Комментарий к статье "Жестокость детей: как не воспитать чудовище"

Комментарий к статье Жестокость детей как не воспитать чудовище         

          В последние несколько месяцев тема жестокости, насилия и смерти буквально заполонила новостные колонки. Портал 59.ru обратился ко мне за комментарием эксперта о том, как я вижу происходящее и каковы его возможные причины. Привожу здесь мои комментарии и ответы на вопросы Портала: "Откуда такая агрессия у подростков? Является ли это следствием несовершенной системы образования или причина только в семье? Как защитить ребенка в таких ситуациях?".

         Сложно выделить одну или две причины агрессивного поведения подростков, приводящего к убийству. Как правило, это целый комплекс проблем, которым был подвержен подросток на протяжении длительного времени. Основными, как правило, считают:

1) жестокое обращение, насилие в семье и школьных коллективах (травля/буллинг), при котором снижается порог допустимости применения физической агрессии – так, регулярно подвергающиеся школьной травле дети, часто не в состоянии отслеживать силу своего отклика, например, на обидные высказывания сверстников. В результате могут возникать ситуации, в которых за слово «дурак» ломают руку. Вторая опасность заключается в том, что имеющая место в семье жестокость (как физическая, так и психическая – унижение, оскорбления и пр.) может быть усвоена ребенком как основной способ общения, эффективной коммуникации. Часто таким детям бывает очень сложно объяснить, что выяснить отношения можно без использования кулаков, а просто словами.

2) пропаганда жестокости и насилия по телевидению, в компьютерных играх и т.п. Постоянный просмотр сцен жестокости, убийств, кровавых расправ, делает ребенка менее восприимчивым к жестокости не только на экране, но и в реальной жизни (эффект десенсибилизации).

3) часто полное отсутствие организованного досуга, распространенность пьянства и наркомании среди подростков. При этом время, проведенное за компьютером, организованным досугом, конечно же, не считается. Ну, о влиянии алкоголя на психику человека, сказано и написано уже очень много – потеря контроля над собой, утрата критичности сознания и постепенный распад личности.

      Статистические данные о причинах агрессивного поведения подростков сообщают, что абсолютное большинство убийств, совершаемых подростками (86,7%) носят ситуационный характер.

         "Отсутствие, в силу возраста, устоявшихся жизненных целей и ориентиров, жизненного опыта, необходимого в сложных жизненных ситуациях. Преступное поведение самими детьми может не расцениваться как социально опасное и даже может восприниматься как смелый, героический поступок. 11,9% опрошенных совершили убийство в группе, чтобы «не выглядеть трусом», «не портить с ними отношений». 16,6% опрошенных малолетних убийц свершили преступление в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. При этом следует отметить, что несовершеннолетние быстрее чем взрослые приобретают химические зависимости.» (Варыгин А.Н., Григорян З.М., Юридическая наука № 2 / 2012).

         Американские исследователи установили, что 52% малолетних преступников в детстве переживали ту или иную форму жестокого обращения, а отце- или матереубийство всегда было связано с конфликтом между родителем и несовершеннолетним из-за какой-либо формы плохого обращения — физического, сексуального или эмоционального (M.Dolan, C.Smith The Journal of Forensic Psychiatry 2001).

     Во многих семьях жестокое обращение, физическое, психическое или сексуальное насилие стало обычным явлением. Следственный комитет России опубликовал статистику преступлений, направленных против детей. По данным ведомства, ежегодно больше 14 тысяч несовершеннолетних признаются потерпевшими от разных видов преступлений. С такой статистикой сложно ожидать глобального улучшения ситуации в стране и обычно я предлагаю начать с малого.

         Защитить ребенка от влияния приведенных выше факторов можно самыми простыми способами – интересоваться его жизнью, заниматься совместными делами, спортом, творчеством. Прежде всего взрослым важно начать с себя. Сложно ожидать активной жизненной позиции, достижений и жажды жизни от ребенка, родители которого большую часть жизни проводят дома с телевизором, расслабляются при помощи алкоголя, сами особо ничем не интересуются и хорошей учебы добиваются побоями. Важно прислушиваться к интересам ребенка и, по возможности, следовать им. Делом жизни может стать только то, чем искренне увлечен – и это самая верная гарантия того, что для пагубных привычек и интересов не будет ни места, ни времени.

         Всякий раз, когда родитель задумывается о том, чтобы унизить, оскорбить или ударить ребенка, я предлагаю ему подумать о том, какую мечту и достижение ребенка он убивает в этот раз. Потому что после каждого эпизоде насилия ребенок утверждается в мысли, что сила решает все и неминуемо теряет ощущение собственной ценности, самоуважение и веру в то, что он заслуживает хорошего к себе отношения.



Просмотров: 533
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • День "прав человека против жестокости и насилия" или Правила жизни Маленького принца
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • «Делай, что должно и будь, что будет» Или «Как вести себя в трудных жизненных ситуациях».
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Переживания ребенка при разводе родителей. Что важно знать и как помочь?
  • Бедность, отсутствие заботы или стиль воспитания - что есть насилие в отношении ребенка?
  • Сделайте мне ребенка таким, как я хочу или "неудобные" дети
  • Понять ребенка - это как? .... или "непослушно послушные" дети.
  • И что мне с этим делать? или еще раз о том, как работает терапия
  • 11 признаков компьютерной зависимости у ребенка или как узнать, что ваш ребенок зависим от компьютера?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Истории клиентов, или что может мешать рождению ребенка
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • На что опираться при выборе психолога, или как уменьшить шансы встретить "шарлатана".
  • Как заработать на том, что просто для вас (но сложно для других)
  • Родительская ответственность. Или — как мне «заставить» ребенка делать то, что я хочу?
  • Нужно ли родителям играть со своими детьми? или Что такое ИГРА в жизни ребенка- дошкольника?
  • Отношения в семье после рождения ребенка. Причины конфликтов и что с этим делать.
  • дети - это инопланетяне... или как мне понять своего ребенка
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Самая сложная задача Родителя, что такое "плохо/хорошо" и как можно докатиться до ПРЛ или НРЛ
  • Мои "пять копеек" о том, что все психологи работают только ради денег.
  • Как не кричать и не наказывать ребенка или что делать с Фрустрацией?
  • Быть может ты увидешь здесь что то своё или о жизни с творческой личностью
  • Причины детской агрессии или как воспитать неагрессивного ребенка
  • Как не пополнить печальную статистику разводов или что важно знать, чтобы сохранить семью?
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Хочу пингвина! Или история о том, как пожалеть ребенка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь