Заслужил ли я это мороженое? О соразмерности наказаний

Заслужил ли я это мороженое О соразмерности наказаний

Новостная лента предложила мне недавно прослушать рассказы для детей Михаила Зощенко. Особенно меня впечатлили рассказы из цикла  "Лёля и Минька" «Ёлка» и «Калоши и мороженое».

Сейчас хочется отдельно рассмотреть второй. В нем речь идет о детях. Возраст предположительно 5 и 7лет. Автор рассказывает от первого лица, про себя маленького, как однажды они с сестрой нашли калошу, продали ее тряпичнику и купили мороженого. На следующий день захотели еще мороженого, ненужных калош найти не смогли, взяли из дома парочку и продали их. Оказалось, что это калоши гостей. Важно, что сестра сразу не созналась, начала что-то врать, и отец наказал детей.

Все игрушки детей были проданы, на вырученные деньги гостям купили калоши. Также ребятам запретили есть мороженое в течение 2 лет. А после разрешалось кушать, но велено было всякий раз думать "заслужили ли они это сладкое?" [1].

Автор сознается, что когда он стал "совсем взрослый и даже немножко старый" [1] в процессе поедания мороженого замечает за собой, что в горле образуется неприятное сжатие и неловкость.

У меня сложилось впечатление, что автор прорабатывает детскую обиду и горечь в своем рассказе. Таким образом находят выражение детские эмоции. На ребят обрушилось весьма серьезное наказание без предупреждения. Не удивительно, что спустя много лет обида подкатывает к горлу неприятным комом, а несправедливость может обжигать.

Я попыталась оценить реальный ущерб по ценам того времени, он мог влиять на строгость наказания. Старьевщик предлагал за неновые калоши 20-30 копеек, целые сапоги могли стоить от 4 до 10 рублей, зарплаты колебались от 20 до 90 рублей. Ущерб, скорее всего, не превысил 5000 на современные деньги.

Стоит отметить, что наказание было эффективным, может быть, даже чрезмерно. Нежелательное поведение не повторялось. Хватило одного раза. Дети больше не продавали чужое имущество, старались не обманывать.

  • Наказание наступило сразу, без отлагательств.
  • Последствия были заметны для детей, ощутимы.
  • Ребятам объяснили связь между действиями и последствиями.

На мой взгляд было нарушено важное правило соразмерности проступка и последствий.

  • Детей не информировали о наказании за такое поведение.
  • Проступок был совершен впервые.

Предполагается, что незнание законов не освобождает от ответственности, но в контексте воспитания мне кажется уместным информировать детей о том, что можно, а что нет. Какое поведение является допустимым, какое - условно допустимым (в некоторых ситуациях), какое - запрещенным.

Мне очень жаль героев рассказа. Строгость отца и стремление воспитать достойных людей могли кроме желанного "будь в ответе за то, что сделал" сформировать внезапное "я не заслуживаю даже мороженого". А также спровоцировать появление постоянных тревог и волнений по поводу соответствия высоким стандартам добродетели порядочных родителей.

1.Зощенко М.М. Лёля и Минька / Худож. В.Колтунов. — М.: Сов. Россия, 1984. — 71 с

Буду рада, если поделитесь своими представлениями о воспитании и наказаниях в формате ответов на вопросы:

Стоят ли 2 пары калош 2 лет без мороженого для 2 детей?

Какие бы Вы предложили варианты наказания для такой ситуации?

 

 



Просмотров: 399
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • Акция "Подарки для детей из детского дома" - насколько это "добро" - доброе?
  • Медитативные сказки для трудных детей с "иммунитетом против наказания".
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • Должнотрахи и "Калоши счастья" Андерсена.
  • Стоит ли называть детей именами героев сериала "Игра престолов"?
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • "Куда мне себя деть от своих детей?!" или О некоторых причинах усталости и раздражения мам.
  • "Я ошибка!", или "Меня не должно было быть!"
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • "Взрослые дети алкоголиков" для детей непьющих родителей
  • Брат и сестра: как родители "планируют" судьбы детей
  • И какое оно - "моё поведение в кризис"?
  • Эффект "сломанной игрушки" или как мы теряем своих детей
  • Комментарий к статье "Жестокость детей: как не воспитать чудовище"
  • Поведение людей в критической ситуации: почему не "сама хотела" и "сама виновата"
  • "проблемы и ошибки в воспитании детей" книга Татьяны Чурсиной Жизнь Человеческая
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • 10 важных "Помнить" при воспитании детей
  • "После трёх уже поздно" или в самый раз?...(про раннее развитие детей)
  • "Как родителям успокоить детей после теракта и успокоиться самим".
  • "Новейшая" история воспитания детей
  • "Мама хочет жить" сказкотерапия для родителей особенных детей.
  • Инструкция для уставших родителей " особенных детей"
  • Кого "чинить": детей или родителей?
  • Он должен продолжать меня добиваться даже, если я говорю ему "нет"
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • Сепарация детей от родителей. Сепарация со знаком "-" и "+"
  • "Правша" или "левша". Какое ведущее полушарие у вас?!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь