услышал от Ивиса де Люссиса, оказалось практически универсальным в стройной концепции счастья моего друга. Впоследствии я множество раз убеждался в том, как всё точно сходится в деле строительства счастья, если идти по пути повышения качества своей жизни и уровня её организации. Качество жизни и её организация – это цель и одновременно работа по укреплению «слабых звеньев», которые делают человека несчастливым. В равной мере это относится и к любому сообществу людей, ко всему человечеству в целом. Но не будем о масштабе; взглянем на себя! Не нужно думать, что «слабые звенья» - это нечто запредельное или чужое. Анализ зон уязвимости показал мне, что все потенциальные и реальные «слабые звенья» (они же – «зоны уязвимости») человека укладываются в одно из следующих понятий: «тело», «разум», «эмоции», «чувства», «среда обитания» (условия жизни, адаптация к ним и отношения), «устремления и воля», «поведение» (продуктивные навыки деловой и повседневной жизни), т.е. вещи, присущие любому из нас. Этот список при желании можно слегка расширить, но это будет незначительное и в чём-то, быть может, даже неоправданное расширение. Счастьесознание, таким образом, - это сознание Человека счастья, а если быть предельно точным – сознание Человека, устремленного к счастью и решающему эту задачу через укрепление тех зон в своём «Я», которые делают его несчастливым. Жить и трудится ради счастья без Счастьесознания невозможно! ……………………………………………………………………………………………………. … Мой дед Василий, несмотря на то, что жизнь его была трудной, представляется мне счастливым человеком! Он прожил долгую жизнь, которую очень любил, потому что она его постоянно удивляла и влекла, и которая у него получалась, воплощаясь в том, что он задумывал, что делал и чего достигал. Наверное, по этой причине он никогда не жаловался на трудности и всегда размышлял и трудился над тем, что доставляло ему радость, а родным, близким и соседям приносило пользу! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|