|
"Книга жизни" как метод психореабилитации ребенкаАвтор статьи: Ольга Тузова
Психологическое сопровождение семей с кровнородственной формой опеки является достаточно молодым направлением в практике социально - психологической работы. Актуальность выдвинутой темы обусловлена, с одной стороны, новыми требованиями и запросами общества, а с другой – отсутствием теоретико-методологического обоснования особенностей психологической реабилитации ребенка в процессе сопровождения опекунских семей. В процессе психологического сопровождения опекунских семей были выявлены специфические проблемы, которые для их решения требовали как их теоретического обоснования, так и разработки программы и методологического инструментария. В связи с вышесказанным была сформулирована цель работы, которая состояла в разработке метода психологической реабилитации ребенка в процессе сопровождения семей с кровнородственной формой опеки. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Теоретико-методологической основой данной работы являются: теория семейных систем М. Боуэна, эпигенетическая концепция Э. Эриксона, теория привязанности Дж. Боулби, теория поля К. Левина, концепция незавершенного действия Б. В. Зейгарник. Психологическое исследование проводилось в рамках психолого-педагогического сопровождения замещающих (опекунских) семей в г. Мурманске. На психолого-педагогическом сопровождении с сентября 2012 г. по декабрь 2014 г. состояло 17 семей с кровнородственной формой опеки: 17 детей, находящихся в условиях замещающей заботы, в возрасте от 3-х до 12 лет (из них 1 дошкольник, 9 младших школьников, 7 детей младшего подросткового возраста); 17 опекунов в возрасте от 48 до 78 лет (из них 2 опекуна в возрасте до 50 лет, 1 – до 60 лет, остальные находятся в возрастном диапазоне от 60 до 78 лет). В результате теоретического анализа проблемы было определено понятие «психологическая реабилитация ребенка». Под психологической реабилитацией ребенка мы понимаем определение его места и роли в семейной системе через восстановление структуры семьи с включением всех ее репрессированных членов. Опыт психологического консультирования показывает, что воспитываясь в опекунской семье, дети многое знают о своих родителях. Но, к сожалению, часто так происходит, что бабушки и дедушки не выбирают выражений в определении поведения своих дочерей, приведшего к установлению опеки над ребенком. Особенно негативное отношение проявляется к бывшим женам сыновей опекунов. В семьях, где матери находятся в местах лишения свободы, либо оставили детей причины ее отсутствия скрываются объяснениями, что «мама в командировке», «уехала зарабатывать деньги». Зачастую опекуны стараются оградить ребенка от общения с родителями, опасаясь их «дурного» влияния на него. Помещение ребенка в опекунскую семью порождает множество проблем психологического, педагогического и социального характера. Меняется статус всех членов расширенной семьи, происходит разрыв ранее сложившихся отношений, возникает необходимость создавать новые, перераспределять семейные роли. А это означает, что приспосабливается не только ребенок, но и каждый член семьи. Нередко бывает так, что поведение ребенка не совпадает с ожиданиями опекунов и приводит к конфликтным ситуациям. Положение усугубляется осуждающим отношением к опекунам – родителям со стороны социума, побуждая семьи закрываться, устанавливая жесткие границы. Опекуны не знают, как помочь ребенку и часто своими неправильными действиями усиливают его психическую напряженность. Подобное положение затрудняет социальную адаптацию, порождает тревожность и пессимизм у опекунов, неуверенность в себе у детей. У детей развивается чувство неполноценности, низкая самооценка, трансформирующиеся в осложненные формы поведения, которые еще больше затрудняют общение. Таким образом, наиболее значимыми показателями успешной психореабилитационной работы детей в опекунских семьях являются принятие ими своего прошлого, позитивное отношение к кровным родителям и успешность в получении образования. На основании полученных данных была разработана программа психологического сопровождения семей с кровнородственной формой опеки, в рамках которой осуществлялась психологическая реабилитация детей с помощью метода «Книга жизни». Метод предназначен для психологической реабилитации ребенка в возрасте до 12 лет в процессе сопровождения семьи с кровно – родственной формой опеки. Цель метода: создание непрерывности истории жизни ребенка, находящегося в семье с кровнородственной формой опеки, как условие его психологической реабилитации. Задачами метода являются:
