|
Наблюдение функционирования феномена бессознательногоАвтор статьи: Скляренко Виктор Рамэссович
Введение. Зачем психологу нужно наблюдение феномена сознания? Феномен бессознательного является так же, как и сознание, ключевым понятием психологии. Это понятие, следующее по значимости в психологии после понятия сознания. Но по своему практическому значению феномен бессознательного возможно даже более значим, чем феномен сознания. Именно на работе с феноменом бессознательного построены проективные методы психодиагностики и большинство методов психотерапии. Практическое понимание этого феномена имеет ряд сложностей: Данная статья не претендует на решение всех проблем понимания феномена бессознательного. В данном случае я ставлю задачу создания необходимых и достаточных условий понимания этого феномена для начала практической деятельности студентов-психологов. Поскольку эта статья является продолжением статьи о наблюдении феномена сознания, в наблюдении феномена бессознательного я буду основываться на уже описанном эксперименте с табуреткой. Итак, в эксперименте по наблюдению функционирования феномена сознания мы подошли к вопросу о том, что если индивидуальность осознания предмета определяется индивидуальностью смыслов – то, что определяет смыслы человека? Что определяет смыслы человека? Практическое наблюдение функционирования феномена бессознательного Сама фраза «наблюдение феномена бессознательного» уже содержит достаточно серьезное противоречие. С одной стороны – предполагается, что бессознательное это «не сознание», а с другой стороны мы говорим об осознанном наблюдении того, что по определению не осознано. Разрешается это противоречие достаточно просто – признанием факта возможности переводить содержания бессознательного в содержание сознания. В психологии разработано достаточно много способов такого перевода. При этом процесс перевода содержаний сознания в область бессознательного называется вытеснением, а процесс перевода содержаний бессознательного в область сознания – сознаванием. В начале разговора о феномене бессознательного я обычно говорю студентам о том, что мне не нравится определение одного феномена, через отрицание другого феномена. И аргументирую это предложением рассмотреть все то, что находится вне наблюдаемой в аудитории табуретки, как феномен «не табуретки». В такой аналогии становится очевидным факт, что содержание пространства вокруг наблюдаемой табуретки описано очень скудно, если не сказать, что оно совершенно ни как не описано. А между тем, если мы говорим о возможности сознавания содержаний бессознательного, логично было бы говорить о возможном содержании. В качестве объектов содержания феномена бессознательного в ходе осуществленного эксперимента я предлагаю наблюдать те побуждения (влечения), которые стоят за конкретными описаниями наблюдаемого предмета. Эти побуждения и определяют смысл и ценность воспринимаемых качеств табуретки. Примеры: Все подобные сознавания побуждений не всегда и не всеми студентами легко осуществляются. Процесс такого сознавания обычно происходит частично самостоятельно, частично в совместном обсудении. Выводы из эксперимента по наблюдению функционирования феномена бессознательного При столкновении с трудностями дать интерпретацию побуждениям, которые стоят за теми или иными содержаниями сознательной деятельности приводят к осознанию необходимости некой системы представлений, которая позволяла бы дифференцировать содержания бессознательного. Однако, это тема следующей статьи. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|