Заслужил ли я это мороженое? О соразмерности наказаний

Заслужил ли я это мороженое О соразмерности наказаний

Новостная лента предложила мне недавно прослушать рассказы для детей Михаила Зощенко. Особенно меня впечатлили рассказы из цикла  "Лёля и Минька" «Ёлка» и «Калоши и мороженое».

Сейчас хочется отдельно рассмотреть второй. В нем речь идет о детях. Возраст предположительно 5 и 7лет. Автор рассказывает от первого лица, про себя маленького, как однажды они с сестрой нашли калошу, продали ее тряпичнику и купили мороженого. На следующий день захотели еще мороженого, ненужных калош найти не смогли, взяли из дома парочку и продали их. Оказалось, что это калоши гостей. Важно, что сестра сразу не созналась, начала что-то врать, и отец наказал детей.

Все игрушки детей были проданы, на вырученные деньги гостям купили калоши. Также ребятам запретили есть мороженое в течение 2 лет. А после разрешалось кушать, но велено было всякий раз думать "заслужили ли они это сладкое?" [1].

Автор сознается, что когда он стал "совсем взрослый и даже немножко старый" [1] в процессе поедания мороженого замечает за собой, что в горле образуется неприятное сжатие и неловкость.

У меня сложилось впечатление, что автор прорабатывает детскую обиду и горечь в своем рассказе. Таким образом находят выражение детские эмоции. На ребят обрушилось весьма серьезное наказание без предупреждения. Не удивительно, что спустя много лет обида подкатывает к горлу неприятным комом, а несправедливость может обжигать.

Я попыталась оценить реальный ущерб по ценам того времени, он мог влиять на строгость наказания. Старьевщик предлагал за неновые калоши 20-30 копеек, целые сапоги могли стоить от 4 до 10 рублей, зарплаты колебались от 20 до 90 рублей. Ущерб, скорее всего, не превысил 5000 на современные деньги.

Стоит отметить, что наказание было эффективным, может быть, даже чрезмерно. Нежелательное поведение не повторялось. Хватило одного раза. Дети больше не продавали чужое имущество, старались не обманывать.

  • Наказание наступило сразу, без отлагательств.
  • Последствия были заметны для детей, ощутимы.
  • Ребятам объяснили связь между действиями и последствиями.

На мой взгляд было нарушено важное правило соразмерности проступка и последствий.

  • Детей не информировали о наказании за такое поведение.
  • Проступок был совершен впервые.

Предполагается, что незнание законов не освобождает от ответственности, но в контексте воспитания мне кажется уместным информировать детей о том, что можно, а что нет. Какое поведение является допустимым, какое - условно допустимым (в некоторых ситуациях), какое - запрещенным.

Мне очень жаль героев рассказа. Строгость отца и стремление воспитать достойных людей могли кроме желанного "будь в ответе за то, что сделал" сформировать внезапное "я не заслуживаю даже мороженого". А также спровоцировать появление постоянных тревог и волнений по поводу соответствия высоким стандартам добродетели порядочных родителей.

1.Зощенко М.М. Лёля и Минька / Худож. В.Колтунов. — М.: Сов. Россия, 1984. — 71 с

Буду рада, если поделитесь своими представлениями о воспитании и наказаниях в формате ответов на вопросы:

Стоят ли 2 пары калош 2 лет без мороженого для 2 детей?

Какие бы Вы предложили варианты наказания для такой ситуации?

 

 



Просмотров: 360
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • "Ты виноват уж в том, что хочется мне кушать..."(еще раз об идентификации с агрессором)
  • "он назвал меня идиоткой, и я сразу поняла что это мой человек"
  • Акция "Подарки для детей из детского дома" - насколько это "добро" - доброе?
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Что такое "семь смертных грехов", и какое место они занимают в нашей жизни.
  • Отношения детей и родителей. Что было, что сейчас и к чему всё идёт?
  • Мне 37 лет, у меня нет мужа и детей. Что со мной не так?
  • Что за "зверь" это такой - аутоагрессивное (аутодеструктивное) поведение?
  • "Работа с МАК". Расклад "Что лучше для меня".
  • Что означает для меня "быть самой собой"?
  • "Что было, что будет, чем сердце успокоится?"
  • "Казнить нельзя помиловать" - или как и за что ругать и наказывать детей?
  • "Когда для меня делают что-то после моей просьбы, я испытываю не радость, а разочарование..."
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • "Квест-игры убийцы". Или что на самом деле убивает наших детей.
  • Терапевтическая сказка для детей 2-5 лет "Как слоник испугался мышонка"
  • Психологическая игра "Лепешка " для детей 6-10 лет
  • "Ну за что мне все это?!!"
  • "я хочу вернуть то, что у меня было"
  • "Нет! Это не вентилятор!". Сказкотерапия для детей.
  • Медитативные сказки для трудных детей с "иммунитетом против наказания".
  • Тест "Что мне необходимо для успеха"
  • "Я для себя" - что это?
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Что "цепляет" мужчин в женщине даже больше, чем красивая внешность
  • Я его слепила из того, что было. Теория "пинка".
  • Психологический смысл болезни или "Господи, за что мне это!"
  • Что такое "быть дома"? Или "Я в домике"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь