1. Представление о сознании и его скрытом содержании в античной философии: Парменид и Платон
Что такое сознание, из чего оно состоит и каково его содержание — эти вопросы занимали человечество издревле. В одном из самых ранних дошедших до нас философских текстов, а именно философской поэме Парменида «О природе», автор, рассуждая, в целом о Бытии и Небытии, касается также и темы сути мышления, вопроса о познании в целом. Парменида считают «отцом» двух важнейших разделов философии: не только онтологии (теории Бытия), но и, что ближе к теме этого диплома — гносеологии (теории познания).
«…мыслить и быть — не одно ли и то же?..
...я возбраняю тебе [первый] путь разыскания,
Но возбраняю и тот, по которому бродят невежды,
Люди о двух головах, в чьем сердце беспомощность правит
Праздно бредущим умом. Глухие они и слепые
Мечутся, ошеломясь, неспособное племя к сужденью...
Разумеется, нас сейчас интересует не сама гносеология, как учение о познании в целом, и даже не теория мышления, а имплицитная, скрытая часть мыслительных процессов, происходящих в бессознательном. Однако до формулирования самого понятия бессознательного в привычном для нас виде должно пройти еще несколько тысячелетий.
Среди других античных авторов, занимавшихся темой сознания и мышления нельзя не назвать, разумеется, Платона.
В диалоге «Менон» он говорит о неких «врожденных» идеях, о том, что некоторые знания человек может не получить из внешнего мира, а, как бы, «припомнить». В диалоге Сократ беседует с неким юношей, незнакомым с математикой вообще, однако в ходе диалога он самостоятельно выводит теорему Пифагора. То есть, речь идет о неком имплицитном знании, недоступным сознанию напрямую, но могущему проявиться в процессе «припоминания». И способ, при помощи которого это припоминание происходит, получивший позднее название «сократовского диалога», очень напоминает работу современного специалиста.
2. Бессознательное в работах Декарта и Лейбница
Уже значительно позднее, в 17 веке, о врожденных идеях, иплицитном знании писали Рене Декарт и Готфрид Вильгельм Лейбниц.
У Декарта (1596-1650) человек предстает как «дух в машине», он предлагает провести четкое разграничение на сознание и телесную часть индивида, на две субстанции — мыслящую и телесную (протяженную). Связующим звеном между ними становятся как раз идеи, присущие сознанию вне зависимости от опыта, то есть врожденные.
Концепция же бессознательного впервые была ясно сформулирована Лейбницем в 1720 г. в труде «Монадология». Он пишет, что в психике человека (душе) все время происходит деятельность неосознаваемых восприятий, Лейбниц называет их «малыми перцепциями». Осознать эти бессознательные акты деятельности психики можно при помощи памяти и внимания, вместе составляющих единое действие — апперцепцию. Лейбниц выделяет области отчетливого и смутного знания, а также область бессознательного. При помощи апперцепции и рациональной интуиции можно получить доступ к областям смутного знания и бессознательного, раскрыть содержащиеся там идеи и перевести их в область отчетливого знания.