|
Дифференциация содержаний бессознательногоАвтор статьи: Скляренко Виктор Рамэссович
Введение. Проблемные вопросы дифференциации содержаний бессознательного. Дифференциация содержаний бессознательного является, возможно, самой проблемной задачей психологии. Наверно, ни по одному другому вопросу не существует такого количества непримиримых и взаимоисключающих противоречий между различными методологическими подходами. Расхождения именно по этим вопросам становились причиной ссор Фрейда с его учениками, и именно эти же разногласия породили большое количество психотерапевтических направлений. Данная статья, конечно, не может претендовать на разрешение всех проблем существующих в области понимания устройства и содержания бессознательного. Однако, я думаю, что существует реальная возможность посмотреть на ситуацию в ее обобщенном виде и, выражаясь языком математиков, «упростить выражение» с целью обозначения наиболее практичных подходов к пониманию сути задач дифференциации содержаний бессознательного. В разных практических методах психологии есть достаточно много представлений об объектах, содержащихся в бессознательном. Например, З.Фрейд говорит об инстинктах продолжения рода и стремления к смерти (либидо и мортидо) а так же о различных комплексах, К.Г.Юнг говорит об архетипах (психических составляющих биологических инстинктов), Ф.Перлз говорит об инстинктах питания и агрессии, А.Адлер говорит об инстинкте влечения к власти. Этот список подходов можно продолжить, однако, я хочу обратить внимание на уже обозначившуюся здесь проблему: с одной стороны – все эти подходы говорят о некоем «основном инстинкте», а с другой стороны – психология очень сложно признает наличие инстинктов у человека. И, например, тот же самый Фрейд в других обстоятельствах заявляет, что «человек – это животное, лишившееся своих инстинктов». Юнг тоже уходит от прямого признания инстинктов у человека путем сложных размышлений об архетипах, как «психических составляющих биологических инстинктов». Ф.Перлз говорил об инстинктах человека достаточно прямо, однако, современные последователи гештальттерапии всячески уходят от признания инстинктов у человека различными фразами, типа: «Ну-у, это был ранний Перлз, он потом пересмотрел свои взгляды…» и т.п. Практически во всех учебниках психологии пишут, что «у человека инстинктов нет», «у человека сознание, а инстинкты у животных», «человек – это не животное» и т.п. При этом даются объяснения со ссылками на К.Маркса, который полторы сотни лет назад сказал, что пчела строит красивые соты, но делает это неосознанно, а инстинктивно, а вот у архитектора есть хоть плохой, но план. Я не буду сейчас критиковать Маркса за узость его представлений о животных и человеке, хочу только обратить внимание на данный факт. Если обратиться к общей психологии – инстинкты и рефлексы считаются бессознательными реакциями. С этой точки зрения содержания бессознательного логично было бы считать проявлениями инстинктов и рефлексов. Таким образом, получается нарушение логики – у человека признается наличие бессознательного в принципе, но очень трудно признается наличие бессознательных реакций - инстинктов.
Сознавание инстинктов При такой постановке задачи естественно возникает вопрос, можно ли сознавать то, что по определению бессознательно. Если ответить коротко – да, можно. А логическое противоречие нужно снимать не сомнением в возможности «сознавать бессознательное», а пересмотром самого термина «бессознательное». Если наблюдаемый феномен определить не по принципу отрицания сознания, а дать ему свое имя – все станет на место. Проблема ведь и возникла именно потому, что данному феномену отказали в своем имени и определили через отрицание другого феномена. Создается впечатление, что назвать этот феномен своим именем каким-то людям так же страшно, как в фильме «Гарри Поттер» некоторым магам назвать имя Волан-де-Морта. Для начала сделаем отступление и поговорим о том, что такое инстинкты. Инстинкт в переводе с латинского – влечение, побуждение. В биологии, медицине и психологии нет единого представления о том, что такое инстинкты и сколько их. Инстинкты имеют достаточно сложную природу функционирования. Объем и предназначение данной статьи не предполагает полного описания инстинктивной деятельности психики. Некоторые особенности инстинктов стоит описать в отдельной статье. Для обозначекния подхода к дифференциации содержаний бессознательного пока достаточно только осознать то, что движет поведением человека. Вот один из возможных перечней инстинктов: Этот список можно продолжать долго. Например, родительские инстинкты можно дробить – рассматривать отдельно материнские, отцовские, семейные и т.д. Какие инстинкты являются основными, а какие зависимыми – тоже не однозначный вопрос. На мой взгляд, на этот вопрос хорошо ответил К.Г.Юнг в работе «Трансцендентная функция». В этой работе он рассматривает толкование одного и того же сновидения с точки зрения разных психоаналитических подходов – фрейдовского, адлеровского и юнгианского. Толкования получаются все разные, но все они имеют терапевтический эффект. Объяснить этот эффект можно тем, что инстинкты все связаны между собой в единую систему и работа с одним из них, «основным» по мнению данного конкретного аналитика – приводит к изменению всей системы инстинктов. Итак, перечислим применяемые в психотерапии способы сознавания инстинктов: Если посмотреть на этот список – можно обратить внимание, на тот факт, что в принципе любое действие может быть проанализировано с точки зрения стоящего за ним инстинкта. Таким образом, можно сказать, что дифференциация содержаний бессознательного может осуществляться по любому виду деятельности. При анализе проявления инстинктов важным моментом является понимание первичности инстинкта по отношению к сознательной деятельности. Так, например, человек сначала влюбляется и только потом может это осознать. Обратная зависимость здесь не работает – человек не может сознательно выбрать в кого ему влюбиться. Выводы: Я понимаю, что особенно последний пункт выглядит очень радикально на фоне «привычной картины мира». Тема сложная, по разным причинам, в том числе идеологическим. Кому эта тема интересна – можно обсудить возникающие вопросы. Один из важных вопросов, который вытекает из этой темы – вопрос отличия человека от других биологических видов. Это вопрос отношения человека с природой. Я хочу об этом поговорить в одной из следующих тем. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|