Следует подчеркнуть, что данный метод является важной составной частью программы психологического сопровождения семей с кровно - родственной формой опеки. Его эффективность напрямую зависит от последовательного прохождения всех этапов программы: 1 этап. На подготовительном этапе происходит знакомство с семьей, заключение договора о сотрудничестве, социально-психологический анализ проблем опекунской семьи. 2 этап. На данном этапе осуществляется постановка семейного диагноза, определение проблемы; анализируется уровень знаний опекуна о психологических особенностях детей, оставшихся без попечения родителей; выявляются факторы, стимулирующие или препятствующие развитию ребенка; формулируется гипотеза, определяется направление работы, осуществляется проектирование этапов работы. 3 этап. Формирующий этап направлен на коррекцию и реабилитацию взаимоотношений в системе опекун – опекаемый в ходе написания «Книги жизни». «Книга жизни» создается в процессе психологического сопровождения вместе с психологом, который ведет анализ динамики развития отношений, оказывает помощь в рефлексии полученных результатов, осуществляет регуляцию и коррекцию взаимоотношений. 4 этап. На заключительном этапе ассимилируется полученный опыт и осуществляется переход от психолого-педагогической помощи к самопомощи с опосредованным мониторингом благополучия развития ребенка в условиях замещающей семейной заботы куратором семьи. На первом этапе программы у опекаемых детей диагностируются проблемы по основным психическим компонентам: когнитивном, эмоциональном и поведенческом. На когнитивном уровне у детей выявляются негативные представления о себе, как о плохом ребенке, виновном в распаде кровной семьи. Также наблюдаются отклонения в эмоционально-волевой сфере: в нарушении социального взаимодействия (прилипчивость в поведении, либо другая ее крайность – отгороженность ребенка от сверстников), неуверенности в себе, снижении самоорганизованности, целеустремленности, недостаточном развитии самостоятельности, неадекватной самооценке, неспособности выстроить нормальные взаимоотношения с окружающими. Указанные проблемы обусловлены отсутствием непрерывности истории жизни ребенка, непониманием причин изъятия его из кровной семьи. Для формирования непрерывности истории жизни ребенка необходимо опираться на принципы программы психологического сопровождения опекунских семей. Основными принципами программы являются:
Опираясь на данные принципы, было разработано содержание метода «Книга жизни», которое имеет свое тематическое планирование и предполагает обязательное психологическое сопровождение. Первая тематическая встреча, названная «Линия жизни», посвящена диагностике актуального эмоционального состояния ребенка и его представлений о том, что с ним произошло. Необходимо ввести ребенка в предстоящую деятельность. Затем помогаем ему найти себя на линии жизни: - «Ты видишь линию жизни. Представь, что ты кораблик и плывешь по линии жизни как он по океану. (Предлагаем на выбор ребенка картинки - раскраски с разными моделями корабликов). Выбери и раскрась его. Покажи на линии, где сейчас находишься ты - кораблик. Как ты сюда попал?» Вторая встреча, «Вперед в прошлое», решает задачу формирования положительного образа прошлого, его принятия через реконструкцию истории семейной системы ребенка. Вместе с опекуном воспроизводим историю встречи родителей ребенка. Создаем их положительный образ. На странице ребенок приклеивает заранее выбранные фотографии отца и матери. Пишем историю «Мои родители».Следующие встречи, так же решают задачу формирования позитивного образа прошлого. Темы «Я родился!», «Что в имени моем», «Город, в котором я родился», «Я расту» позволяют создать позитивный образ – Я ребенка. В «Книге жизни» пишем историю рождения ребенка (дата, место, рождения, знак зодиака, историю выбора имени, его значение, великие люди, рожденные под таким же знаком зодиака и носивших имя ребенка, антропометрические данные ребенка).Тематическая встреча «Так случилось…» нацелена на создание условий для удовлетворения потребности ребенка в безопасности через создание непрерывности отношений в его истории жизни. Особое внимание уделяется работе с травмой потери кровной семьи, диагностики стадии горевания, на которой находится ребенок, а так же работе с чувствами ребенка – виной, обидой, гневом. Следует помнить, что при работе с острым горем возможно сопротивление ребенка, обусловленное его застреванием на одной из стадий горя. Обязательно проговаривание причин изъятия ребенка из кровной семьи или ее утраты. Создаем вместе с ребенком и опекуном генеалогическое древо. Заключительные встречи посвящены темам «Мои друзья», «Мои достижения». На этом этапе осуществляется формирование уверенного поведения ребенка с проекцией в будущее. Взращивание ресурса ребенка. Пишем истории о друзьях, о достижениях, о значимых событиях в его жизни. В процессе работы с «Книгой жизни» необходимо учитывать следующие методические рекомендации:
Таблица 1 Результаты работы по основным психическим компонентам
На основании полученных результатов был сформулирован ряд выводов:
В заключение следует отметить, что метод «Книга жизни» был представлен на конкурсе «Золотая Психея» в 2014, где стал победителем в номинации читательских симпатий.
Список литературы
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|